- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
- Транслит
- Ar-Raĥmāni Ar-Raĥīmi
- Эльмир Кулиев
- Милостивому, Милосердному,
- Абу Адель
- Милостивому (ко всем Своим творениям в этом мире), (и) Милосердному (только к верующим в День Суда),
- Толкование ас-Саади
- Милостивому, Милосердному,
- Ибн Касир
-
Имена «الرحمن» «Милостивый» и «الرحيم» «Милосердный» происходят от слова «الرحمة» (милость), но «الرحمن» имеет более широкий смысл, связанный с милостью, чем «الرحيم». Ибн Джарир указывает на единогласие ученых в этом вопросе.
Куртуби сказал: «Доказательством того, что эти имена образованы от слова “милость” служит достоверный хадис, переданный Тирмизи от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа (Да будет доволен им Аллах!), о том, что он слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Я Милостивый (الرحمن) и сотворил милость (родство) (الرحمة), и дал ей имя от Своего имени. И кто станет сохранять (родственные узы), того и Я сохраню; а кто прерывает их, с тем и Я прерву связь”».[[Тирмизи «Благодеяние», 9]] Куртуби продолжает: «Хадис указывает на происхождение этого имени. Арабы отрицали имя “الرَّحْمنُ” (Милостивый), из-за их невежества по отношению к Аллаху и Его атрибутам».
Абу ‘Убайд сказал, что и «الرحمن» (Милостивый) и «الرحيم» (Милосердный) имеют ту же форму, что и слова «ندمان» и «نديم» (сожалеющий). Абу Али аль-Фариси сказал, что имя «الرحمن» имеет более общее значение, охватывая все виды милости, свойственные Аллаху, тогда как «الرحيم» (Милостивый) только по отношению к верующим, как об этом сказал Аллах: ﴾ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا ﴿ «Он Милосерден к верующим» (Сура 33, аят 43).
Ибн ‘‘Аббас сказал, что оба эти имени означают «мягкий» (رقيق), и одно из них указывает на бóльшую мягкость, т.е. милость, чем другое. Ибн Мубарак сказал: «Милостивый «الرحمن» — Тот, кто дает просящему, а Милосердный «الرحيم» — тот, кто гневается, если у Него не просят».
В хадисе от Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах!), который приводят ат-Тирмизи и Ибн Маджах, также говорится о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит у Него».[[Фатх аль-Бари, 8/137, 13/359; Муслим «Благодеяния и родство», 77]]
Ибн Джарир передал от ас-Сурри ибн Яхьи ат-Тамими, который сказал, что он слышал от ‘Усмана ибн Зуфара, что аль-‘Азрами сказал по поводу имен «Милостивый» и «Милосердный»: «Он (الرحمن) Милостив ко всем творениям, но (الرحيم) Милосерден лишь к верующим». Аллах сказал: ﴾ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ الرَّحْمَانُ ﴿ «а потом вознесся на Трон. Он — Милостивый» (Сура 25, аят 59). А также: ﴾الرَّحْمَانُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى﴿ «Милостивый вознесся на Трон» (Сура 20, аят 5). Аллах упоминает Милость вместе с вознесением на Трон, дабы показать, что Он охватывает Своей милостью все творения в обоих мирах. Также Он сказал: ﴾ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا ﴿ «Он милосерден к верующим» (Сура 33, аят 43). Тем самым Он отметил здесь Своим милосердием лишь верующих. Это доказывает, что имя «الرحمن» (Милостивый) имеет более широкий смысл, чем имя «الرحيم» (Милосердный). В хадисе также говорится: «رَحْمنَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَرَحِيمَهُمَ» «Милостивый ближнего мира и мира вечного, Милосердный обоих миров».
Имя (Милостивый) «الرحمن» присуще только Всевышнему Аллаху,больше Он никого не назвал так. Ибо Всевышний Аллах также сказал: ﴾ قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى ﴿ «Скажи: “ПризывайтеАллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура 17, аят 110). Аллах сказал также: ﴾وَاسْأَلْ مَنْ أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رُسُلِنَا أَجَعَلْنَا مِنْ دُونِ الرَّحْمَانِ آلِهَةً يُعْبَدُونَ﴿ «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (Сура 43, аят 45).
Лжепророк Мусайлима назвал себя: (رحمن اليمامة) «милостивым из Йамамы», но Аллах облачил его в одеяния лжи и прославил его как лжеца, и теперь его называют Мусайлима - лжец и он стал олицетворением лжи среди жителей городов и кочевников - бедуинов.
Аллах сначала упомянул Свое имя «Аллах» (الله), которое принадлежит исключительно Ему, а затем упомянул Свое имя «Милостивый» (الرحمن), которое также нельзя использовать кроме как при упоминании Аллаха. Он сказал: ﴾قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى﴿ «Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура 17, аят 110). И лишь лжепророк Мусайлима и его приверженцы посмели использовать это имя, назвав обманщика «милостивым из Йамамы».
Что касается качества «الرحيم», т.е. Милосердный, то Аллах приписал его (милосердие) и другим. Аллах Всевышний, Свят Он и Велик, сказал: ﴾ لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ ﴿ «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура 9, аят 128). Аллах также описал некоторые создания, используя Свои атрибуты: ﴾ إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا ﴿ «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (Сура 76, аят 2). Таким образом, у Аллаха есть имена, которыми могут называться Его некоторые творения; есть также имена, которые принадлежат только Ему одному, такие как «الله» (Аллах), «الرحمن» (Милостивый), «الخالق» (Творец), «الرزاق» (Дающий удел) и др. Поэтому Аллах начал «тасмию» с упоминания Своего величайшего имени; далее описал Себя словом (الرحمن) «Милостивый», которое тоже является только Его именем; и далее словом (الرحيم) «Милосердный», которое является не только Его именем и качеством, но также может быть и именем Его творений.
В хадисе от Умм Саламы (Да будет доволен ею Аллах!) сообщается, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) читал, разделяя один аят от другого: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! — Хвала Аллаху, Господу миров, —Милостивому, Милосердному, — Властелину Дня воздаяния!» . Некоторые чтецы декламировали так же, а некоторые при чтении соединяли «тасмию» с восхвалением.
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Абу ‘Убайд сказал, что и «الرحمن» (Милостивый) и «الرحيم» (Милосердный) имеют ту же форму, что и слова «ندمان» и «نديم» (сожалеющий). Абу Али аль-Фариси сказал, что имя «الرحمن» имеет более общее значение, охватывая все виды милости, свойственные Аллаху, тогда как «الرحيم» (Милостивый)- думаю здесь должно быть слово: "Милосердный", опечатка может в тексте?
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.