- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لِّأَزْوَاجِهِم مَّتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِي مَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ مِن مَّعْرُوفٍ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
- Транслит
- Wa Al-Ladhīna Yutawaffawna Minkum Wa Yadharūna 'Azwājāan Waşīyatan Li'zwājihim Matā`āan 'Ilá Al-Ĥawli Ghayra ۚ 'Ikhrājin Fa'in Kharajna Falā Junāĥa `Alaykum Fī Mā Fa`alna Fī 'Anfusihinna Min ۗ Ma`rūfin Wa Allāhu `Azīzun Ĥakīmun
- Эльмир Кулиев
- Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах — Могущественный, Мудрый.
- Абу Адель
- А те из вас (о, мужчины), которые упокоятся [умрут] и оставят жен (после своей смерти), то завещание для их жен – пользование [[Действие по этому аяту отменено аятом 234 суры «Корова»]] [проживание в доме умершего супруга] до года (после смерти супруга) без понуждения уйти (со стороны наследников). А если они [вдовы] выйдут (по дозволенному порядку), то не (будет) греха на вас в том, что они сделают сами с собой согласно принятому. А Аллах – величественный (в Своем владычестве), мудрый (в Своих решениях и повелениях)!
- Толкование ас-Саади
- Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах - Могущественный, Мудрый. [[Большинство комментаторов Корана считало, что этот аят был аннулирован словами Всевышнего «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2:234). Согласно такому толкованию, поначалу вдовам было велено выжидать целый год, после чего это предписание было аннулировано повелением выжидать в течение четырех месяцев и десяти дней. По мнению этих богословов, аннулирующий аят предшествует аннулированному аяту только по своему местонахождению в Коране, но не по времени ниспослания, потому что обязательным условием аннулирования религиозного предписания (насх) является более позднее ниспослание аннулирующего предписания. Однако это мнение не подтверждается убедительными доводами. Если призадуматься над этими двумя аятами, то станет ясно, что наиболее достоверно мнение тех, кто считает, что первый аят повелевает женщине выжидать в течение четырех месяцев и десяти дней в обязательном порядке, тогда как последующий аят содержит наставлением родственникам покойного, которые должны позволить вдове жить у них в течение целого года, дабы она могла утешиться, а они могли сделать добро своему покойному родственнику. Это означает, что сам Аллах завещал родственникам покойного мужа хорошо относиться к его вдове, обеспечивать ее всем необходимым и не выгонять ее из дома мужа. Если вдова пожелает, то может остаться в доме своего покойного мужа в течение целого года. Если же нет, то она может покинуть его дом, носить красивые наряды и украшения по окончании траура. При этом она обязана поступать достойно, не преступая ограничений религии и не нарушая обычаи. В конце этого аята Аллах упомянул Свои величественные имена, подчеркивающие совершенство Его могущества и мудрости. Это объясняется тем, что ниспосланные предписания являются результатом могущества Аллаха и свидетельствуют о совершенстве Его мудрости, ведь каждое из них является правильным и уместным.]]
- Ибн Касир
-
Большинство комментаторов Корана считало, что этот аят был аннулирован словами Всевышнего: (يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا) «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2:234)
Аль-Бухари передаёт от ибн аз-Зубайра: «Как-то я сказал Усману ибн Аффану, что аят: (وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا) Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен – был отменён, так может не стоит писать его или его просто оставить?» Усман ибн Аффан ответил: «О, сын моего брата! [[Так сподвижники обращались к их последователям.]] Я не стану менять местами какую-либо часть Корана». Смысл того, что сказал ибн аз-Зубайр Усману ибн Аффану в том, что если действие этого аята отменено аятом о идде (четыре месяца и десять дней), то зачем оставлять отменённый текст аята в Коране? Ведь оставшийся текст одразумевает, что действие аята тоже в силе. Повелитель правоверных ответил: «Это дело не имеет обратной силы, поэтому я оставлю любой аят, которой я нашёл на его месте в Коране».
Ибн Абу Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята: (وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لأزْوَاجِهِم مَّتَـاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ) А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен - пользование до года без понуждения уйти– « Раньше вдов должны были содержать и обеспечивать жильём год после смерти мужа. Аят о наследстве (4:12) отменил это правило (2:240), и назначил им одну восьмую или одну четвёртую часть наследства мужа».
Ибн Абу Хатим также передаёт от Али ибн Абу Тальха, что ибн Аббас сказал: « Раньше если мужчина, умирая, оставлял вдову, то она выжидала идду сроком в год в его доме, и его средства расходовались на неё.Затем Всевышний Аллах ниспослал: (وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا) А те из вас, что упокоятся и оставят жен, - они выжидаютсами с собой четыре месяца и десять. (2:234) Это и есть срок идды вдовы, если она только не беременна. Если же она беременна, то её срок оканчивается, как только она родит. Аллах также сказал: (وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِن لَّمْ يَكُنْ لَّكُمْ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُم) А им - четверть того, что оставили вы, если у вас нет ребенка. А если у вас есть ребенок, то им - одна восьмая того, что оставили вы... (4:12) в этом аяте разъясняется право женщины на наследство, завещание и содержание».
Ибн Абу Хатим сообщает, что Муджахид, аль-Хасан, Икрима, Катада, ад-Даххак, ар-Раби и Мукатиль ибн Хаййан считали, что этот аят (2:240) был отменён аятом: (أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا) (они выжидают сами с собой) четыре месяца и десять (2:234)
Аль-Бухари передаёт, что Муджахид сказал о том, что аят: (وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَجًا) Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен – сообщает, что выжидание идды вдовой у родственников мужа было обязательным, а затем Аллах ниспослал: (وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْواَجًا وَصِيَّةً لأزْوَاجِهِم مَّتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِى مَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ مِن مَّعْرُوفٍ) А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен - пользование до года без понуждения уйти. А если они выйдут, то нет греха на вас в том, что они сделают сами с собой согласно принятому – таким образом, оставшиеся семь месяцев и двадцать ночей от года Аллах предоставил выбор вдове. При желании она может оставаться дома у покойного мужа и пользоваться завещанным, а если пожелает, то может уйти оттуда. Это и есть объяснение слова Аллаха: (غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ) Без понуждения уйти. А если они выйдут, то нет греха на вас... Однако положенный срок идды не был отменён согласно мнению Муджахида.
Ата передаёт, что ибн Аббас сказал: «Этот аят (2:240) отменил обязательностьвыжидания срока идды вдовой дома у родственников мужа. Таким образом, она может выжидать срок идды где пожелает. Это и есть смысл слова Аллаха: (غَيْرَ إِخْرَاجٍ) Без понуждения уйти.
Ата сказал: «Она может при желании выжидать до окончания срока идды дома у родственников мужа на завещанные ей средства. Но если пожелает она может уйти оттуда. Это и есть смысл слова Всевышнего Аллаха: (فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا فَعَلْنَ) То на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой. Ата продолжает: «Затем был ниспослан аят о наследстве (4:12), который отменил проживание у родственников мужа. Она может выжидать окончания идды, где пожелает, а обязательность обеспечения её жильём была также отменена».
По поводу утверждения Ата и его последователей о том, что этот аят (2:240) отменён аятом о наследстве (4:12), и том, что следует завещать вдове проживание дома после истечения срока идды, то это утверждение нашло поддержку у большинства учёных. Однако по поводу утверждения, что умирающий не обязан завещать своей жене проживание в его доме на его средства на срок четыре месяца и десять ночей, то на этот счёт существуют разногласия между учёными. Так в качестве доказательства на обязательность обеспечения проживанием в доме мужа они приводят хадис, переданный Маликом в «аль-Мутте» от Кааба ибн Уджры, что Фурей‘а бинт Малик, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, «Что у ее мужа сбежали рабы, и он отправился на их поиски. Он настиг их, когда они были в шести милях от Медины в Тарф аль-Кудуме, и они убили его. Тогда она пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и попросила его разрешить ей вернуться к ее семье в род Худра, потому что муж не оставил ей ни собственного дома, ни денег. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сначала разрешил ей уехать, но затем послал за ней и спросил: «كَيْفَ قُلْت» «Как ты сказала?» Она пересказала ему свою историю во второй раз, и он(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «امْكُثي فِي بَيْتِكِ حَتَّى يَبْلُغَ الكِتَابُ أَجَلَه» «Оставайся в своем доме, пока не истечет срок». Фурей‘а сказала: «Я жила в нем еще четыре месяца и десять дней. Во время своего правления ‘Усман ибн ‘Аффан послал ко мне людей, чтобы удостовериться в этом, и я рассказала все, как есть, и он велел людям поступать таким образом [[Сунан Абу Дауд 2300]] ». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, аз-Зухри, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие богословы назвали его достоверным.
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
У вас большой парадокс с отмененными аятами!
В данном случае, аят о сроке идды для вдовы был отменен и заменен на другой, то есть положение аята отменено, но сам аят почему то остался в Коране!
А с аятом о забивании камнями все наоборот! Как передает Умар ибн аль-Хаттаб, сам аят был отменен, но его положение почему то сохранено.
Это написано в сахих аль-Бухари, том 8, С. 208. А в сахих Муслим, том 3, хадис 1317 (в русском переводе, хадис 1691)
То есть в первом случае (как пример идды вдовы), отменено положение аята, но сам аят почему то сохранен в Коране!
А во втором случае (как пример с забиванием камнями) наоборот, отменен сам аят, но его положение почему то сохранено!
Зачем Всевышнему оставлять в своей книге то, что он отменил, и удалять из своей книги то, что он сохранил?
Ответ Андрею: Есть Аяты, повеление которых в силе, но отменено чтение. Есть Аяты, повеление которых отменено, но осталось чтение. Господь творит что пожелает и Ему известна мудрость этого. Отмененность повеления Аята не означает, что в Аяте и в присутствии этого Аята в Суре рядом с другими Аятами - нет какого-то иного смысла, помимо того, что был заложен в повелении. Ведь, можно предположить, что Аят вписывается в структуру Суры каким-то образом и помогает понять что-то другое, или содержит в себе какие-то другие указания, смыслы, помимо того повеления, которое было отменено. Это только мои предположения и я ничего не утверждаю. В любом случае, Аллах творит что пожелает и Он не будет спрошен за Свои Действия, но мы будем спрошены.
Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий. (Коран - 4:82)
Этот аят, где Коран хвалится своей непротиворечивостью, в таком случае просто не имеет смысла, если каждое явное противоречие между положениями просто оправдывается тем, что один аят заменен другим, хоть при этом первый почему то не удален из Корана.
Притом, что среди исламских ученых не было единогласия в теме "насх и мансух" (отмененные и отменяющие аяты).
Ибн Шихаб аз-Зухри (ум 124 хиждры) признавал 42 таких случаев Коране. Джалалудин ас-Суюти (ум 911 хиджры) признавал 20 таких случаев в Коране. Абу Джафар ан-Наххас (ум 338 хиджры) признавал 138 таких случаев в Коране. Ибн Тахир аль-Багдади (ум 428 хиджры) признавал 66 таких случаев в Коране.
Примеров намного больше в различном мнении среди ученых об этом, список тут не привел весь.
Ибн аль-Атаки написал даже большой список аятов, мнение о которых разошлись среди ученых, отменены и заменены они, или нет. Из них 26 примеров он назвал слабыми.
Были некоторые фанатичные мусульмане, которые вообще отрицали науку "насх и мансух", отвергали хадисы об этом, и абсурдными методами старались объединить самые явно противоречащие аяты. Ибн Салама считал таких еретиками и лжецами. Были и те, кто не доходили до крайности, а просто старались максимально сократить "насх - мансух", Шах Вали Аллах максимально сократил количество таких случаев до 5.
Так что заявлять о непротиворечивости Корана - это самообман.
Андрей, тема интересная и сложная. Я лично никогда в неё ещё не погружался. Но говорить, что тема отменённых и отменяющих аятов - это противоречие Корана, - довольно странно. Это не противоречие, на это очевидно была воля Аллаха. Возможно, это как раз намеренно было сделано для того чтобы испытать слабых верой людей: что они в итоге выберут, отвернутся от Аллаха или вернутся к признанию того, что мы, как люди, знаем лишь малую часть от реальности?
В основе, я не знаю в Исламе явных противоречий. Отменённые и отменяющие аяты - это не противоречие, это изначально было узаконено Аллахом, так что я не вижу в этом проблем. Но обсудить эту тему с уважением и без оскорблений на Коран Онлайн я не против, для того чтобы всем вместе углубить знание этой темы.
Ответ Андрею 2: Андрей, вы даже не понимаете смысл того, что вы копипастнули. Ведь ваш текст - это просто цитата из интернета, смысл которой вы не осмыслили в полной мере. И, тем не менее, вы, не разбираясь в теме, делаете самонадеянное заявление о противоречиях в Куръане. Вот это и есть самообман, на самом деле. Теперь же по сути вопроса. То, что Бог может приказывать что-то, а потом приказывать иное - это никакое не противоречие. Бог делает, что пожелает. Каждый приказ дан на свое время. В чем противоречие? Не вижу противоречия. То, что вы прислали про отменные и отменяющие Аяты - это цитаты, смысл которых надо еще проверять отдельно. Но допустим ради аргумента что цитаты верные. О чем же там говорится? Там говорится о том, что среди ученых было разногласие насчет отмененных и отменяющих Аятов. И если взять внешний смысл этих слов, то из него только следует, что это противоречия и разногласия в понимании людей. И тут есть место для исследования. Один ученый может что-то упустить и подумать, что энный Аят не отменен. Другой углубится в тему и поймет, что Аят отменен. Прав только один из них будет. Поэтому в самом Куръане нет противоречия, но разногласие и противоречие может быть в словах и мнениях людей насчет его смысла. Ведь люди могут ошибаться, быть невнимательными. Ничего странного в этом нет. И основываясь на этом заявлять о противоречиях в самом Куръане будет только человек, который хочет выдать желаемое за действительное. И вместо попыток понять религию Аллаха, пытается оспорить то, смысл чего не постиг. И это краткий ответ. Однако если бы был подробный ответ, то я бы разъяснил то, что разные ученые по-разному использовали термин "отмена" и иногда разногласие между ними было терминологическим, не смысловым. То есть, необязательно, что это было разногласие в понимании. Дальше, уже немного оффтоп, не по теме вопроса. Yа самом деле, надо сказать, что смешивать различные группы в одну кучу неправильно. Не все люди, называющие себя муслимами, муслимы на самом деле. И даже среди муслимов есть невежественные группы нововведенцев, с мнением которых не считаются. И эти моменты требовали бы отдельного обсуждения и аргументации, которая выходит за пределы того, что можно кратко изложить в комментарии.
Теперь еще хотел бы написать немного про смысл Аята насчет Аята "Неужели они не задумаются над Куръаном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем множество противоречий" Андрей, вы подменяете понятия, когда говорите, что противоречия могут быть только в положениях (приказах и установлениях религии). На самом деле, текст Куръана содержит истории о пророках, различные повествования о людях и так далее. И теоретически могли бы быть противоречия в различных темах. Поэтому говорить, что любое противоречие оправдывалось бы отменой Аятов - это ложь, и подмена понятий. Отмена Аятов касается только установлений в религии. Невозможно было бы никак отменой Аятов оправдать противоречия в описании фактов, в повествованиях. Ведь Куръан часто рассказывает схожие рассказы, повторяет их в разных контекстах. И в подобных вопросах могли бы быть противоречия, если бы это человек придумал. Задумайтесь: Куръан произносился вслух Пророком в разных ситуациях, Суры и Аяты ниспосылались на протяжении многих долгих лет. И за столько лет, будь это слова человека, там бы появилось противоречие. Человек, который задумается над Куръаном, увидит, как точно бывают подобраны слова, как отсутствие или присутствие одного слова изящно используется для указания на различные пласты смыслов. Но чтобы понять, что это за Книга, нужно как минимум сначала вдумчиво начать осмыслять ее текст.
Насчет отмененных аятов я не говорю про сам факт такого понятия в исламе. Странно именно то, что часть отмененных аятов попали в имеющийся Коран, но при этом есть очень многие отмененные аяты, которые вообще не попали в имеющийся текст Корана, и известны только в хадисах. У Ката́ды ибн Диа́ма (одного из главный мусульманских ученых по Корану) была книга про отмененные аяты, но от книги к 12 веку осталось только три страницы, хотя она открыла бы больший кругозор на историю зарождения ислама. Но в хадисах есть упоминания о части из них конечно.
То, что многие отмененные аяты не попали в имеющийся Коран, и так известно. Противоречие именно в том, что многие другие отмененные аяты все таки попали в Коран, что делает чтение и понимание противоречивым. Вы писали выше, что их положение отменено, но может быть какой то смысл в чтении. Однако с аятами, чтение которых отменено, но почему то не отменено положение, намного страннее ситуация. Зачем Богу было отменять аят о забивании камнями за супружескую измену, но не отменять само положение?(источники выше писал). Тут логики не может быть никакой.
Насчет противоречий в плане повествований я и не начинал говорить, но пример есть очень явный:
В первой версии к Марии явились ангелы, что бы сообщить о зачатии Иисусом. Во второй версии с этой целью явился исключительно один Джибрил, она даже испугалась оставаться наедине с мужчиной, что ясно показывает, что во второй версии вместе с Джибрилом больше никого не было.
Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников. Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина?». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!» — как это сбывается. (Коран - 3:45-47)
Помяни в Писании Марьям. Вот она ушла от своей семьи на восток и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?». Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!»» (Коран - 19:16-21)
По последней претензии на "противоречие" - судя по всему, эти два рассказа об одной и той же истории про Марьям банально доплоняют друг друга. Андрей, вы видимо просто не хотите вникать более глубоко в то, что вы обсуждаете, не хотите докопаться до конечной истины и просто цепляетесь за то, что выглядит для невнимательного человека как противоречие.
Судя по всему, Марьям изначально увидела только Джибрииля, хотя видимо кроме него там были и другие ангелы, возможно они пришли следом за ним, Аллах знает лучше. Соответственно, начало этого события описывается в аятах 19:16-19.
Далее продолжение части этой истории описывается в аятах 3:45-47, до половины 47-го аята:
Далее рассказ продолжается аятами 19:20-21:
Далее рассказ продолжается со второй половины 3:47-го аята и идёт до аята 3:51:
Тут подходим к самому важному. Андрей, вы говорите о "противоречии", подразумевая, что в одной части Корана ангелы пришли группой (3-я сура), а в другой якобы пришёл только один ангел (19-я сура). Но! Почему тогда в третьей суре во второй половине 47-го аята пишется: "Он сказал"? Не "они сказали". Просто очевидно что и третья сура подразумевает в качестве главного собеседника марьям именно Джибрииля, поэтому там и идёт обращение к ней в единственном числе.
Поэтому, если разбирать аяты внимательно - то никаких противоречий мы здесь не найдём. Просто одна и та же история имеет некоторые детали, которые дополняются и собираются в одну картину при составлении всех аятов на эту тему в корректную последовательность.
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.