- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- وَاللَّائِي يَئِسْنَ مِنَ الْمَحِيضِ مِن نِّسَائِكُمْ إِنِ ارْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَاثَةُ أَشْهُرٍ وَاللَّائِي لَمْ يَحِضْنَ وَأُولَاتُ الْأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مِنْ أَمْرِهِ يُسْرًا
- Транслит
- Wa Al-Lā'ī Ya'isna Mina Al-Maĥīđi Min Nisā'ikum 'Ini Artabtum Fa`iddatuhunna Thalāthatu 'Ash/hurin Wa Al-Lā'ī Lam ۚ Yaĥiđna Wa 'Ūlātu Al-'Aĥmāli 'Ajaluhunna 'An Yađa`na ۚ Ĥamlahunna Wa Man Yattaqi Al-Laha Yaj`al Lahu Min 'Amrihi Yusrāan
- Эльмир Кулиев
- Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела.
- Абу Адель
- А те, которые уже отчаялись в месячных из ваших жен [для жен в возрасте, у которых месячных уже не будет] – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных [для слишком юных жен]. А у которых (есть) ноша [у беременных] – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу [родили]. И кто остерегается (наказания) Аллаха, тому Он сделает в его деле легкость [облегчит дела] (и в этом мире и в Вечной жизни).
- Толкование ас-Саади
- Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела. [[После повеления разводиться в соответствии с установленным для этого сроком Аллах сообщил людям о продолжительности этого срока. Если у женщины прекратились месячные, то установленный для развода срок равен трем месяцам, даже если муж сомневается в прекращении менструаций. При этом каждый месяц соответствует одному менструальному циклу. Прекратиться менструальные кровотечения могут из-за пожилого возраста женщины или по иной причине, а сомневаться в этом муж может в том случае, если прежде у его жены регулярно были менструации. Установленный срок для девушек, не достигших половой зрелости, у которых менструации пока еще не начались, а также для взрослых женщин, у которых вообще не могут быть менструации, также составляет три месяца. Что же касается женщин с регулярно протекающими менструациями, то о них Всевышний сказал: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения» (2:228). А для беременных женщин установленный срок продолжается до разрешения от бремени, то есть до появления на свет детей, которых носят в своих утробах, будь то один ребенок или близнецы. В этом случае нет смысла в установлении определенного числа месяцев. Тому, кто боится Аллаха, Он помогает при разрешении проблем и избавляет от бремени забот.]]
- Ибн Касир
-
Всевышний Аллах разъясняет (сроки 'идда) женщинам, у которых в силу их возраста прекратились менструации. Для них срок выжидания составляет три месяца, в отличие от женщин, имеющих регулы, для которых срок 'идда равен трем менструальным циклам. Как указывает на это аят из суры «аль-Бакара (Корова)». То же самое касается девушек, не достигших возраста менструаций. Они, как и женщины в период менопаузы, должны выжидать три месяца. Об этом Аллах и сказал: ( وَٱللَّـٰتِي لَمْ يَحِضْنَ ) «для тех, у которых не было менструаций». О словах Аллаха: ( إِنِ ٱرْتَبْتُمْ ) «если вы сомневаетесь», приводятся два мнения. Согласно первому, это значит: если вы увидели кровь и сомневаетесь, менструации это или нет. Так считали Муджахид, аз-Зухри и ибн Зейд. Согласно второму: если вы сомневаетесь в вопросе срока 'идды и не можете разобраться в этом, то ваш срок составляет три месяца. Так считал Са'ид ибн Джубайр, также это мнение ибн Джарира. Это толкование ближе к истине, если опираться на сообщение Убайя ибн Ка'аба, который сказал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда был ниспослан аят из суры "Корова" об установленном сроке для женщин, жители Медины сказали: "Но в суре 'Корова' ничего не сказано о сроке для определенных категорий женщин: девушек, еще не имеющих менструаций, женщин в период менопаузы и беременных".
Тогда Аллах ниспослал этот аят: ( وَٱللاَّئِي يَئِسْنَ مِنَ ٱلْمَحِيضِ مِن نِّسَآئِكُمْ إِنِ ٱرْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَـٰثَةُ أَشْهُرٍ وَٱللَّـٰتِي لَمْ يَحِضْنَ ) "Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций"» [аль-Хаким 4/492-493, аль-Вахиди 830, Байхаки 7/414 ]
Слова Аллаха: ( وَأُوْلَـٰتُ ٱلأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ ) «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени». Аллах говорит: «Для беременных срок 'идда заканчивается после родов». Это касается как беременных в разводе, так и беременных вдов. Данное утверждение не вызывает разногласий у большинства ученых. Оно также подтверждается этим священным аятом и хадисами из Сунны.
Бухари, со слов Абу Салямы, передал, что к Ибн Аббасу пришел человек — тогда у него находился Абу Хурайра — и сказал: «Скажи мне свое решение о женщине, которая родила через сорок дней после смерти мужа». Ибн Аббас сказал: «Она должна выждать до конца самого крайнего из установленных сроков». Тогда Абу Саляма прочитал аят: ( وَأُوْلَـٰتُ ٱلأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ ) «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени». Абу Хурайра сказал: «Я согласен с сыном брата моего», т.е. Абу Салямой. И Ибн Аббас послал своего слугу к Умм Саляме спросить ее об этом. Она сказала: «Муж Субай'и аль-Аслямийи был убит, когда она была беременна. Через сорок дней после смерти мужа она родила. Затем к ней посватался один мужчина, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выдал ее замуж. Одним из тех, кто сделал ей предложение, был Абу ас-Санабиль». [ «Сахих» Бухари 4909 ] Этот хадис приводится у Бухари в сокращенной форме. У Муслима и других хадисоведов этот хадис гораздо длиннее и приводится в иной формулировке.
Имам Ахмад передает, что когда Субай'и аль-Аслями была беременна умер ее муж. Не прошло после смерти мужа и нескольких дней как она родила. Когда же она решилась на (новое) замужество, то спросила разрешение у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он разрешил ей, и она вышла замуж. [ «Сахих» Бухари 5320, ан-Насаи 6/190, ибн Маджа 2029, Ахмад 4/327, аш-Шафи'и 2/52-53, Байхаки 7/428, Багави 2387, Табарани 20/655, ибн Маджа 4298 ]
В сборниках хадисов Бухари и Муслима также сообщается, что Субай'а была замужем за Са'дом ибн Хауля, который принимал участие в битве при Бадре. Он умер во время прощального паломничества, когда Субай'а была беременна. Вскоре после его смерти она родила. Когда у нее закончился послеродовой период, она стала готовиться к помолвке (т.е. накрасилась и вышла из состояния 'идды). К ней зашел Абу ас-Санабиль ибн Ба'как и сказал: «Что я вижу?! Неужели ты прихорашиваешься для замужества? Клянусь Аллахом, ты не можешь снова выйти замуж, пока не пройдет четыре месяца и десять дней». Субай'а сообщила: «Услышав это, я той же ночью пошла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросила его об этом, на что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне, что срок моей беременности и был периодом выжидания, и велел мне выходить замуж, если я пожелаю». Это версия хадиса Муслима. У Бухари этот же хадис приводится в сокращенном варианте. [ «Сахих» Муслим 1484, Бухари 5319, абу Дауд 2306, ан-Насаи 6/194-195, ибн Маджа 2028, Табарани 24/745-746, Байхаки 7/428, ибн Хиббан 4294 ]
Аллах сказал: ( وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مِنْ أَمْرِهِ يُسْراً ) «А тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела», т.е. сделает легким его дело, даст близкую радость и скорый исход.
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Как понять смысл слов толкователей: "То же самое касается девушек, не достигших возраста менструаций." При чем тут девушки не достигшие менструаций, их же не разрешено брать в жены, почему в аяте говорится что им так же нужно ждать 3 месяца для развода?
Moto Moto, шариат не оговаривает минимальный брачный возраст девушки или парня. Коран и Сунна подтверждают возможность замужества девочки, которая еще не достигла половозрелости. Точный возраст не определяется.
т.е. ребенка в 3 или 5 лет можно уже отдать замуж? Почему тогда пророк не женился на Аише в 6 лет, а только засватал? Зачем ждал половозрелости?
Moto Moto, Пророк женился, когда Айше было 6 лет. А подтвердил брак (то есть, вступил в половую связь) и начал жить с ней уже позже. Отдать замуж можно когда-угодно, а что касается вступления в половую связь и начала жизни - это, во-первых, зависит от физической готовности (ведь Ислам запрещает вред и нельзя вступать в половую связь, если есть угроза здоровью), а во-вторых от договоренности с опекуном, который выдал замуж. Отдать замуж - это не то же самое, что вступить в половую связь. Отдать замуж означает что есть договоренность о том, что такая-то жена такого-то. Эта договоренность не означает того, что уже можно вступать в половую связь.
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.