- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ وَكُنَّا فَاعِلِينَ
- Транслит
- Fafahhamnāhā Sulaymāna ۚ Wa Kullāan 'Ātaynā Ĥukmāan Wa `Ilmāan ۚ Wa Sakhkharnā Ma`a Dāwūda Al-Jibāla Yusabbiĥna Wa Aţ-Ţayra ۚ Wa Kunnā Fā`ilīna
- Эльмир Кулиев
- Мы помогли Сулейману (Соломону) разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание. Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом (Давидом). Мы это сделали.
- Абу Адель
- И Мы же дали понять это [решение] Сулайману (чтобы были соблюдены интересы обоих сторон по справедливости). И каждому (из них двоих) Мы даровали мудрость и знание, и подчинили Дауду горы, чтобы они восславляли (Аллаха) (когда Дауд восславлял Его), и птиц, – и Мы были сделавшими (это).
- Толкование ас-Саади
- Мы помогли Сулейману (Соломону) разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание. Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом (Давидом). Мы это сделали. [[Аллах помог Сулейману правильно разобраться именно в этом вопросе, однако это никоим образом не свидетельствует о том, что все остальные решения пророка Давуда были несовершенными. Именно поэтому Аллах поведал о том, что каждому из них были дарованы знание и умение выносить правильные решения. Все это свидетельствует о том, что правитель может принимать правильные решения, но может ошибаться. Однако он не заслуживает порицания за допущенные ошибки, если старался найти истину. Затем Всевышний Аллах более подробно поведал о достоинствах, которыми обладал каждый из двух пророков. Давуд был одним из самых набожных рабов Аллаха и часто поминал, восхвалял и возвеличивал своего Господа. Аллах одарил его прекрасным и нежным голосом, которого не удостаивался ни один другой человек. И когда он восхвалял или возвеличивал Аллаха, даже горы, птицы и животные вторили ему. Воистину, это было проявлением Божьей милости по отношению к этому пророку.]]
- Ибн Касир
-
Но Сулейман сказал: «Не так, о, пророк Аллаха. Надо отдать виноградник хозяину овец, пока он не восстановит его, а овец отдать хозяину виноградника, чтобы всё это время он пользовался ими, пока виноградник не вернётся к его хозяину, а овцы их хозяину». Об этом и говорит Аллах: ﴾ فَفَهَّمْنَٰهَا سُلَيْمَٰنَ ﴿ «и Мы вразумили Сулеймана в этом». То же передаёт аль-Ауфи от Ибн Аббаса.
Слова Аллаха: ﴾ فَفَهَّمْنَٰهَا سُلَيْمَٰنَ وَكُلاًّ ءَاتَيْنَا حُكْماً وَعِلْماً ﴿ «и Мы вразумили Сулеймана в этом. И всем Мы даровали мудрость и знание». Ибн Абу Хатим передаёт, что Ияс ибн Му’авия был назначен судьёй. К нему пришёл Хасан и застал его плачущим. Он спросил: «Что заставляет тебя плакать, о, Абу Са’ид?» Тот ответил: «До меня дошло, что судей бывает три вида: человек, старался и принял неверное решение — он окажется в аду; человек склонился к своей страсти при решении — он тоже окажется в аду; и человек старался и принял верное решение — он попадёт в рай». Хасан аль-Басри сказал: «Но в рассказах Аллаха о Дауде и Сулеймане (Мир им обоим!) и других пророках в том, что они судили, есть опровержение тому, что тебе сказали люди. Ведь Аллах всевышний сказал: ﴾ وَدَاوُودَ وَسُلَيْمَٰنَ إِذْ يَحْكُمَانِ فِى ٱلْحَرْثِ إِذْ نَفَشَتْ فِيهِ غَنَمُ ٱلْقَوْمِ وَكُنَّا لِحُكْمِهِمْ شَٰهِدِينَ﴿ «И Дауда и Сулеймана, когда они судили о посеве, который повредил скот людей Мы были Свидетелями их суда» — и здесь Аллах похвалил Сулеймана, но не порицал Дауда». Хасан продолжил: «Аллах взял завет с судей о трёх вещах: не продаваться перед Аллахом за малую цену; не следовать за страстями; и не бояться никого перед Аллахом». Затем он процитировал: ‘‘О Давуд (Давид)! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха’’ (Сура 38, аят 26). ﴾فَلاَ تَخْشَوُاْ ٱلنَّاسَ وَٱخْشَوْنِ ﴿ ‘‘Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня’’ (Сура 5, аят 44). А также: ﴾ وَلاَ تَشْتَرُواْ بِآيَٰتِي ثَمَنًا قَلِيلاً ﴿ ‘‘И не продавайте Мои знамения за ничтожную цену’’» (Сура 5, аят 44). Что касается пророков (Мир им!), то все они непогрешимы и ведомые Аллахом, в чём нет разногласий между учёными – ранними и поздними. Что касается всех остальных, то в «Сахихе» Бухари приводится хадис от Амра ибн аль-Аса, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « إِذَا اجْتَهَدَ الْحَاكِمُ فَأَصَابَ، فَلَهُ أَجْرَانِ، وَإِذَا اجْتَهَدَ فَأَخْطَأَ، فَلَهُ أَجْر » «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» [[Бухари 7352, Муслим 1716]]. Этот хадис опровергает мнение Ияса о том, что если судья старался и вынес неверное решение, то он попадёт в ад. Аллах знает лучше. Подобная история приводится имамом Ахмадом в Муснаде от Абу Хурайры, где посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ،بَيْنَمَا امْرَأَتَانِ مَعَهُمَا ابْنَانِ لَهُمَا، إِذْ جَاءَ الذِّئْبُ فَأَخَذَ أَحَدَ الْبْنَيْنِ فَتَحَاكَمَتَا إِلَي داوُدَ:فَقَضَى بِهِ لِلْكُبْرَى، فَخَرَجَتَا فَدَعَاهُمَا سُلَيْمَانُ فَقَالَ: هَاتُوا السِّكِّينَ أَشُقُّهُ بَيْنَكُمَا فَقَالَتِ الصُّغْرَى: يَرْحَمُكَ اللهُ هُوَ ابْنهَُا لَ تَشُقَّهُ، فَقَضَى بِهِ لِلصُّغْرَى «Были две женщины, с каждой из которых находился её сын. (Вдруг) прибежал волк, который унёс сына одной из них, (и тогда её подруга сказала: “Он унёс твоего сына!” — другая же сказала: “Это твоего сына он унёс!” – и они обратились на суд к Дауду, который решил (что ребёнка следует отдать) старшей. После этого они пошли к Сулейману, сыну Дауда, рассказали ему (обо всём) и он сказал: “Принесите мне нож, и я разделю его между ними!” (Услышав его слова) младшая воскликнула: “Не делай этого, да помилует тебя Аллах, это её сын!” — и он решил (отдать ребёнка) младшей» [[Ахмад 2/322, Бухари 3426, Муслим 1720]]. Ан-Насаи также приводит этот хадис в «Книге судейства» (8/236).
Слова Аллаха: ﴾ وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ ٱلْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَٱلطَّيْرَ ﴿ «И подчинили Дауду горы, чтобы они прославляли, и птиц» — здесь подразумевается то, что у Дауда был очень красивый голос, когда он читал свою книгу «Псалмы». Когда его голос переливался трелью при чтении, птицы замирали в воздухе и вторили ему. И горы вторили ему эхом. Поэтому когда посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) однажды ночью проходил мимо Абу Мусы аль-Аш’ари, и тот читал Коран, а он был известен своим прекрасным голосом. Посланник Аллаха остановился, заслушавшись, и сказал: « لَقَدْ أُوتِيَ هَذَا مِزْمَارًا مِنْ مَزَامِيرِ آلِ دَاوُد » «Ему дана свирель из свирелей семейства Дауда». Абу Муса сказал: «О, посланник Аллаха, если бы я знал, что ты слушаешь, я бы прочитал ещё прекраснее» [[Бухари 5048]].
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.