بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
وَالسَّمَاءِ وَالطَّارِقِ
Wa As-Samā'i Wa Aţ-Ţāriqi
Клянусь небом и ночным путником!
وَمَا أَدْرَاكَ مَا الطَّارِقُ
Wa Mā 'Adrāka Mā Aţ-Ţāriqu
Откуда ты мог знать, что такое ночной путник?
النَّجْمُ الثَّاقِبُ
An-Najmu Ath-Thāqibu
Это - звезда, пронизывающая небеса своим светом.
Речь идет о звездах, испускающих свет, который рассекает небеса и пробивается сквозь них, так что становится виден на земле. Согласно наиболее достоверному мнению, это относится ко всем светящимся звездам. Однако некоторые толкователи считают, что здесь имеется в виду Сатурн, который пронизывает своим светом все семь небес и виден на земле. Он назван «ночным путником» из-за того, что его движение по небу видно ночью..
إِن كُلُّ نَفْسٍ لَّمَّا عَلَيْهَا حَافِظٌ
'In Kullu Nafsin Lammā `Alayhā Ĥāfižun
Нет души, при которой не было бы хранителя.
Упомянутые выше клятвы подтверждают, что при каждом человеке есть стражи, которые не упускают из вида ни одно его благое и скверное деяние. Каждый человек получит воздаяние за все свои деяния, которые верно сберегут ангелы..
فَلْيَنظُرِ الْإِنسَانُ مِمَّ خُلِقَ
Falyanžuri Al-'Insānu Mimma Khuliqa
Пусть посмотрит человек, из чего он создан.
خُلِقَ مِن مَّاءٍ دَافِقٍ
Khuliqa Min Mā'in Dāfiqin
Он создан из изливающейся жидкости,
يَخْرُجُ مِن بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَائِبِ
Yakhruju Min Bayni Aş-Şulbi Wa At-Tarā'ibi
которая выходит между чреслами и грудными костями.
Существует мнение, что имеются в виду поясница мужчины и груди женщины. Согласно другому мнению, речь в этих аятах идет об изливающемся семени, то есть сперме мужчины, которая выходит из области между поясницей и грудью. Оно подкрепляется тем, что слово тараиб ‘грудь’ используется только в отношении мужской груди, тогда как женская грудь называется садьй. А лучше всего об этом известно Аллаху..
إِنَّهُ عَلَى رَجْعِهِ لَقَادِرٌ
'Innahu `Alá Raj`ihi Laqādirun
Воистину, Он способен вернуть его.
Кто сотворил человека из влаги, изливающейся из столь труднодоступного места, тот в силах вернуть его к жизни в мире ином и воскресить его для воздаяния. Согласно другому толкованию, смысл этих слов заключается в том, что Аллах способен вернуть излившуюся жидкость обратно в поясницу. И хотя это действительно так, истинный смысл обсуждаемого нами аята все же не в этом. Поэтому далее Аллах напомнил о Судном дне, когда человек будет спрошен за тайны, которые хранятся в его груди..
يَوْمَ تُبْلَى السَّرَائِرُ
Yawma Tublá As-Sarā'iru
В тот день будут испытаны (или раскроются) тайны,
فَمَا لَهُ مِن قُوَّةٍ وَلَا نَاصِرٍ
Famā Lahu Min Qūwatin Wa Lā Nāşirin
и тогда не будет у него ни силы, ни помощника.
В этот день добро и зло человеческих сердец обнаружится на лицах людей, и поэтому Всевышний сказал: «В тот день, когда одни лица побелеют, а другие - почернеют» (3:106). Многие тайны в этом мире остаются нераскрытыми, но в День воскресения выявится добродетель праведников и порочность грешников, и все тайное станет явным. Вот тогда у грешников не будет сил защитить себя, и никто не придет им на помощь. В предыдущих аятах Аллах поклялся человеком, который совершает деяния и непременно получит воздаяние. После этого Аллах принес клятву о достоверности Корана и сказал:.
وَالسَّمَاءِ ذَاتِ الرَّجْعِ
Wa As-Samā'i Dhāti Ar-Raj`i
Клянусь небом возвращающим (возвращающим воду земле или возвращающим небесные тела, которые восходят с одной стороны и заходят в другой)!
وَالْأَرْضِ ذَاتِ الصَّدْعِ
Wa Al-'Arđi Dhāti Aş-Şad`i
Клянусь землей раскалываемой
(при прорастании растений, или при выходе из земли воды, или при воскрешении мертвых)!
Каждый год снова и снова небо проливает дожди, а земля рассекается, чтобы прорастали растения, благодаря чему живут люди и животные. На небесах возобновляется предопределение Аллаха, и с них каждый миг приходят новые божественные повеления. Помимо всего прочего, в День воскресения земля расколется для воскрешения усопших..
إِنَّهُ لَقَوْلٌ فَصْلٌ
'Innahu Laqawlun Faşlun
Воистину, это - Слово различающее,
وَمَا هُوَ بِالْهَزْلِ
Wa Mā Huwa Bil-Hazli
а не шутка.
Священный Коран - это слово правдивое, истинное, ясное и серьезное, а не забава и развлечение. Он вносит ясность между людьми и их воззрениями и разрешает любые споры..
إِنَّهُمْ يَكِيدُونَ كَيْدًا
'Innahum Yakīdūna Kaydāan
Они замышляют козни,
وَأَكِيدُ كَيْدًا
Wa 'Akīdu Kaydāan
и Я замышляю козни.
فَمَهِّلِ الْكَافِرِينَ أَمْهِلْهُمْ رُوَيْدًا
Famahhili Al-Kāfirīna 'Amhilhum Ruwaydāan
Предоставь же неверующим отсрочку, помедли с ними недолго!
Неверующие в Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и Коран, замышляют козни, чтобы стереть с лица земли истину и увековечить ложь. Аллах же замыслил козни, чтобы истина стала очевидной и сокрушила ложь, несмотря на негодование неверующих. И совершенно ясно, кто одержит верх в этом противостоянии, ведь человек слишком ничтожен и слаб, чтобы перехитрить Всеведущего и Всесильного Аллаха. Вот почему очень скоро неверующие узнают о плодах своих злодеяний, и на них обрушится Божья кара..
Следующая сура: Всевышний
Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 17 айатов. Она начинается с клятвы, подтверждающей доказательства могущества Аллаха и подчёркивающей, что к каждому человеку приставлен страж и наблюдатель. От человека требуется, чтобы он размышлял о том, как он сотворён, и говорится, что он был сотворён из излившейся капли, чтобы осознать, что Аллах, который таким образом сотворил его, в состоянии воскресить его после смерти. И другой клятвой подтверждается, что Коран - Слово, различающее истину от лжи, а не пустословие. Но, несмотря на это, неверные с упорством и усердием отрицали его, замышляя козни против него. Аллах противопоставил их коварным козням то, что сильнее их козней. Сура завершается требованием Аллаха дать неверным отсрочку.