Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Бакара (Корова), 239-й аят из 286

Информация
Подробная информация об аяте 2:239 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ
Транслит
Fa'in Khiftum Farijālāan 'Aw Rukbānāan  ۖ  Fa'idhā 'Amintumdhkurū Al-Laha Kamā `Allamakum Mā Lam Takūnū Ta`lamūna
Эльмир Кулиев
Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.
Абу Адель
А если вы боитесь (врагов, пожара или потока воды), то (совершайте молитву) пешими или будучи верхом [молитва при страхе выполняется в любом виде, даже может знаками, и даже не по кибле]. А когда же вы (будете) в безопасности, то вспоминайте Аллаха [совершайте молитву], как Он вас научил тому, чего вы раньше не знали.
Толкование ас-Саади
Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали. [[В этом откровении не упоминается, чего именно может опасаться молящийся, отчего оно имеет самый широкий смысл. И если человек опасается врагов, диких зверей или опасается того, что сложившиеся обстоятельства могут навредить ему, то ему разрешается молиться на ходу или верхом. Он может совершить намаз верхом на лошади, верблюде или на любом другом транспортном средстве, причем ему необязательно поворачиваться лицом в сторону Каабы. Молиться так разрешается только во время опасности, поскольку в безопасности мусульманин обязан совершать намаз по всем правилам. Предписание поминать Аллаха в безопасности подразумевает исправное совершение намазов и частое поминание Аллаха в качестве благодарности за милость, которую Он оказал Своим рабам, обучив их тому, что является залогом их счастья и преуспеяния. Этот аят подчеркивает превосходство знания и свидетельствует о том, что если Аллах обучает человека тому, чего тот не ведал прежде, то ему надлежит многократно поминать Господа. Из него также следует, что частое поминание Аллаха способствует обретение новых знаний, поскольку благодарность за оказанную милость способствует приумножению этой милости.]]
ибн Касир

Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.

Всевышний повелел исправно и своевременно совершать все намазы, соблюдая все правила связанные с ними, как об этом говорится в хадисе, приведённом в двух Сахихах от ибн Масуда: «(Однажды) я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какое дело является наиболее достойным?” Он ответил: «الصَّلَاةُ عَلى وَقْتِها» «(Совершение) молитвы в (установленное) для неё время» Я спросил: “А после этого?” Он ответил: «الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ الله» «Борьба на пути Аллаха.”Я спросил: “А после этого?» Он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «بِرُّ الْوَالِدَيْن» «Проявление почтительности по отношению к родителям. Если бы я продолжил расспрашивать, то посланник Аллаха продолжил бы отвечать мне [[Сахих аль-Бухари 2782, Муслим 85]] ».

Более того Всевышний Аллах особенно выделяет среднюю молитву, которой является молитва «Аср» по мнению большинства учёных из числа сподвижников, как об этом заявили ат-Тирмизи и аль-Багави. Аль-Маварди передаёт, что это мнение большинства последователей сподвижников. Абу Умар ибн Абдуль-Барр, сказал, что это мнение большинства учёных хадиса из числа праведных предков. Мухаммад ибн Атыях в своём «Тафсире» сказал, что это мнение большинства людей. Аль-Хафиз Абу Мухаммад Абдуль-Му’мин ибн Халаф ад-Димьяти в своей книге о средней молитве сказал, что это молитва «Аср» (послеполуденная молитва). Такое же толкование предпочли: Умар, Али, ибн Масуд, Абу Айуб, Абдулла ибн Амр, Сумра ибн Джундуб, Абу Хурайра, Абу Саид, Хафса, Умм Хабиба, Умм Салама, ибн Аббас, Аиша. Также считали: Ибрахим ан-Нахаи, Рахин, Зар ибн Хубайш, Саид ибн Джубайр, ибн Сирин, аль-Хасан, Катада, ад-Даххак, аль-Кальби, Мукатиль, Убайд ибн Марьям и другие. Эту же позицию приняли правовые школы: Ахмада ибн Ханбала, аш-Шафии по мнению аль-Мааварди, Абу Ханифы, Абу Йусафа и Мухаммада по словам ибн Мунзира. Это же мнение предпочёл ибн аль-Хабиб из числа маликитов. Да смилуется над ними всеми Аллах.

Имам Ахмад передаёт от Али, что в день битвы союзников (аль-Ахзаб) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «شَغَلُونَا عَنِ الصَّلَاةِ الْوُسْطَى، صَلَاةِ الْعَصْرِ، مَلَأَ اللهُ قُلُوبَهُم وَبُيُوتَهم نَارًا» «Да переполнит Аллах их дома и могилы огнём за то, что они отвлекли нас от средней молитвы (т.е. послеобеденной молитвы)[[Сахих Муслим 627, Муснад Ахмад 913]] ». Затем он восполнил её между двумя молитвами: вечерней и ночной (магриб и иша). Это же передают Муслим и ан-Насаи. Кроме того этот хадис передали два шейха (аль-Бухари и Муслим), Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и другие рассказчики хадисов с разными цепочками передатчиков от Али.

Хадис о битве аль-Ахзаб (или битве у рва),в которой язычники отвлекли посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) от совершения послеполуденного намаза, был рассказан несколькими сподвижниками. Мы же здесь лишь привели хадис, в котором упоминается средняя молитва. Этот же хадис Муслим передал от ибн Масуда и аль-Бара ибн Азиба.

В дополнении имам Ахмад передаёт от Сумры ибн Джундуба, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «صَلَاةُ الْوسْطَى صَلَاةُ الْعَصْر» «Средняя молитва это молитва Аср». В другом повествовании посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при упоминании аята: (حَـافِظُواْ عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلَوةِ الْوُسْطَى) Оберегайте намазы, и особенно, средний намаз. Сказал: «هِيَ الْعَصْر» «Это (молитва) Аср». Ибн Джафар сообщил, что пророка(да благословит его Аллах и приветствует) в тот момент спрашивали о средней молитве. Ат-Тирмизи также передал этот хадис от Сумры ибн Джундуба. Он также сказал, что это достоверный хороший хадис. Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «صَلَاةُ الْوسْطَى صَلَاةُ الْعَصْر» «Средняя молитва это молитва Аср». Муслим передаёт в своём Сахихе хадис со следующим текстом: «شَغَلُونَا عَنِ الصَّلَاةِ الْوسْطَى صَلَاةِ الْعَصْر» «Они отвлекли нас от среднего намаза – послеполуденного намаза». Все эти тексты подчёркивают тот факт, что это послеполуденный намаз «Аср». В хадисе, рассказанном ибн Умаром посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подчёркивает важность совершения послеполуденной молитвы: «مَنْ فَاتَتْهُ صَلَاةُ الْعَصْرِ فَكَأَنَّمَا وُتِرَ أَهْلَهُ وَمَالَه» «Кто пропустил молитву Аср, то будто бы потерял свою семью и имущество [[Сахих аль-Бухари 552]] ». В другом достоверном хадисе от Бурайды ибн аль-Хусайба посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «بَكِّرُوا بِالصَّلَاةِ فِي يَوْمِ الْغَيْمِ، فَإِنَّهُ مَنْ تَرَكَ صَلَاةَ الْعَصْرِ، فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُه» «Совершайте молитву в её раннее время в облачный день, ведь тот кто пропустил молитву Аср, то станут тщетны его дела [[Сахих аль Бухари Глава о совершения молитвы в раннее время.]] ».

Слово Аллаха: (وَقُومُواْ لِلَّهِ قَـانِتِينَ) И стойте перед Аллахом смиренно – т.е. унижено и сосредоточенно. Это повеление содержит в себе запрет разговоров во время молитвы, ибо они противоречат её сути. Именно поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ответил на приветствие ибн Масуда, в то время когда он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву, после молитвы пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснился: «إِنَّ فِي الصَّلَاةِ لَشُغْلًا» «Поистине молитва занимает (человека) [[Сахих аль-Бухари 1216]]». В Сахихе Муслима приводится хадис от Муавии ибн аль-Хакама ас-Сильми, что когда он заговорил во время молитвы, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِنَّ هذِهِ الصَّلَاةَ لَا يَصْلُحُ فِيهَا شَيْءٌ مِنْ كَلَامِ النَّاسِ، إنَّمَا هِي التَّسْبِيحُ وَالتَّكْبِيرُ وَذِكْرُ الله» «Поистине в молитва не предназначена для ведения людских разговоров. Она предназначена для прославления Аллаха (тасбих), возвеличивания Его (такбир) и поминания Аллаха [[Сахих Муслим 537]] ».

Имам Ахмад передаёт, что Зейд ибн Аркам, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы разговаривали во время намаза и говорили друг с другом при необходимости, пока не был ниспослан аят (وَقُومُواْ لِلَّهِ قَـانِتِينَ) И стойте перед Аллахом смиренно” (2:238). Нам было велено во время намаза соблюдать тишину и запрещено разговаривать [[Муснад Ахмад 18792, Сахих Муслим 539]] ». Этот хадис передала группа рассказчиков кроме ибн Маджах.

Слово Аллаха: (فَإنْ خِفْتُمْ فَرِجَالاً أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ) Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.

После того как Аллах повелел Своим рабам внимательно относиться к своим молитвам и совершать согласно их правилам, Он упомянул о ситуациях, которые могут отвлечь человека от подобающего совершения молитвы. Такими ситуациями могут оказаться: война, угроза вражеского нападения и другие подобные обстоятельства.

Всевышний Аллах сказал: (فَإنْ خِفْتُمْ فَرِجَالاً أَوْ رُكْبَانًا) Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом – молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении.

Малик передаёт от Нафи, что когда у ибн Умара спросили о мотиве страха и её описании он ответил: «Если стах преобладает над вами, то молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении». Нафи сказал: «Я думаю, что ибн Умар мог сказать такое только исходя из слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Аль-Бухари и Муслим также передают этот хадис.

Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Маджах и ибн Джарир передают, что ибн Аббас сказал: «Всевышний Аллах языком вашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предписал вам молится будучи дома четыре ракаата, в пути – два ракаата, а в страхе – один ракаат [[Сахих Муслим 287]] ». Это же мнение предпочли: аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак и другие. В дополнении имам аль-Бухари в главе «Осада крепостей и встреча с врагом» передаёт, что аль-Ауза’и сказал: «Если победа мусульман близка, и они не в состоянии совершить молитву, то им следует молится в полусогнутом состоянии по отдельности. Если они не могут молиться в полусогнутом состоянии, то им следует отложить молитву, пока битва не приобретет более спокойный характер и они окажутся в относительной безопасности. Тогда им следует совершить молитву в два ракаата, если они не в состоянии – то молитву в один ракаат с двумя земными поклонами.Если они не в состоянии, то им следует отложить молитву до состояния безопасности, ибо один лишь такбир не может заменить молитву». Также считает Макхуль. Анас ибн Малик сообщает: «Я присутствовал при штурме крепости Тастар. Во время утренней молитвы бои ужесточились так, что мы не смогли совершить утреннюю молитву до восхода солнца. Мы совершили её с Абу Мусой уже когда солнце было высоко. И тогда Аллах даровал нам победу. Я бы не обрадовался всему богатству мира, как я обрадовался этой молитве [[Сахих аль-Бухари «Глава о молитве при штурме крепостей»]] ». Это текст Бухари. В пользу всего этого свидетельствует хадис о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отложил послеполуденную молитву до заката солнца во время битвы у рва. А также хадис в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправляя сподвижников в экспедицию на племя Бану Курайза сказал: «Пусть не один из вас не совершит молитву Аср, пока не достигнет Буна Курайза [[Сахих аль-Бухари 4119]] ». Некоторые сподвижники помолились, когда настало время молитвы. Они объяснили это тем, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просто хотел от них ускорения при марше. Другие совершили молитву уже после заката, как только они достигли территории Бану Курайза. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал ни тех ни других за это.

Слово Аллаха: (فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ) Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха – т.е. совершайте молитву, таким образом, как Он повелел вам, совершая как подобает стояние в молитве, поясные и земные поклоны, а также сидение и смиренность в молитве. (كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ) как Он научил вас тому, чего вы не знали – за то, что Он даровал вам блага и наставил вас на прямой путь, а также обучил вас тому, что приносит вам пользу в этой и последней жизни. Примите это с благодарностью и поминанием Аллаха. Как сказал Аллах об окончании молитвы страха: (فَإِذَا اطْمَأْنَنتُمْ فَأَقِيمُواْ الصَّلَوةَ إِنَّ الصَّلَوةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَـباً مَّوْقُوتاً) Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время. (4:103) мы упомянем хадисы о молитве страха и её описании при комментарии слова Всевышнего в суре «Женщины»: (وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَوةَ) Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом. (4:102)

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик