- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ
- Транслит
- Wa Qālū Attakhadha Al-Lahu Waladāan ۗ Subĥānahu ۖ Bal Lahu Mā Fī As-Samāwāti Wa Al-'Arđi ۖ Kullun Lahu Qānitūna
- Эльмир Кулиев
- Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются.
- Абу Адель
- И сказали они [неверующие]: «Взял Аллах для Себя ребенка [[Иудеи сказали, что Узайр сын Аллаха; христиане сказали, что Иисус – сын Аллаха; а многобожники сказали, что ангелы – дочери Аллаха.]]». Он [Аллах] преславен [[Если бы у Него был ребенок, то он должен был бы быть похожим на Него, а Ему нет ничего подобного.(см. 42-11)]] [Ему не свойственны какие-либо недостатки]! Наоборот (Он ни в ком не нуждается), (и) Ему принадлежит все (то), что на небесах и на земле! Все Ему всецело подчинившиеся (потому находятся в Его владении и под Его управлением)!
- Толкование ас-Саади
- Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются. [[Среди иудеев, христиан и язычников есть такие, которые утверждают, что у Аллаха есть сын. Они приписывают Аллаху качества, которые не соответствуют Его величию. Они совершают тяжкий грех и поступают несправедливо по отношению к самим себе. Но, несмотря на их дурное отношение к Господу, Всевышний Аллах терпеливо сносит их злодеяния, не спешит с наказанием их и даже одаряет их благополучием и пропитанием. Пречист Аллах и превыше всех качеств, которые не соответствуют Его величию, которые приписывают Ему многобожники и несправедливые грешники! Пречист Аллах, обладающий абсолютным совершенством и далекий от любых недостатков! Всевышний Аллах не только опроверг слова многобожников, но и привел доказательства Своего абсолютного совершенства. Он возвестил, что Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. Все творения находятся в Его власти и являются Его рабами. Он управляет ими подобно тому, как господин управляет своими рабами. Все рабы покорны Ему, зависят от Его воли и нуждаются в Нем, тогда как Он абсолютно ни в чем не нуждается. И если истина такова, то кто из рабов может быть сыном Великого Господа, тем более что сын всегда бывает подобен своему родителю, поскольку является частью его? Аллах - Всемогущий Владыка, тогда как все творения - подвластные Ему рабы. Он богат и не испытывает нужды, тогда как Его рабы бедны и нуждаются в своем Господе. Как же после этого можно приписывать Ему детей? Всякий, кто поступает так, измышляет самую великую и самую отвратительную ложь! Что же касается покорности Аллаху (кунут), то она бывает двух видов. Общая покорность творений проявляется в том, что они подвластны своему Творцу, а частная покорность выражается в поклонении Ему. Первый вид упоминается в обсуждаемом нами аяте, а второй вид упоминается в словах Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).]]
- Ибн Касир
-
Этот аят и предыдущий содержат опровержение христианам и подобным им из числа иудеев и язычников арабов, которые считали, что ангелы являются дочерями Аллаха, и объявил их лживыми (да проклянёт их Аллах за их ложные измышления).
Всевышний Аллах сказал: سُبْحَـانَهُ Пречист Он! – Он пречист оттого, что Ему приписывают. بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле – т.е. дело не обстоит так, как они считают, наоборот, Ему принадлежит царство небес и земли и того, что в них. Он распоряжается ими, Он их Творец и Дающий им удел, Он также Подчиняющий их и Предопределяющий им судьбу. Он поворачивает их как пожелает, и все являются Его рабами и Его собственностью. Так как же может быть у Него сын от них, ведь рождённый происходит от двух подобных ему существ. Пречист Аллах оттого, что они измышляют и возносят на Него. У Него нет сотоварища или подобия в Его величии. Нет у Него супруги, так как же у Него может быть сын? Как об этом сказал Всевышний Аллах: بَدِيعُ السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ أَنَّى يَكُونُ لَهُ وَلَدٌ وَلَمْ تَكُنْ لَّهُ صَـاحِبَةٌ وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ وهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем. (6:101) وَقَالُواْ اتَّخَذَ الرَّحْمَـنُ وَلَداً لَقَدْ جِئْتُمْ شَيْئاً إِدّاً تَكَادُ السَّمَـوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الارْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدّاً أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَـنِ وَلَداً وَمَا يَنبَغِى لِلرَّحْمَـنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَداً إِن كُلُّ مَن فِى السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ إِلاَّ آتِى الرَّحْمَـنِ عَبْداً لَّقَدْ أَحْصَـهُمْ وَعَدَّهُمْ عَدّاً وَكُلُّهُمْ ءَاتِيهِ يَوْمَ الْقِيَـمَةِ فَرْداً Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться во прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве. (19:88-95) а также: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ اللَّهُ الصَّمَدُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему». (112:1-4)) В этих аятах Аллах заявляет, что Он является высшим властителем, у которого нет сотоварища и подобия, и о том, что всё остальное является Его творением. Так как же может быть у Него сын? Аль-Бухари сообщил в разделе тафсира суры «аль-Бакара» (Корова ) от ибн Аббаса о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал от Своего Господа: «قَالَ اللهُ تَعَالَى: كَذّبَنِي ابْنُ آدَمَ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ ذلِكَ، وَشَتَمَنِي وَلَمْ يَكُنْ لَهُ ذلِكَ، فَأَمَّا تَكْذِيبُهُ إِيَّايَ فَيَزْعُمُ أَنِّي لَا أَقْدِرُ أَنْ أُعِيدَهُ كَمَا كَانَ، وَأَمَّا شَتْمُهُ إِيَّايَ فَقَوْلُهُ لِي وَلَدًا فَسُبْحَانِي أَنْ أَتَّخِذَ صَاحِبَةً أَوْ وَلَدًا» «Всевышний Аллах сказал: «Оболгал меня сын Адама, тогда как , не подлежало ему делать этого. Он обругал меня, не имея на это права. Его ложь, возведенная на Меня в том, что Я не способен воскресить его. А ругает он Меня тем, что говорит, будто бы Я имею сына, пречист Я оттого, чтобы иметь супругу или сына [[Сахих аль-Бухари 3193]]». В двух Сахихах передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «لَا أَحَدَ أَصْبَرُ عَلَى أَذًى سَمِعَهُ مِنَ اللهِ: إِنَّهُمْ يَجْعَلُونَ لَهُ وَلَدًا وَهُوَ يَرْزُقُهُمْ وَيُعَافِيهِم» «Нет никого терпеливее Аллаха над услышанными издевательствами. Они придают Ему сына, а Он даёт им удел и здоровье».
Аллах сказал: كُلٌّ لَّهُ قَـنِتُونَЕму одному все покоряются. Ибн Аби Хатим передаёт от ибн Аббаса, ﴿قَانِتِينَ) означает, что они молятся Ему.
Икрима и Абу Малик сказал: كُلٌّ لَّهُ قَـانِتُونَ «Ему одному все покоряются – т.е. они в служении и рабстве Ему. Саид ибн Джабир сказал, что слово ﴿قَانِتِينَ﴾ означает – быть искренним». Ар-Раби’ ибн Анас сказал: كُلٌّ لَّهُ قَـانِتُونَ «Ему одному все покоряются – стоящие перед ним смиренно в день Суда». Ас-Судди сказал: كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ Ему одному все покоряются – т.е. будут покорными Ему в День Суда. Халиф передаёт, что Муджахид сказал: كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ Ему одному все покоряются – т.е. покорные, ибо если Аллах повелит творению: «Будь человеком», оно будет человеком. Если ему будет сказано: «Будь ослом», оно станет ослом». Муджахид также сказал: «Покорность неверного в поклоне его тени, даже если он не желает этого». Это же мнение выбрал ибн Джарир.
Таким образом, делаем резюме из всех мнений: слово( аль-Кунут) القنوت означает покорность, смирение и подчинение Аллаху. Покорность делится на два вида: добровольное и принудительное.Об этом Всевышний Аллах сказал: وَللَّهِ يَسْجُدُ مَن فِى السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَظِلَالُهُم بِالْغُدُوِّ وَالاٌّصَالِ Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом. (13:15)
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Ибн Касир "... Так как же может быть у Него сын от них, ведь рождённый происходит от двух подобных ему существ." Иса родился не от двух подобных существ..
А кто-то спорит здесь с тем, что Иса, мир ему, не рождён от двух подобных существ? Там речь о предполагаемом сыне Аллаха, а не об Иисусе. Если бы у Него реально был сын - то сын должен возникнуть из-за связи Аллаха с кем-то подобным Ему, но подобного Аллаху существа не существует в природе, потому нет никакого смысла и логики называть кого-либо Его ребенком. Это невозможно в принципе, чтобы у Аллаха был ребенок из-за описанного выше.
Это, собственно, доказывает и то, что Иисус, мир ему, не может являться ребенком Аллаха. Он является Его рабом, также как и все остальные создания Милостивого. И детей у Аллаха никогда не было и не будет в силу того, что не с кем Ему их заводить. Нет никого подобного Ему, нет и не будет у Него жены. И не нуждается Он в подобном в силу своего могущества.
Я тоже не спорю).. Они сказали: «Аллах взял Себе сына» Абу Адель уточняет, что ОНИ - это иудеи и христиане. Иудеи сказали, что Узайр сын Аллаха; христиане сказали, что Иисус – сын Аллаха. А Иисус, мы знаем был рождён от девы без участия отца. Поэтому утверждение ибн Касира про необходимое наличие двух подобных существ, у меня вызвало некоторое недоумение.. Адам и Иисус являют собой некое опровержение сказанного ибн Касиром,на мой взгляд. И вообще, что касается рождения, они отличаются от других пророков. Или есть ещё кто-то подобный в этом им?
Ибн Касир не говорит о том, что для создания человека необходимо наличие двух существ. Тогда и создание Адама надо бы опровергнуть, ибо он был создан вовсе без участия какого-либо другого человека. Он пишет, что статус "сына" может получить человек, который произошёл от связи двух подобных друг другу существ, мужчины и женщины. Ииус и Узайр, мир им, были созданы особенным образом с помощью силы и мощи Аллаха, но не из-за того что Аллах вступил с кем-либо подобным Ему в половую связь и таким образом позволил родиться сыну от Себя. Не подобает Ему заниматься подобным, об этом ибн Касир и пишет в своём толковании.
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.