- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتَ النَّبِيِّ إِلَّا أَن يُؤْذَنَ لَكُمْ إِلَى طَعَامٍ غَيْرَ نَاظِرِينَ إِنَاهُ وَلَكِنْ إِذَا دُعِيتُمْ فَادْخُلُوا فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَانتَشِرُوا وَلَا مُسْتَأْنِسِينَ لِحَدِيثٍ إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ يُؤْذِي النَّبِيَّ فَيَسْتَحْيِي مِنكُمْ وَاللَّهُ لَا يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تُؤْذُوا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا أَن تَنكِحُوا أَزْوَاجَهُ مِن بَعْدِهِ أَبَدًا إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمًا
- Транслит
- Yā 'Ayyuhā Al-Ladhīna 'Āmanū Lā Tadkhulū Buyūta An-Nabīyi 'Illā 'An Yu'udhana Lakum 'Ilá Ţa`āmin Ghayra Nāžirīna 'Ināhu Wa Lakin 'Idhā Du`ītum Fādkhulū Fa'idhā Ţa`imtum Fāntashirū Wa Lā Musta'nisīna Liĥadīthin ۚ 'Inna Dhālikum Kāna Yu'udhī An-Nabīya Fayastaĥyi Minkum Wa ۖ Allāhu Lā Yastaĥyi Mina Al-Ĥaqqi ۚ Wa 'Idhā Sa'altumūhunna Matā`āan Fās'alūhunna Min Warā'i Ĥijābin ۚ Dhālikum 'Aţharu Liqulūbikum Wa Qulūbihinna ۚ Wa Mā Kāna Lakum 'An Tu'udhū Rasūla Al-Lahi Wa Lā 'An Tankiĥū 'Azwājahu Min Ba`dihi 'Abadāan ۚ 'Inna Dhālikum Kāna `Inda Al-Lahi `Ažīmāan
- Эльмир Кулиев
- О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллахом.
- Абу Адель
- О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только не будет разрешено вам (зайти в них) (когда вас приглашают) к еде, (но) не (нужно приходить заранее, чтобы сидеть в доме Пророка) ожидая времени ее [пока пища не будет приготовлена] (и этим самым ставя Пророка в затруднительное положение). Но когда вас пригласят, то входите, а когда покушаете, то расходитесь, не вступая дружески в беседу (между собой) (оставаясь в его доме). Поистине, это [ваше ожидание и задержка в его доме] причиняет неудобство Пророку. Но он [Пророк] стыдится вас [не просит вас уйти, хотя и это является его правом], а Аллах не стыдится истины (и говорит ее вам, чтобы вы стали еще более благонравными). А когда вы просите у них [у жен Пророка или у верующих женщин] какую-нибудь утварь, то просите их через завесу (которая разделяет вас с ними). Это [то, что было перечислено вам] – чище [дальше от наущений сатаны] для ваших сердец и их сердец [сердец женщин]. И не подобает вам причинять обиду посланнику Аллаха (ни при его жизни) и никогда не жениться на его женах после него (потому что они – ваши матери). Поистине, это [причинение обиды Пророку и женитьба на его женах] велико (как грех) пред Аллахом.
- Толкование ас-Саади
- О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. Вам не подобает ни обижать посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллахом. [[О правоверные! Не беспокойте посланника Аллаха, если только вас не пригласят на трапезу. Но даже в этом случае не приходите заранее для того, чтобы дожидаться ее. Не отвлекайте посланника Аллаха от насущных дел своим присутствием, дожидаясь приготовления еды или бесполезными разговорами после трапезы, а посещайте дома посланника Аллаха только с его разрешения и проводите там ровно столько времени, сколько понадобится для разрешения ваших насущных дел. Не тратьте понапрасну время посланника Аллаха ни до трапезы, ни после нее. Затем Аллах сообщил, что смысл этого предписания в том, что бесполезное времяпрепровождение удручало Пророка и отвлекало его от многочисленных домашних дел. Однако посланник Аллаха стеснялся попросить своих сподвижников покинуть его дом. Подобное стеснение испытывают все великодушные и гостеприимные люди, но Аллах не стыдится истины. Кому-то может показаться, что ради приличия можно отказаться от выполнения предписания Аллаха, однако это далеко не так. Истинное благоразумие кроется в выполнении повелений Господа, а все, что противоречит шариату Всевышнего, не имеет никакого отношения к приличию и благонравию. Поэтому Всевышний Аллах не стыдится учить Своих рабов почтительному отношению к Пророку и разъяснять им предписания религии, которые принесут каждому верующему великую пользу. Таким образом, в начале аята речь шла о поведении мусульман при посещении домов посланника Аллаха. Затем Всевышний научил правоверных тому, как они должны были обращаться к женам Своего посланника. Всевышний запретил им обращаться к женам Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, без всякой на то причины. Если же они хотели попросить у них какую-либо домашнюю утварь, попросить о помощи или обратиться за советом, то должны были разговаривать с женами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через покрывало. Покрывало не давало им возможности видеть друг друга, потому что в этом не было никакой необходимости. Одним словом, посторонние мужчины не имели права смотреть в лицо женам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и могли разговаривать с ними только при необходимости. Смысл же этого предписания в том, что подобное поведение было безгрешнее для сердец жен Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и сердец остальных мусульман. Оно отдаляло их от сомнений и дурных мыслей, а чем сильнее отдаляется человек от дурных мыслей и скверных деяний, тем чище становится его душа. Всевышний Аллах детально разъяснил Своим рабам, что мусульманский шариат запрещает все поступки, которые подталкивают людей к совершению грехов, и поэтому каждый мусульманин обязан сторониться их всеми возможными способами. Затем Аллах провозгласил одно из важнейших правил исламской веры и сказал, что правоверным не подобает огорчать посланника Аллаха. Это касается всех речей и поступков, которые могли бы причинить страдания Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Воистину, такое поведение является самым недостойным и самым скверным. Примером же такого неуважительного отношения к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является женитьба на его женах после его смерти. Мусульмане обязаны уважать, почитать и возвеличивать Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а женитьба на его овдовевших супругах никоим образом не совместима с этим. Кроме того, жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, останутся его супругами и в Последней жизни, и смерть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в сущности не нарушила их супружеских уз. Именно поэтому Аллах запретил правоверным жениться на женах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, после его смерти. А если бы кто-либо осмелился совершить подобное, то совершил бы великий грех. Однако мусульмане не нарушили запрета своего Господа и были покорны Его повелениям, и хвала за это надлежит одному лишь Аллаху.]]
- Ибн Касир
-
Это аят о хиджабе (покрывало, завеса) который включает в себя некоторые предписания и правила поведения (адаб). Это один из тех случаев, когда аят был нислан в подтверждение слов Умара ибн аль-Хаттаба, как об этом с его же слов сообщается в обоих «Сахихах»: «(Мои желания) совпали с (волей) моего Господа в трёх (случаях. Однажды) я сказал: “О, посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?” — после чего был ниспослан аят (, в котором говорилось): ﴾وَٱتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَٰهِيمَ مُصَلًّى ﴿ “Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы”. (Сура 2, аят 125). (Что касается) аята о покрывале, то (однажды) я сказал: “О, посланник Аллаха, не повелишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!” — после чего был ниспослан аят о покрывале. (Третий случай связан с тем, что однажды всех) жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, охватила ревность к нему, и я сказал им: ﴾عَسَىٰ رَبُّهُ إِن طَلَّقَكُنَّ أَن يبُْدِلَهُ أَزْوَٰجاً خَيْراً مِّنكُنَّ﴿ “Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас жён лучше вас” (Сура 66, аят 5), а потом этот аят был ниспослан (свыше)» [[Бухари 402.]]. В хадисе от Муслима (2399) сообщается, что четвертым случаем совпавшим с мнением Умара было ниспослание аята о пленных взятых при Бадре.
Бухари (1821) сообщает что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Зайнаб бинт Джахш он пригласил людей на угощение. Затем (после застолья) они стали беседовать. (Беседа затянулась) посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) собирался встать, но никто из людей не поднимался. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) встал и вместе с ним встали люди, не считая троих которые продолжали сидеть. (Спустя какое то время) посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) вернулся (в дом) и хотел зайти к своей жене, однако они всё ещё сидели на своих местах. Когда же они встали и ушли. Я пришел к посланнику Аллаха и сообщил ему об этом и тогда он (Да благословит его Аллах и приветствует!) вошел (в дом). Я же хотел зайти за ним, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опустил передо мной занавеску, после чего и был ниспослан (айат о) завесе: ﴾يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَدْخُلُواْ بيُُوتَ ٱلنَّبِىِّ إِلاَّ أَن يؤُْذَنَ لَكُمْ﴿ «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят ﴾ إِلَىٰ طَعَامٍ غَيْرَ نَٰظِرِينَ إِنَٰهُ وَلَكِنْ إِذَا دُعِيتُمْ فَٱدْخُلُواْ فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَٱنْتَشِرُواْ ﴿ на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь». Бухари передаёт этот хадис ещё в нескольких местах (6239, 6271), а также Муслим (1428) и ан-Насаи (11420).
Бухари (4793) также передаёт, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Женившись на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, устроил свадебное угощение, во время которого (гостям) подавали хлеб и мясо. Я же был послан глашатаем, приглашающим на пир. И люди приходили ели и уходили, затем приходила другая партия людей, также отведав яств уходила. И так я приглашал людей, пока не осталось никого, кого можно было бы пригласить. И я сказал посланнику Аллаха: «Я не нахожу никого, кого можно было бы позвать». Тогда он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Уберите еду». И осталось всего лишь три человека, беседующих во дворе. А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, направился к комнате ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, и сказал: « السَّلَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الْبَيْتِ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُه » «Мир вам, о, обитатели Дома, милость Аллаха и Его благословения». Она ответила: «И тебе мир и милость Аллаха. Как тебе понравилась твоя жена? Да благословит тебя Аллах!» После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обошёл всех своих жён, и всем сказал то, что сказал ‘Аише, и (все) они отвечали ему так же, как ответила ‘Аиша. Затем он вернулся, но три человека продолжали болтать во дворе. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) был очень стеснительным. Он пошёл к комнате Аишы, видимо она сказала ему, или он сам понял, что люди ушли. Он одной ногой шагнул за порог комнаты, другой оставался наружи, отодвинул шторку, и тогда был ниспослан аят о покрывале». Из шести сборников Сунны хадис приводится лишь у Бухари, и ан-Насаи в «День и ночь» (271).
﴾لاَ تَدْخُلُواْ بيُُوتَ ٱلنَّبِيِّ﴿ «Не входите в дома пророка» — верующим не дозволено входить в дома пророка без его разрешения, как это делалось во времена невежества и в начале Ислама. Аллах проявил ревность к этой общине и сообщил им об этом. Это было сделано лишь в знак почтения к этой общине. В хадисе также говорится: « إِيَّاكُمْ وَالدُّخُولَ عَلَى النِّسَاء » «Остерегайтесь заходить к (чужим) женщинам» [[Бухари 5232, Муслим 2172]]. Затем Аллах сделал исключение из этого правила: ﴾إِلاَّ أَن يؤُْذَنَ لَكُمْ إِلَىٰ طَعَامٍ غَيْرَ نَٰظِرِينَ إِنَٰهُ﴿ «если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления» — т.е. следует приходить, когда пища уже готова (подана к столу) и не следует приходить раньше, пребывая в ожидании приготовления, ибо это ненавистно Аллаху и порицаемо Им. Это указание на запрет быть незваным гостем, как у арабов было принято называть это «татаффуль». Хатыб аль-Багдади даже написал целую книгу на тему непрошенных гостей, однако привести подробности из книги здесь не представляется возможным.
Затем Аллах сказал: ﴾ وَلَٰكِنْ إِذَا دُعِيتُمْ فَٱدْخُلُواْ فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَٱنْتَشِرُواْ ﴿ «Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь». В «Сахихе» Муслима (1429) передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « إِذَا دَعَا أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فَلْيُجِبْ عُرْسًا كَانَ أَوْ غَيْرَه » «Если кто-нибудь из вас пригласит своего брата на свадебное угощение или другое торжество, пусть он придёт на него». В другом хадисе который также привдится в «Сахихе» посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если меня приглащают отведать ношку, я отвечаю (на приглашение), если мне дарят ношку, то я принимаю (этот дар). Если же вы закончили с тем для чего были приглашены, то облегчите (положение) жителей этого дома и расходитесь по земле».
﴾وَلاَ مُسْتَأْنِسِينَ لِحَدِيثٍ﴿ «не засиживаясь в беседах» — т.е. как случилось с этими тремя, которые так увлеклись беседой, что не заметив, задержались, что сильно стеснило посланника Аллаха, как об этом сказал Аллах: ﴾ إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ يؤُْذِى ٱلنَّبِىِّ فَيَسْتَحْيِى مِنكُمْ ﴿ «это с вашей стороны удручает пророка, но он стыдится вас » — т.е. не смотря на то, что ваш приход в его дом без разрешения создает ему трудности и причиняет неудобства, он все же сильно стыдился запретить вам это. Вот почему Аллах сказал: ﴾وَٱللَّهُ لاَ يَسْتَحْىِ مِنَ ٱلْحَقِّ﴿ «но Аллах не стыдится истины» — поэтому Аллах запрешает подобное и удерживает от этого. Затем Всевышний Аллах сказал: ﴾ وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَٰعاً فَٱسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَآءِ حِجَابٍ ﴿ «Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу» — т.е. также как вам не дозволено входить к ним, вам категорично запрещено и смотреть на них. Если же кому-то, что-то нужно у них взять, пусть он делает это не разглядывая их, а через завесу; ﴾ذَٰلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقلُُوبِهِنَّ﴿ «Так будет чище для ваших сердец и их сердец» — т.е. узаконенное Аллахом правило о завесе чище и лучше.
Слова Аллаха: ﴾وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تؤْذُواْ رَسُولَ ٱللَّهِ وَلاَ أَن تَنكِحُوۤاْ أَزْوَاجَهُ مِن بَعْدِهِ أَبَداً﴿ «Вам не подобает ни удручать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. ﴾ إِنَّ ذَٰلِكُمْ كَانَ عِندَ ٱللَّهِ عَظِيماً ﴿ Воистину, это является великим грехом перед Аллахом». Ибн Абу Хатим передает, что Ибн Аббас сказал по поводу слов Аллаха: ﴾ وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تؤْذُواْ رَسُولَ ٱللَّهِ ﴿ «И не следует вам удручать посланника Аллаха»: «Это было ниспослано о человеке, который пожелал жениться на одной из жён пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), после его смерти. И этот человек спросил Абу Суфьяна: «Это и есть Аиша?» Он ответил: «Так сказали». Судди передаёт, что этим человеком был Тальха ибн Убейдулла, после чего был ниспослан запрещающий (подобные помыслы) аят. Учёные единогласны в том, что запрещена женитьба на жёнах посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) после его смерти, потому как они являются его супругами в этой жизни и останутся его жёнами и в жизни Последней, а также, потому что они являются матерями правоверных. Аллах особо подчеркнул это и предостерёг от этого, сказав: ﴾ إِنَّ ذَٰلِكُمْ كَانَ عِندَ ٱللَّهِ عَظِيماً ﴿«Воистину, это является великим грехом перед Аллахом».
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.