- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
- Транслит
- Wa Mā Kāna Limu'uminin Wa Lā Mu'uminatin 'Idhā Qađá Al-Lahu Wa Rasūluhu 'Amrāan 'An Yakūna Lahumu Al-Khiyaratu Min 'Amrihim ۗ Wa Man Ya`şi Al-Laha Wa Rasūlahu Faqad Đalla Đalālāan Mubīnāan
- Эльмир Кулиев
- Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение.
- Абу Адель
- И не бывает ни для верующего (мужчины), и ни для верующей (женщины), когда решил Аллах и Его посланник (какое-либо) дело [постановили решение], выбора в их деле [верующие не выбирают другое решение, нежели решение Аллаха или Его посланника]. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот заблудился явным заблуждением.
- Толкование ас-Саади
- Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение. [[Всякий, кто украсил себя правой верой, должен всеми силами стараться снискать благоволение Аллаха и Его посланника и сторониться всего, что может вызвать гнев Аллаха и Его посланника. Правоверные обязаны выполнять все предписания религии и избегать грехов. Им не подобает размышлять над тем, стоит ли придерживаться предписаний Корана и Сунны или нет. Они обязаны любить Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее, чем любят самих себя, и не ставить свои низменные желания превыше повелений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А всякий, кто ослушается Аллаха и Его посланника, пребывает в явном заблуждении. Такой человек отказывается от прямого пути, следуя которым человек обретает милость Аллаха, и отдает предпочтение заблуждению, которое обрекает человека на мучительное наказание. Таким образом, Всевышний вначале упомянул о причине, которая заставляет мусульман повиноваться Аллаху и Его посланнику, и этой причиной является их вера, а затем упомянул о причине, которая удерживает их от неповиновения. А этой причиной является опасение оказаться в числе заблудших, которых ожидает возмездие и лютая кара.]]
- Ибн Касир
-
Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) ходил к Зейду ибн Харису чтобы посватать для него Зейнаб бинт Джахш, но она сказала: «Я не выйду за него». Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) настоял:« بَلْ فَاْنْكِحِيهِ » «Нет, ты должна выйти за него!» Она возмутилась: «Мне повелевают как распорядиться собой?!» и пока они разговаривали, был ниспослан аят: ﴾ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ ﴿ «Не бывает (выбора) ни для верующего, ни для верующей…». О том, что этот аят был ниспослан относительно Зейнаб бинт Джахш, когда посланник Аллаха пришел сватать её за Зейда ибн Хариса, сказали также Муджахид, Катада и Мукатил.
Абуд ар-Рахман ибн Аслам считал, что ниспослание этого аята связано с Умм Кульсум бинт Укба ибн Муита (Да будет доволен ею Аллах!), которая была первой переселившейся после худайбинского договора женщиной. Она доверилась решению пророка и он выдал её за муж за Зейда ибн Хариса, после его развода с Зейнаб. Но она и её брат пришли в негодование и сказали: «Мы желали посланника Аллаха, а он взял её за своего раба». Тогда был нисполан аят: ﴾ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ ﴿ «Не бывает (выбора) для верующего и для верующей, ﴾إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْراً﴿ когда решил Аллах и Его посланник дело…»
Имам Ахмад (3/136) передаёт от Анаса: «Однажды посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал одному из ансаров, чтобы тот выдал свою дочь за юношу по имени Джулайбиб. Тот ответил, что посоветуется об этом с её матерью. Когда он пришел домой жена сказала: ‘‘Клянусь Аллахом, не выдашь ты дочь за Джулайбиба. Неужели пророк не нашёл никого другого для нашей дочери? Ведь её сватали такие-то и такие-то’’ Когда Джулайбиб уже собирался к посланнику Аллаха, чтоб рассказать ему о её решении, из другой комнаты вышла дочь и сказала: ‘‘Как же можете вы отвергнуть повеление Аллаха? Выдайте меня за этого парня, ибо не сделает никогда посланник Аллаха, что-либо бесполезное для меня’’ Родители сказали: ‘‘Она права’’ Тогда отец девушки пошёл к посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) и сказал: ‘‘Если ты доволен им, то и мы довольны’’, на что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ‘‘Я доволен им’’. И отец выдал её за Джулайбиба. Спустя некоторое время, когда жители Медины собрались на битву Джулайбиб вышел вместе с ними и его нашли на поле боя убитым, где возле него лежали убитые им трупы язычников. Анас сказал: «Я видел эту женщину потом, она была одной из самых щедрых и богатых женщин Медины».
Имам Ахмад (4/422) передаёт, что Абу Барзах аль-Аслами сказал: «Джулайбиб заходил к женщинам, или проходя мимо них шутил с ними. И я сказал своей жене, чтобы она не пускала Джулайбиба, иначе сделаю то-то и то-то. Если у ансаров вдовела какая-то женщина, на ней никто не женился, пока не разузнавали, не хочет ли на ней жениться посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!). Однажды посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал одному ансару: « زَوِّجْنِي ابْنَتَك » ‘‘Отдай мне замуж свою дочь’’. Тот ответил: ‘‘Конечно, о, посланник Аллаха. Это честь и благодать для меня!’’ Посланник Аллаха сказал: « إِنِّي لَسْتُ أُرِيدُهَا لِنَفْسِي » «Я хочу её не для себя». Ансар спросил: ‘‘А для кого же? О, посланник Аллаха!’’ Он ответил: « لِجُلَيْبِيب » ‘‘Для Джулайбиба’’. Ансар сказал: ‘‘Я должен посоветоваться с её матерью’’. Когда он сказал жене о предложении посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует!) она сказала: ‘‘Да, это честь для меня’’. Когда же он сказал, что посланник Аллаха просит её не для себя, а для Джулайбиба. Она сказала: ‘‘Что для Джулайбиба? Никогда в жизни я не выдам дочь за него!’’ Ансар хотел встать и пойти сообщить об этом посланнику Аллаха, но девушка спросила: ‘‘Кто посватался ко мне?’’ Когда ей все рассказали, она сказала: ‘‘Неужели вы откажете посланнику Аллаха? Ведите меня к нему, он меня не даст в обиду!’’ Тогда её отец пошёл к посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) и сказал: ‘‘Поступай с моей дочерью как знаешь’’ И посланник Аллаха поженил её на Джулайбибе. И вот однажды когд пророк, был в одном их своих боевых походов и Аллах даровал ему трофеи он (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил у своих сподвижников: « هَلْ تَفْقِدُونَ مِنْ أَحَد » ‘‘У вас есть потери?’’ Они ответили: ‘‘Да. Такой-то, такой-то и такой-то’’. Затем он (Да благословит его Аллах и приветствует!) вновь спросил: « انْظُرُوا هَلْ تَفْقِدُونَ مِنْ أَحَد » ‘‘Посмотрите, есть ли у вас ещё потери?’’ Они ответили: ‘‘Нет’’. Он сказал: « لَكِنَّنِي أَفْقِدُ جُلَيْبِيبًا » ‘‘А я не могу найти Джулайбиба’’. « فَاطْلُبُوهُ فِي الْقَتْلَى » ‘‘Поищите его среди погибших!’’ И его искали среди убитых и нашли его сбоку от семерых, которых он убил и затем ,был убит сам. Пришёл пророк, остановился над ним и сказал: « قَتَلَ سَبْعَةً وَقَتَلُوهُ، هَذَا مِنِّي وَأَنَا مِنْه » ‘‘Он убил семерых, и они убили его. Он - от меня и я - от него!’’. Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) повторил это раза три. Он положил его на свои плечи, пока ему копали могилу, а потом он (Да благословит его Аллах и приветствует!) положил его в могилу. И не упоминается, помыли ли покойного или нет, да будет доволен им Аллах». Сабит сказал: «И среди ансаров не было вдовы богаче и щедрее этой женщины».
Исхак ибн Абдулла ибн Абу Тальха спросил у Сабита (да будет доволен им Аллах): «Знаешь ли ты мольбу, которую посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) возвёл за эту девушку?» Тот сказал: «Он говорил: « اللَّهُمَّ صُبَّ عَلَيْهَا الْخَيْرَ صَبًّا وَلَ تَجْعَلْ عَيْشَهَا كَدًّا » ‘‘О, Аллах пролей на неё благо дождём. И не делай её жизнь затруднительной!’’ так и было. Не было ни одной вдовы среди ансаров богаче и щедрее её». Полную историю приводит имам Ахмад. Муслим (2472) и ан-Насаи (достоинства сподвижников 142) упоминают лишь историю его гибели.
Хафиз Абу Умар ибн Абд аль-Барр сказал, что девушка, находясь в своей комнате сказала: «Как вы можете отвергнуть повеление посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!)?» И тогда был ниспослан этот аят: ﴾ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْراً ﴿ «Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, ﴾ أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ﴿ выбора в их деле»
Ибн Джурейдж передал от Тавуса, что он спросил Ибн Аббаса о молитве в два ракаата после полудня, и тот запретил ему это. Ибн Аббас прочитал аят:﴾ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْراً ﴿ «Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, ﴾ أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ﴿ выбора в их деле». Стоит отметить, что аят имеет общее значение и касается любых решений. Таким образом если Аллах и Его посланник уже приняли решение, то никто не может воспротивится этому решению и у человека нет выбора. Как сказал Аллах: ﴾ فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يؤُْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ﴿ «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, ﴾ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِيۤ أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيماً﴿ и не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Сура 4, аят 65). Как об этом также сказано в хадисе: « وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَ يؤُْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ » «Клянусь Тем, в чьей дляни душа моя. Не уверует никто из вас пока страсть его не последует за тем, с чем я пришёл». Поэтому сопротивление решению Аллаха и Его посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) порицается в жёсткой манере: ﴾ وَمَن يَعْصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً مُّبِيناًَ ﴿ «А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение» — и это подобно тому, как сказано в аналогичном аяте: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, чтоб не постигло их искушение или не постигли их мучительные страдания» (Сура 24, аят 63).
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.