- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ
- Транслит
- Al-Ĥajju 'Ash/hurun Ma`lūmātun ۚ Faman Farađa Fīhinna Al-Ĥajja Falā Rafatha Wa Lā Fusūqa Wa Lā Jidāla Fī Al-Ĥajji ۗ Wa Mā Taf`alū Min Khayrin Ya`lamhu Al-Lahu ۗ Wa Tazawwadū Fa'inna Khayra Az-Zādi At-Taqwá ۚ Wa Attaqūnī Yā 'Ūlī Al-'Albābi
- Эльмир Кулиев
- Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!
- Абу Адель
- Хадж – известные месяцы [шавваль, зуль-ка’да и первые десять дней месяца зуль-хиджжа], и кто обязался в них [в эти месяцы] (совершить) хадж (войдя в состояние ихрама), то нет [не позволяется] приближения (к совершению близости ни словами и ни поступками), и ослушания (повелений Аллаха), и препирательства [споров, которые возбуждают гнев и ненависть] во время хаджа. И что вы сделаете хорошего, то (это) знает Аллах. И запасайтесь (средствами для совершения хаджа и праведными деяниями для Вечной жизни), и лучший из запасов – (качество) остережения (наказания Аллаха). И остерегайтесь Меня [Моего наказания], о обладатели разума!
- Толкование ас-Саади
- Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! [[Всевышний сообщил, что хадж совершается в месяцы, хорошо известные народу, которому было ниспослано это откровение, и называть эти месяцы не было необходимости. Повеление соблюдать пост нуждалось в разъяснении того, какой именно месяц отведен для этого обряда. Повеление совершать пять обязательных намазов также нуждалось в разъяснении отведенного для них времени. Но хадж был известен арабам со времен пророка Ибрахима, и будучи его потомками, они регулярно совершали это паломничество. Большинство богословов считало, что месяцами хаджа являются шавваль, зуль-каада и первая декада месяца зуль-хиджжа. Именно в эти месяцы паломники обычно вступают в ихрам с намерением совершить хадж. Если паломник вознамерился совершить хадж, то есть вступил в ихрам, то он обязан довести паломничество до конца, поскольку вступление в ихрам делает совершение паломничества обязательным, даже если оно является добровольным. Опираясь на это кораническое высказывание, имам аш-Шафии и его последователи считали, что нельзя вступать в ихрам с намерением совершить хадж до наступления месяцев хаджа. Однако я считаю, что мнение большинства богословов, согласно которому вступать в ихрам с намерением совершить хадж до наступления месяцев хаджа разрешается, является наиболее достоверным, поскольку слова «кто намеревается совершить хадж в эти месяцы» означают, что некоторые паломники намереваются совершить хадж в эти месяцы, а некоторые - еще раньше, причем ничто не конкретизирует общий смысл этого откровения. Затем Всевышний Аллах приказал паломникам почтительно относиться к ихраму, особенно, если человек совершает паломничество в отведенные для хаджа месяцы. Паломник обязан избегать всего, что может нарушить ихрам или уменьшить его награду. Он должен избегать половой близости и всех слов и поступков, которые вызывают половое возбуждение, особенно, в присутствии своей жены. Он также должен избегать грехов и всех поступков, которые запрещены во время ихрама. Он не должен вступать в споры и препирательства, поскольку они порождают зло и приводят к взаимной вражде. Суть паломничества заключается в том, чтобы мусульманин унизился и смирился перед Аллахом, приблизился к Нему посредством любых праведных поступков и очистился от грехов. Такое паломничество является благочестивым, и вознаграждением за него может быть только Рай. И хотя грехи запрещается совершать в любое время и в любом месте, во время паломничества все ниспосланные запреты становятся еще более строгими. Следует помнить, что для того, чтобы приблизиться к Аллаху, человек обязан не только избегать грехов, но и выполнять повеления своего Господа. Именно поэтому далее Всевышний сказал, что Ему известно обо всех праведных поступках и обрядах поклонения, которые рабы совершают, чтобы приблизиться к Нему. Предлог мин свидетельствует о том, что это распространяется на все благодеяния. Это откровение призывает людей творить добро, особенно, если они оказались на заповедной мекканской земле. В этих славных местах мусульманин должен воспользоваться представившейся ему возможностью и часто совершать намаз, соблюдать пост, раздавать милостыню, совершать обход вокруг Каабы и делать добро окружающим словом и делом. Затем Всевышний Аллах велел мусульманам готовиться к такому благословенному путешествию, каким является паломничество. Запасаясь необходимыми припасами, паломник избавляется от необходимости обращаться за помощью к людям и сохраняет свое достоинство. Если же он берет с собой дополнительный провиант, то может помочь другим путешественникам и еще больше приблизиться к Господу миров. Такие припасы позволяют человеку обеспечить себя продуктами питания и всем необходимым. Однако самым настоящим припасом, который помогает человеку как в этом мире, так и после смерти, является богобоязненность. Этот припас позволяет ему спокойно отправиться в путешествие в мир иной и, добравшись до настоящего блаженства, вечно наслаждаться самыми удивительными благами. Если же человек не запасается богобоязненностью, то он не сможет достичь конечной цели своего путешествия, не попадет в обитель богобоязненных праведников и окажется обреченным на злосчастье. После восхваления богобоязненности Аллах повелел благоразумным людям бояться Господа, поскольку первым, к чему призывает здравый разум, является страх перед Аллахом. И если человек не исповедует богобоязненность, то это свидетельствует о его невежестве и безрассудстве.]]
- Ибн Касир
-
Хадж совершается в известные месяцы. Кто намере -вается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!
Аллах сказал: (الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَـاتٌ) Хадж совершается в известные месяцы. В аяте не называются конкретные месяцы, тем не менее лингвисты считают,что здесь подразумеваются конкретные месяцы, совершение хаджа в которых более предпочтительно, чем в остальные месяцы, это наиболее правильное мнение. Из тех же, кто считает, что ихрам для Хаджа можно принять в любые месяцы года:Имам Малик, Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбал, Исхак ибн Рахавайх,Ибрахим ан-Нахаи, ас-Саури, ал-Лайс ибн Саид. Они приводят в качестве довода слово Аллаха: (يَسْـَلُونَكَ عَنِ الأَهِلَّةِ قُلْ هِىَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ) Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Ониопределяют промежутки времени для людей и хаджа».(2:189) - т.е. ихрам для Хаджа можно принимать в любое времягода, как ихрам для Умры. Второе мнение гласит,что ихрам для Хаджа можно принять только в течении месяцев Хаджа.Так считали: ибн Аббас, Джабир, Ата, Тавус и Муджахид (да смилуется над ними Аллах). Доказательством служит слово Аллаха: (الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ) Хадж совершается в известные месяцы. Ясно, что скрытое слово здесь «во время», которое показывает, что Хадж совершается в определённые месяцы, которые отличаются от других месяцев. Совершение Хаджа до наступления этих месяцев неприемлемо так же,как и преждевременное совершение молитвы.
Аш-Шафии передаёт, что ибн Аббас сказал: «Никто не должен принимать ихрам для Хаджа до наступления месяцев Хаджа, ибо Всевышний Аллах сказал: (الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَـاتٌ) Хадж совершается в известные месяцы. Ибн Хузайма передаёт, что ибн Аббас сказал: «Не следует принимать ихрам для Хаджа, кроме как в течении месяцевХаджа. Так как одно из предписаний Хаджа это вступление в ихрам в течении месяцев хаджа» Слово сподвижника пророка, (тем более интерпретатора Корана ибн Аббаса) приравнивается к Сунне.
Также ибн Мардувайх приводит хадис от Джабира, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «لَا يَنْبَغِي لِأَحَدٍ أَنْ يُحْرِمَ بِالْحَجِّ إِلَّا فِي أَشْهُرِ الْحَج» «Не следует никому вступать в ихрам для хаджа, кроме как в течении месяцев хаджа».
Слово Всевышнего Аллаха: (أَشْهُرٌ مَّعْلُومَـاتٌ) известные месяцы. Аль-Бухари передаёт, что ибн Умар сказал: «Месяцы хаджа – это месяцы Шаввал и Зуль-ка’да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа». Этот же хадис приводит аль-Хаким в «Мустадрике» на условиях двух шейхов аль-Бухари и Муслима. Нечто подобное приводится от Умара, Али, ибн Масуда, Абдуллы ибн Зубайра, ибн Аббаса, Ата, Тавуса, Муджахида, Ибрахима Нахаи, аш-Шааби, аль-Хасана, ибн Сирина, Макхуля, Катады, ад-Даххака ибн Музахима, ар-Раби ибн Анаса и Мукатиля ибн Хаййана. Это мнение выбрали: Имам аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбал,Абу Йусуф и Абу Саур.
Ибн Джарир сказал по этому поводу: « По традиции это два полных месяца и часть третьего месяца. Так у арабов принято говорить: «Я видел его год и день» - т.е. случилось в определённый год и день.
Как Слово Аллаха: (فَمَن تَعَجَّلَ فِى يَوْمَيْنِ فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ) Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. (2:203) здесь подразумевается полтора дня, а не два. Аллах затем сказал: (فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ) Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы – т.е. вошёл в ихрам с намерением совершить Хадж, должен завершить Хадж до конца. Ибн Джарир сказал: «Учёные единогласны, что слово فَرَضَ (намерился) здесь означает - «обязал себя».
Али ибн Аби Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята: (فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ) Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы – т.е. вошёл в ихрам с намерением совершить Хадж или Умру. Ата сказал: «слово فَرَضَ (намерился) здесь означает – «вошёл в ихрам». Икрима передаёт, что ибн Аббас сказал: (فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ) Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы – «тому не следует задерживаться где-либо». Также считал ад-Даххак и другие.
Аллах сказал: (فَلاَ رَفَثَ) тот не должен вступать в «рафас» - т.е. тот кто вошёл в ихрам пусть сторонится половой близости. Аллах употребил это слово в аяте: (أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَآئِكُمْ) Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. (2:187) Слово الرَّفَثُ (рафас)означает половую близость и всё что к ней ведёт из разговоров и ласк. Ибн Джарир передаёт, что ибн Умар говорил: «Слово الرَّفَثُ означает половую близость, а также разговоры о ней между мужчинами и женщинами». Ата ибн Абу Рабах сказал: «Слово الرَّفَثُ означает половую близость, а также непристойные разговоры». Тавус сказал: الرَّفَثُ означает сказать своей жене: «Если я выйду из ихрама, то совершу близость с тобой».
Слово Аллаха: (وَلاَ فُسُوقَ) Не совершать грехи. Миксат и некоторые другие учёные передают, что ибн Аббас сказал: «Здесь подразумеваются ослушание». Также считали: Ата, Муджахид, Тавус, Икрима, Саид ибн Джубайр, Мухаммад ибн аль-Кааб, аль-Хасан, Катада, Ибрахим ан-Нахаи, аз-Зухри, ар-Раби ибн Анас, Ата ибн Ясар, Ата аль-Хурасани и Мукатиль ибн Хаййан.
Мухаммад ибн Исхак передаёт, что ибн Умар сказал «فُسُوقَ - Грехи здесь означает, совершение охоты, запрещённой в состоянии ихрама и тому подобное.». Ибн Уахб также передаёт, что Абдулла ибн Умар сказал: «فُسُوق здесь означает, совершение грехов на заповедной территории». Некоторые другие учёные считают, что فُسُوق здесь означает ругань. Так считали: ибн Аббас, ибн Умар, ибн Зубайр, Муджахид, ас-Судди, Ибрахим ан-Нахаи и аль-Хасан. В своём мнении они основываются на достоверный хадис. «سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْر» «Ругань мусульманина является грехом (فُسُوق )(фусук), а сражение с ним является неверием (куфр) [[Сахих аль-Бухари 48, Муслим 63]] ». Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам считает, что فُسُوق здесь означает приношение в жертву животных для идолов, ибо Всевышний Аллах сказал: (أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ) а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха... (6:145)
Ад-Даххак считает, что فُسُوق обзывание друг друга обидными кличками. Ибн Джарир предпочитает считать, что فُسُوق здесь означает все действия, которые запрещены во время ихрама, например, охота, бритьё волос, стрижка ногтей и т.п. как об этом говорил ибн Умар (да будет доволен им Аллах), о чём мы упоминали ранее. Правы те, кто считает, что فُسُوق означает все виды грехов и ослушания Аллаха.
Аллах также запретил произвол и несправедливость в течении запретных месяцев ( в частном порядке) конкретно, хотя произвол запрещён в течении всего года. Об этом Аллах сказал: (مِنْهَآ أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلاَ تَظْلِمُواْ فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ) Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. (9:36) Всевышний Аллах также сказал о заповедной территории: (وَمَن يُرِدْ فِيهِ بِإِلْحَادٍ بِظُلْمٍ نُّذِقْهُ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ) а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания. (22:25)
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «مَنْ حَجَّ هَذَا الْبَيْتَ، فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ خَرَجَ مِنْ ذُنُوبِهِ كَيَوْمَ وَلَدَتْهُ أُمُّه» «Кто совершил паломничество к Дому, и при этом не совершал половой близости, не грешил, выйдет без грехов, как в день когда его родила мать [[Сахих аль-Бухари 1819, Муслим 1350]] ».
Слово Аллаха: (وَلاَ جِدَالَ فِي الْحَجِّ) и не вступать в споры во время хаджа. Учёные разошлись во мнениях по поводу рамок диспута. Так ибн Масуд, ибн Аббас и Ата считают, что недозволителен спор, который может разгневать мусульманина,однако разрешаются богословские диспуты. Ибн Зайд и Малик ибн Анас считают, что в аяте имеются в виду споры такого характера: кто будет стоять напротив места Ибрахима и тому подобное. Так арабы делали в доисламский период, когда курайшиты старались занять лучшее место в аль-Хараме, в Мине и в Арафате, остальные племена вступали с ними в споры. Некоторые комментаторы Корана считают, что под спором подразумеваются разногласия: «Хадж сегодня или в день такой-то». (وَلاَ جِدَالَ فِي الْحَجِّ) и не вступать в споры во время хаджа - не следует вступать в диспуты и препирательства.
Мухаммад ибн Ка’б аль-Куразы сказал: «Спором будет считаться диспут между группами примерно такого содержания: «Наш хадж более благочестивый, чем ваш» именно так поступали курайшиты до Ислама». Ибн Джарир передаёт, что ибн Масуд прокомментировал слово Аллаха: (وَلاَ جِدَالَ فِي الْحَجِّ) и не вступать в споры во время хаджа – т.е. не спорить со своими спутниками, гневая их этим ,или пока они не разгневаються. Аль-Муксим и ад-Даххак приводят подобное мнение от ибн Аббаса. Также считают: Абу аль-Алия, Ата, Муджахид, Саид ибн Джубайр, Икрима, Джабир ибн Зайд, Ата аль-Хурасани, Макхуль ас-Судди, Мукатиль ибн Хаййан, Амр ибн Динар, ад-Даххак, ар-Раби ибн Анас, Ибрахим ан-Нахаи, Ата ибн Ясар, аль-Хасан, Катада и аз-Зухри.
Слово Аллаха: (وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ) Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. После того, как Аллах запретил совершение мерзостей словом и действием, Он повелел совершать благие деяния. Он также сообщил, что Он знает о них, и что Он воздаст им за них самым справедливым образом в Судный День.
Слово Аллаха: (وَتَزَوَّدُواْ فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى) Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. В хадисе Имама Бухари , Абдуллах ибн Аббас, да будет Аллах доволен им,говорит “Йеменцы отправлялись в хадж без запасов еды, говоря, что они уповают на Аллаха. Прибыв в Мекку, они начинали просить милостыню”. В другом варианте, йеменцы, говорят: “Ведь мы посещаем дом Аллаха, разве Он допустит, чтобы мы голодали”! затем Аллах ниспослал аят: (وَتَزَوَّدُواْ فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى) Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность.
Ибн Джарир передаёт от ибн Мардавайха о том, что:«раньше, когда люди входили в ихрам, они бросали свои припасы и брали другой провиант.Тогда то Аллах и ниспослал: (وَتَزَوَّدُواْ فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى) Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Им было запрещено это, и приказано брать с собой муку и савик (блюдо из фиников)».
Слово Аллаха: (فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى) но лучшим припасом является богобоязненность. После того, как Аллах повелел готовить припасы в путь в этой жизни, Он также указал им на то, что следует готовить припасы к последней жизни, а затем указал, что лучшим припасом для следующей жизни это богобоязненность.Аллах также сказал об этом: (وَلِبَاسُ التَّقْوَى ذَلِكَ خَيْرٌ) Однако богобоязненность – лучшее одеяние. (7:26) после того, как Аллах упомянул об одежде материального характера, Он обратил внимание на то, что духовное одеяние это смиренность, покорность и богобоязненность, а также указал на то, что это лучшее одеяние и более полезное. (وَاتَّقُونِ ياأُولِي الأَلْبَـابِ) Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! – т.е. бойтесь Моего наказания и возмездия для тех, кто ослушался Меня и не выполнял мои приказы,о, обладатели здравого смысла и понимания!
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.