Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Ан-Нур (Свет), 36-й аят из 64

Информация
Подробная информация об аяте 24:36 на Quranic Arabic Corpus
Параметры
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ
Транслит
Fī Buyūtin 'Adhina Al-Lahu 'An Turfa`a Wa Yudhkara Fīhā Asmuhu Yusabbiĥu Lahu Fīhā Bil-Ghudūwi Wa Al-'Āşāli
Эльмир Кулиев
В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом
Абу Адель
В домах [в мечетях], которые Аллах дозволил возвести и в которых поминается Его имя (чтением Корана, словами восхваления,...), – восхваляют Его там утром и вечером
Толкование ас-Саади
В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом
Ибн Касир

После того, как Аллах привёл притчу о сердце верующего, о том, что в нём руководство и знание, подобное лампе в прозрачном стекле, зажигаемое чистым маслом — оно подобно люстре, Аллах рассказал о месте таких люстр — мечетях. Это самые любимые Аллахом места на земле, в которых Ему поклоняются и исповедуют Единобожие. Он сказал: فِى بيُُوتٍ أَذِنَ ٱللَّهُ أَن ترُْفَعَ ﴿ «В домах, которые Аллах дозволил возвести» — Аллах повелел строить их и сохранять их в чистоте от скверны, забав, пустословия и ненужных дел, которые не подобает совершать в таких местах. Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас прокомментировал этот священный аят: فِى بيُُوتٍ أَذِنَ ٱللَّهُ أَن ترُْفَعَ ﴿ «‘‘В домах, которые Аллах дозволил возвести’’ – Аллах запретил пустословие в мечетях». Таково также мнение Икримы, ад-Даххака, Нафи’ ибн Джубайра, Абу Бакра ибн Сулеймана ибн Абу Хашмы, Суфьяна ибн Хусейна и других учёных.

Существует множество хадисов о достоинстве строительства мечетей, проявления уважения и почтения к ним, содержания их в чистоте и умащения их благовониями. Этому можно посвятить отдельную более подробную тему. И я (Ибн Касир) написал отдельную книгу по этому поводу, в которой всё это упоминается в деталях. Хвала Аллаху. С помощью Аллаха и по Его воле мы упомянем здесь некоторые из этих хадисов.

Усман ибн Аффан (Да будет доволен им Аллах!) — повелитель правоверных, сообщает, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « مَنْ بَنَى مَسْجِدًا يَبْتَغِي بِهِ وَجْهَ اللهِ بَنَى اللهُ لَهُ مِثْلَهُ فِي الْجَنَّةِ » «Для того, кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, Аллах построит нечто подобное в Раю». [Бухари 450, Муслим 533]

Ибн Маджах (735) передаёт от Умара ибн аль-Хаттаба (Да будет доволен им Аллах!), что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « مَنْ بَنَى مَسْجِدًا يُذْكَرُ فِيهِ اسْمُ اللهِ بَنَى اللهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ » «Для того, кто построит мечеть, в которой поминается имя Аллаха, Аллах построит дом в Раю». Ан-Насаи (2/31) передаёт такой же хадис.

Аиша (Да будет доволен ею Аллах!) сказала: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) повелел нам строить мечети среди домов, содержать их в порядке и умащивать их благовониями». Хадис передал Ахмад (6/279), Абу Дауд (455), ат-Тирмизи (594), ибн Маджах (758). Другой вариант от Ахмада (5/17), и от Абу Дауда (456) от Самуры ибн Джундуба. Бухари (до 446) сказал: «Умар сказал: «Строй для людей место для поклонения Аллаху, и остерегайся окрашивания их в красный или жёлтый цвет, дабы искушать людей».

Абу Дауд (448) передаёт от Ибн Аббаса, что посланник Аллаха(Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « مَا أُمِرْتُ بِتَشْيِيدِ الْمَسَاجِدِ » «Не было мне приказано украшать мечети». Ибн Аббас сказал: «Т.е. украшать их как делают это иудеи и христиане». Анас сообщает, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « لَ تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَتَبَاهَى النَّاسُ فِي الْمَسَاجِدِ » «Не наступит Час, пока люди не станут строить мечети напоказ». [Ахмад 3/134, Абу Дауд 449, ан-Насаи 2/32, ибн Маджах 739 , т.е. все сборники «Сунан» кроме ат-Тирмизи]

Бурайда сообщает, что какой-то мужчина во всеуслышание в мечети объявил о пропаже своей собственности, сказав: «Кто что-нибудь скажет о (пропавшем) красном верблюде?!» , на что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!), сказал: « لَ وَجَدْتَ، إِنَّمَا بُنِيَتِ الْمَسَاجِدُ لِمَا بُنِيَتْ لَهُ » «Да чтоб ты не нашёл (эту пропажу)! Ведь поистине, мечети построены для того, для чего они построены». [Муслим 569]

‘Амр ибн Шуайб передаёт от своего отца, а тот от своего деда, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) запретил торговлю, заключение сделок и декламацию стихов в мечетях. Это передал Ахмад (2/179), Абу Дауд (1079), ат-Тирмизи (322), ан-Насаи (2/47), ибн Мааджах (749).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « ،إِذَا رَأَيْتُمْ مَنْ يَبِيعُ أَوْ يَبْتَاعُ فِي الْمَسْجِدِ، فَقُولُوا: لَ أَرْبَحَ اللهُ تِجَارَتَكَ وَإِذَا رَأَيْتُمْ مَنْ يَنْشُدُ ضَالَّةً فِي الْمَسْجِدِ فَقُولُوا: لَ رَدَّهَا اللهُ عَلَيْكَ » «Если вы ведите того, кто продаёт в мечети или покупает, то скажите: «Да не даст успеха Аллах твоей торговле! А если услышите человека, который. возвещает о пропаже в мечети, то скажите: «Да не вернёт тебе (этого) Аллах !». [Хадис приводит имам ат-Тирмизи, 1321, так же аль-Хаким, 2/56] Тирмизи сказал, что это хороший и странный хадис.

Передают от ибн Умара хадис, в котором посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: خِصَالٌ لَ تَنْبَغِي فِي المَسْجِدِ لَ يتَُّخَذَ طَرِيقًا وَلَ يُشْهَرُ فِيهِ سِلَحٌ وَلَينُْبَضُ فِيهِ بِقَوْسٍ وَلَينُْثَرُ فِيهِ نَبْلٌ وَلاَيُمَرُّ فِيهِ بِلَحْمٍ نَيِّءٍ وَلَيُضْرَبُ فِيهِ حَدٌّ وَلَيقُْتَصُّ فِيهِ أَحَدٌ وَلَيتَُّخَذُ سُوقًا «Действия не подобающие в мечети: Делать из её проходной двор, оголять в ней оружие, размахивать в ней луком, разбрасывать стрелы, носить через неё сырое мясо, приводить в исполнение наказания, совершать возмездие над кем-то, делать из неё базар».

Василя ибн аль-Аска’ передаёт, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: جَنِّبُوا المَسَاجِدَ صِبْيَانَكُمْ وَمَجَانِينَكُمْ وَشَرَاءكَُمْ وَبَيْعَكُمْ وَخُصُومَاتَكُمْ وَرَفْعَ أَصْوَاتَكُمْ وَإِقَامَةِ حُدُودِكُمْ وَسَلَّ سُيُوفِكُمْ وَاتَّخِذُوا عَلَى أَبْوَابِهَا المَطَاهِرَ وَجَمِّرُوهَا فِي الجُمَعِ «Держите ваших детей в стороне от мечетей, а также ваших слабоумных. Сторонитесь торговли и тяжб, громких голосов, исполнений наказаний в них. Не обнажайте свои мечи (в ней). Возле входов установите места омовений, и жгите в них ладан по пятницам». Хадис также приводит ибн Маджах со слабым иснадом.

Что касается прохода через мечеть, некоторые учёные считают это, без необходимости — нежелательным действием. Мандуха приводит пересказ, в котором говорится, что ангелы удивляются человеку, проходящему через мечеть, и не молящемуся в ней.

Что касается запрета размахивания в ней луком, оголения меча или разбрасывания в ней стрел, то это, по причине опасения поранить кого-то из-за присутствия большого скопления молящихся. Поэтому в «Сахихе» (Муслим 2614) сообщается, что Джабир Ибн Абдулла передаёт, что мужчина проходил со стрелами в мечети, оголив их наконечники. Тогда он приказал ему держать их за наконечники, чтобы он не оцарапал мусульманина. Передают также со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто проходит по нашим мечетям или рынкам со стрелами, берётся (рукой) за их острие, чтобы не поранить кого-нибудь из мусульман». [Бухари 219, Муслим 284]

Запрет же на прохождение с сырым мясом по мечети связан с опасением испачкать мечеть каплями крови. По той же причине запрещено входить в мечеть женщине во время месячных. И по той же причине запрещено исполнять в ней шариатские наказания — чтобы не запачкать её кровью, текущей с наказанных людей или из их отрубленных конечностей.

Хадисы о запрете торговли в ней уже приводились выше, т.к. мечети построены для поминания Аллаха и молитвы, как сказал посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), когда бедуин помочился в мечети Посланник Аллаха: « لَمْ تبُْنَ لِهَذَا إِنَّمَا بُنِيَتْ لِذِكْرِ اللهِ وَالصَّلاَةِ فِيهَا » «Они (Мечети) строятся не для этого, они построены для поминания Аллаха и молитвы». А когда тот опорожнился, он попросил принести ведро воды и полил на это место.[Бухари 219, Муслим 284] В другом хадисе говорится: « جَنِّبُوا مَسَاجِدَكُمْ صِبْيَانَكُمْ » «Держите ваших детей в стороне от мечетей». Это потому, что дети играются в них и ведут себя неподобающе.

Умар ибн аль-Хаттаб, если видел, что дети играют в мечети, разгонял их палочкой. Он чистил мечеть после ночного намаза и не оставлял в ней никого. Причина нежелательности присутствия в ней слабоумных в том, что они также могут вести себя неподобающе, играться в ней, или даже запачкать её нечистотами. Нежелательность проведения в ней тяжб и третейских судов связана с тем, что во время таких процессов люди начинают кричать и выкрикивать непочтенные слова, неподобающие в таком месте. Поэтому учёные запретили проводить судебные разбирательства в мечетях.

Бухари (470) передаёт от ас-Саиба ибн Йазид аль-Кинди, что он сказал: «Я стоял в мечети, и кто-то кинул в меня гальку. Я оглянулся и увидел Умара ибн аль-Хаттаба. Он сказал мне: ‘‘Приведи-ка мне вон тех двоих’’. Я привёл их к нему, и он спросил: ‘‘Кто вы?’’, или ‘‘Откуда вы?’’ они ответили: ‘‘ Из Таифа’’. (На что) он (Умар) сказал: ‘‘Если бы вы были местными (из этого города), я побил (наказал) бы вас, (за то, что) повышаете голос в мечети посланника Аллаха’’». Ан-Насаи [Сунан аль-Кубра 10382] передаёт от Ибрахима ибн Абдур-Рахмана ибн Ауфа, что он сказал: «Умар услышал громкий голос одного человека в мечети и сказал ему: ‘‘Разве ты не знаешь, где ты находишься?’’». Повествование достоверно.

Желательно устанавливать места для омовения рядом с мечетью для удобства молящихся. Рядом с мечетью посланника Аллаха были колодцы. Люди пили из них и брали омовение водой из них.

Желательность сожжения в мечетях ладана и умащивания её ароматами в пятницу связана с большим скоплением людей в мечети. Хафиз ибн Я’ля аль-Мусили передаёт от ибн Умара, что Умар (Да будет доволен им Аллах!) жёг ладан в мечети посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) каждую пятницу.

В двух «Сахихах» передаётся, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: صَلَةُ الرَّجُلِ فِي الْجَمَاعَةِ تُضَعَّفُ عَلَى صَلَتِهِ فِي بَيْتِهِ وَفِي سُوقِهِ خَمْسًا وَعِشْرِينَ ضِعْفًاوَذَلِكَ أَنَّهُ إَذَا تَوَضَّأَ فَأَحْسَنَ وُضُوءَهُ ثُمَّ خَرَجَ إِلَى الْمَسْجِدِ لَ يُخْرِجُهُ إِلَّ الصَّلَةُ لَمْ يَخْطُ خَطْوَةً إِلَّ رُفِعَ لَهُ بِهَا دَرَجَةٌ وَحُطَّ عَنْهُ بِهَا خَطِيئَةٌ. فَإِذَا صَلَّى لَمْ تَزَلِ الْمَلَئِكَةُ تُصَلِّي عَلَيْهِ مَا دَامَ فِي مُصَلَّهُ: اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَيْهِ، اللَّهُمَّ ارْحَمْهُ. وَلَ يَزَالُ فِي صَلَةٍ مَا انْتَظَرَ الصَّلَةَ «Общая молитва, в которой принимает участие человек, лучше молитвы, совершаемой им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз (в том случае), когда он совершает омовение должным образом, а потом отправляется в мечеть только для того, чтобы совершить молитву. (И тогда) за каждый свой шаг он обязательно возвышается на (одну) ступень, и снимается с него (одно) прегрешение, когда же он станет молиться, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбами за него (всё то время), пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернившись. Они станут говорить: ‘‘О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его!’’, — а он будет пребывать в (состоянии) молитвы (всё то время, пока) дожидается её начала». [ Бухари 647]

В сборниках «Сунан» [Абу Дауд 561, ат-Тирмизи 223, ибн Маджах 780, 781] приводится хадис: « بَشِّرِ الْمَشَّائِينَ إِلَى الْمَسَاجِدِ فِي الظَّلَمِ بِالنُّورِ التَّامِّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ » «Обрадуйте идущих в мечеть в темноте — полным светом в Судный день». При входе в мечеть рекомендуется входить сначала правой ногой и говорить то, что приводится в «Сахихе» Бухари от Абдуллы ибн ‘Амра – то, что говорил посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) заходя в мечеть: « أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيمِ وَبِوَجْهِهِ الْكَرِيمِ، وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيمِ، مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ » «Прибегаю к (помощи) Аллаха Великого, Его Святого Лика, Его извечной Власти от шайтана побиваемого камнями». Один из рассказчиков сказал: «Если он скажет так, то шайтан скажет: «Он будет защищён от меня на целый день».

Муслим (713) передаёт от Абу Хумайда или Абу Усайда, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-то из вас войдёт в мечеть, то пусть скажет: « اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ » ‘‘О, Аллах, открой мне врата Своей милости’’. А когда выходит, то пусть скажет: « اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ » ‘‘О, Аллах, я прошу у тебя от Твоей щедрости’’». Хадис также передал Ан-Насаи (2/53). Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах!) передаёт, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: إِذَا دَخَلَ أَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلْيُسَلِّمْ عَلَى النَّبِيِّ. وَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ، وَإِذَا خَرَجَ فَلْيُسَلِّمْ عَلَى النَّبِيِّ وَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ اعْصِمْنِي مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ «Если кто-то из вас войдёт в мечеть, то пусть поприветствует пророка и скажет: «О, Аллах, открой мне врата Своей милости». А когда выйдет, то пусть поприветствует пророка и скажет: «О, Аллах, защити меня от шайтана побиваемого камнями». Хадис передал Ибн Маджах (773), ибн Хузайма (452) и ибн Хиббан (2047) в их «Сахихах».

Слова Аллаха: وَيُذْكَرَ فِيهَا ٱسْمُهُ ﴿ «И в которых поминается Его имя» — т.е. имя Аллаха. Это подобно аяту: يَٰبَنِىۤ ءَادَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ ﴿ «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети». (Сура 7, аят 31). А также: وَأَقِيمُواْ وُجُوهَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَٱدْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ ٱلدِّينَ ﴿ «Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру» (Сура 7, аят 29). Также: وَأَنَّ ٱلْمَسَٰجِدَ لِلَّهِ ﴿ «И то, что мечети принадлежат Аллаху» (Сура 71, аят 18). Ибн Аббас прокомментировал: وَيُذْكَرَ فِيهَا ٱسْمُهُ ﴿ «‘‘И в которых поминается Его имя’’ — т.е. в которых читают Его Писание; يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِٱلْغُدُوِّ وَٱلأَصَالِ ﴿ ‘‘Восхваляют Его там утром и вечером’’ — т.е. совершают молитву»

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик

Комментарии к аяту

Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.

Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.

Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.

В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.

Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.