بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
وَالشَّمْسِ وَضُحَاهَا
Wa Ash-Shamsi Wa Đuĥāhā
Клянусь солнцем и его утренним сиянием!
وَالْقَمَرِ إِذَا تَلَاهَا
Wa Al-Qamari 'Idhā Talāhā
Клянусь луной, когда она следует за ним!
وَالنَّهَارِ إِذَا جَلَّاهَا
Wa An-Nahāri 'Idhā Jallāhā
Клянусь днем, когда он делает его (солнце) ясным!
وَاللَّيْلِ إِذَا يَغْشَاهَا
Wa Al-Layli 'Idhā Yaghshāhā
Клянусь ночью, когда она скрывает его
(солнце)!
В этой суре Всевышний Аллах поклялся великими знамениями, а также счастливыми и грешными человеческими душами. Он поклялся солнцем, его светом и той пользой, которую оно приносит. Он также поклялся луной, которая замещает солнце и тоже приносит на землю свет. Он также поклялся днем, свет которого освещает поверхность земли и делает ясно видимым все, что на ней, и ночью, которая покрывает землю и приносит на нее мрак. Тьма и свет, солнце и луна сменяют друг друга во Вселенной самым совершенным и упорядоченным образом. Они служат во благо рабов, и это является величайшим свидетельством всеобъемлющего знания и безграничного могущества Аллаха. Он один достоин поклонения, ибо наряду с Ним нет иного истинного божества..
وَالسَّمَاءِ وَمَا بَنَاهَا
Wa As-Samā'i Wa Mā Banāhā
Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг
(или тем, как Он воздвиг его)!
Согласно одному толкованию, Аллах поклялся небом и самим собой. Согласно другому толкованию, Он поклялся тем, насколько совершенными и безукоризненными сотворены небеса..
وَالْأَرْضِ وَمَا طَحَاهَا
Wa Al-'Arđi Wa Mā Ţaĥāhā
Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер
(или тем, как Он распростер ее)!
Здесь имеется в виду, что Аллах выровнял и расширил землю, позволив тем самым людям использовать ее для своих нужд. Альтернативный перевод этого аята гласит: «Клянусь землей и тем, как она распростерта!».
وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا
Wa Nafsin Wa Mā Sawwāhā
Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик (или тем, как Он сделал ее облик совершенным)
فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا
Fa'alhamahā Fujūrahā Wa Taqwāhā
и внушил ей порочность ее и богобоязненность!
Существует мнение, что речь идет о душах всех живых существ. Это мнение опирается на общий смысл аята. Согласно другому толкованию, Аллах поклялся только душами творений, которые несут ответственность за свои деяния. На это указывает текст дальнейших аятов. В любом случае, всякая душа является одним из величайших знамений Господа и заслуживает того, чтобы Аллах поклялся ею. Ведь всем им присущи доброта, мягкость, нежность, живость, подвижность, изменчивость, впечатлительность, тревога, желания, любовь, ненависть и устремленность. Именно благодаря душе тело не является бесполезной статуей. И сотворение души такой, какая она есть, также является великим знамением Аллаха..
قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا
Qad 'Aflaĥa Man Zakkāhā
Преуспел тот, кто очистил ее,
وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا
Wa Qad Khāba Man Dassāhā
и понес урон тот, кто скрыл ее
(опорочил, облек в несправедливость).
Преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов и пороков и возвысился благодаря покорности Аллаху, полезному знанию и праведным делам. И понес утрату тот, кто скрыл прекрасные качества своей души. Душа человека не создана для того, чтобы он подавлял и скрывал в ней добро, осквернял ее пороками и топил в пучине грехов, забывая обо всем, что украшает и улучшает душу..
كَذَّبَتْ ثَمُودُ بِطَغْوَاهَا
Kadhdhabat Thamūdu Biţaghwāhā
Самудяне сочли лжецом пророка Салиха из-за своего беззакония,
إِذِ انبَعَثَ أَشْقَاهَا
'Idhi Anba`atha 'Ashqāhā
и тогда самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу.
Они преступили границы дозволенного Аллахом, пренебрегли истиной и не стали повиноваться посланнику Господа. А самый несчастный из самудян по имени Каддар б. Салиф собрался убить верблюдицу, повинуясь решению своего народа..
فَقَالَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ نَاقَةَ اللَّهِ وَسُقْيَاهَا
Faqāla Lahum Rasūlu Al-Lahi Nāqata Al-Lahi Wa Suqyāhā
посланник Аллаха
(Салих) сказал им: «Берегите верблюдицу и питье ее!»
Салих предостерег их от греха и сказал: «Не зарезайте верблюдицу, которую Аллах сделал для вас великим знамением. Не отвечайте неблагодарностью на милость Аллаха, Который одарил вас молоком этой верблюдицы»..
فَكَذَّبُوهُ فَعَقَرُوهَا فَدَمْدَمَ عَلَيْهِمْ رَبُّهُم بِذَنبِهِمْ فَسَوَّاهَا
Fakadhdhabūhu Fa`aqarūhā Fadamdama `Alayhim Rabbuhum Bidhanbihim Fasawwāhā
Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки, и за этот грех Господь их подверг их наказанию, которое было одинаковым для всех
(или сровнял над ними землю).
Однако они сочли пророка Салиха лжецом и зарезали верблюдицу. В воздаяние за это их поразил ужасный вопль, и землю стала сотрясаться под их ногами. Все как один неверующие пали на колени и даже не смогли воззвать о помощи. А если бы они воззвали о помощи, то никто не ответил бы на их зов..
وَلَا يَخَافُ عُقْبَاهَا
Wa Lā Yakhāfu `Uqbāhā
И не опасался Он последствий этого.
Да и как может опасаться чего-то Всемогущий Властелин, из-под власти которого не в силах выйти ни одно творение, чьи решения и законы преисполнены божественной мудрости?.
Следующая сура: Ночь
Эта сура была ниспослана в Мекке. Она состоит из 15 айатов. В начале суры Аллах Всевышний поклялся многими Своими великими творениями, доказывающими беспредельное могущество Аллаха Всевышнего и Его единство, что тот, кто очистил свою душу от грехов верой и повиновением Аллаху, преуспеет, а тот, кто погубил душу свою неверием и совершением грехов, потерпит убыток. Аллах приводит в пример самудитов - народ Салиха, рассказав о том, что постигло их, чтобы это было назиданием и поучением всем, кто упорствует, считая посланника лжецом. Ведь когда самудиты сочли своего посланника лжецом и подрезали сухожилия у верблюдицы, Аллах погубил их всех, не опасаясь последствий их гибели и того, что постигло их, поскольку Он не отвечает за Свои деяния ни перед кем. Он подверг их заслуженному наказанию.