- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- وَالْبُدْنَ جَعَلْنَاهَا لَكُم مِّن شَعَائِرِ اللَّهِ لَكُمْ فِيهَا خَيْرٌ فَاذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهَا صَوَافَّ فَإِذَا وَجَبَتْ جُنُوبُهَا فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْقَانِعَ وَالْمُعْتَرَّ كَذَلِكَ سَخَّرْنَاهَا لَكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
- Транслит
- Wa Al-Budna Ja`alnāhā Lakum Min Sha`ā'iri Al-Lahi Lakum Fīhā ۖ Khayrun Fādhkurū Asma Al-Lahi `Alayhā ۖ Şawāffa Fa'idhā Wajabat Junūbuhā Fakulū Minhā Wa 'Aţ`imū Al-Qāni`a Wa ۚ Al-Mu`tarra Kadhālika Sakhkharnāhā Lakum La`allakum Tashkurūna
- Эльмир Кулиев
- Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, — быть может, вы будете благодарны.
- Абу Адель
- И жертвенных животных (которых гонят в Священную территорию) Мы сделали для вас из (числа) знаков [обрядов], (которые установил) Аллах. Для вас (о, те, которые стремятся к довольству Аллаха) в них [в этих жертвенных животных] благо [вы едите их сами, раздаете как милостыню, и получаете за это награду в Вечной жизни]. Поминайте же [произносите] имя Аллаха над ними (когда режете их), (а верблюды режутся) стоящими. А когда их бока повергнутся [когда они упадут], то ешьте их [их мясо] (вы сами, кто зарезал их) и кормите (этим мясом) сдержанного [не просящего] и просящего стыдливо. Так Мы подчинили их [жертвенных животных] вам, чтобы вы были благодарны (Аллаху)!
- Толкование ас-Саади
- Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, - быть может, вы будете благодарны. [[Это откровение является доказательством того, что знаками Аллаха считаются любые вещи, места и ритуалы, имеющие отношение к религии. Ранее мы уже говорили о том, что почтительное отношение к знакам Аллаха свидетельствует о набожности и богобоязненности в человеческой душе. Жертвенные животные также относятся к знакам Аллаха, и согласно одному из двух существующих мнений по этому поводу, речь идет о верблюдах и коровах. Мусульмане должны почитать их, выбирать для жертвоприношения тучные особи и совершать обряд самым совершенным образом. Мясо жертвенных животных люди употребляют в пищу, раздают в качестве милостыни и используют в других целях в надежде получить вознаграждение Аллаха. При заклании животных следует произносить имя Аллаха, т.е. говорить: «Бисмиллях!» А заклание верблюда отличается еще одной особенностью. Животному подвязывают левую переднюю конечность, и он остается стоять на трех конечностях, после чего его закалывают. Затем мясник снимает с заколотого животного шкуру и бросает на землю мясо, которое уже можно готовить и употреблять в пищу. Затем Аллах обратился к тем, кто совершает жертвоприношение, и велел им отведать мясо заколотого ими животного. Это означает, что человек, который приносит животное в жертву, имеет право отведать его. А наряду с этим мясо жертвенного животного следует раздать беднякам, которые стыдятся просить подаяния из-за своего целомудрия, и беднякам, которые открыто просят о помощи. И те, и другие имеют право на часть мяса жертвенных животных. Аллах одарил людей властью над скотиной для того, чтобы люди благодарили за это своего Господа. И если бы не Божья помощь, то людям никогда не удалось бы подчинить себе скотину. Однако Аллах смилостивился над людьми, и они должны возносить Ему хвалу за это.]]
- Ибн Касир
-
Всевышний Аллах напоминает Своим рабам о Своей милости к ним в том, что Он сотворил им верблюдов и сделал их частью обряда жертвоприношения. Он также сделал их подношением к Его запретному Дому. И они – лучшее, что можно поднести как жертву Аллаху, как Он сказал: (لاَ تُحِلُّواْ شَعَآئِرَ اللَّهِ وَلاَ الشَّهْرَ الْحَرَامَ وَلاَ الْهَدْىَ وَلاَ الْقَلَـئِدَ وَلا ءَامِّينَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ) Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому. (5:2)
Ибн Джурайдж передаёт, что Ата прокомментировал слова Аллаха: (وَالْبُدْنَ جَعَلْنَـاهَا لَكُمْ مِّن شَعَـائِرِ اللَّهِ) Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха – «т.е. коровы и верблюды». Этот же комментарий передают от: ибн Умара, Са’ида ибн аль-Мусайиба, аль-Хасана аль-Басри. Муджахид сказал: «Тучные – относится к верблюдам». Единогласно называть верблюдов тучными (الْبُدْن ), однако есть разногласия по поводу такого названия коров. Есть два мнения, правильное из которых, что можно называть их так с точки зрения Шариата, т.к. большинство учёных считает, что корову можно резать от имени семерых человек, как и верблюда, как об этом говорится в хадисе от Муслима (1318). В пересказе от Джабира, сказавшего: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), приказал нам соучаствовать в (жертвоприношении) верблюдов и коров - каждые семеро из нас в одной туше».
Слова Аллаха: (لَكُمْ فِيهَا خَيْرٌ) Для вас в них благо – подразумевается награда в обители вечной; (فَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهَا صَوَآفَّ) Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд – аль-Мутталиб ибн Абдулла ибн Хантаб передаёт, что Джабир ибн Абдулла говорил: «Я совершил праздничную молитву с посланником Аллаха. Затем он удалился и привёл барана и зарезал его со словами: «بِاسْمِ اللهِ وَاللهُ أَكْبَرُ، اللَّهُمَّ هَذَا عَنِّي وَعَمَّنْ لَمْ يُضَحِّ مِنْ أُمَّتِي» «Именем Аллаха, Аллах Велик. О, Аллах, это от меня и от тех, кто не смог принести жертву из моей Уммы». [Ахмад 3/362, Абу Дауд 2810, ат-Тирмизи 1521].
Мухаммад ибн Исхак передаёт от Язида ибн Хабиба, а тот от Абу Айаша, что Джабир сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) принёс в жертву два барана в праздник жертвоприношения, и когда он направлял их в сторону Кыблы перед закланием, он сказал: «وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّموَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ، إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي للهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ، اللَّهُمَّ مِنْكَ وَلَكَ عَنْ مُحَمَّدٍ وَأُمَّتِه» «Я направил лик свой, к Тому, кто сотворил небеса и землю, будучи ханифом мусульманином, ибо я не являюсь многобожником. Поистине моя молитва, моё жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху – Господу миров. Нет у Него сотоварища. Мне это было велено, ибо я первый из предавшихся. О, Аллах, от Тебя и Тебе от Мухаммада и его Уммы». Затем он произнёс имя Аллаха, возвеличил Его (произнёс слова «БисмиЛлях, Аллаху Акбар») и зарезал животное.
Передают от Али ибн Хусайна от Абу Рафи’а, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), если намеревался принести жертву, покупал два рогатых бело-чёрных барана. Когда он приходил на праздничную молитву и проповедь, он приводил одного из них туда, где он молился. И резал его ножом сам, и говорил при этом: «اللَّهُمَّ هَذَا عَنْ أُمَّتِي جَمِيعِهَا: مَنْ شَهِدَ لَكَ بِالتَّوْحِيدِ وَشَهِدَ لِي بِالْبَلَاغ» «О, Аллах, это от всей моей Уммы. От тех, кто засвидетельствовал Тебе о единобожии, и мне о том, что я довёл миссию». Затем ему приводили второго барана, и он резал его со словами: «هَذَا عَنْ مُحَمَّدٍ وَآلِ مُحَمَّد» «Это от Мухаммада и семейства Мухаммада». Он раздавал мясо бедным, сам ел его, и кормил им свою семью». [Ахмад 6/8, ибн Маджах 3122] Аль-А’маш передаёт от Абу Забьяна от ибн Аббаса: ( فَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهَا صَوَآفَّ ) Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд – «Следует завязать три ноги вместе и оставить переднюю левую свободной. Затем произнести: بِسْمِ اللهِ وَاللهُ أَكْبَرُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ اللَّهُمَّ مِنْكَ وَلَكَ «Именем Аллаха. Аллах Велик. Нет божества кроме Аллаха. О, Аллах от Тебя и Тебе».
В двух Сахихах сообщается, что однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, подошёл к человеку, поставившему на колени своего верблюда, чтобы принести его в жертву, и сказал (ему): «Поставь его на ноги и стреножь, (ибо так поступал и) Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ». [Бухари 1713, Муслим 1320].
Слова Аллаха: (فَإِذَا وَجَبَتْ جُنُوبُهَا) А когда их бока повергнутся – ибн Абу Наджих передаёт, что Муджахид сказал: «Т.е. когда они падут на землю». То же передают от ибн Аббаса, и это мнение Мукатиля ибн Хайана. Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: (فَإِذَا وَجَبَتْ جُنُوبُهَا) А когда их бока повергнутся – «Т.е. когда будут зарезаны». Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам прокомментировал: (فَإِذَا وَجَبَتْ جُنُوبُهَا) А когда их бока повергнутся – «т.е. когда они умрут». Это же имел в виду ибн Аббас. Муджахид сказал: «Нельзя есть мясо зарезанного животного, пока оно не перестанет двигаться и не остынет».
В хадисе со статусом Марфу’ говорится: «لَا تُعَجِّلُوا النُّفُوسَ أَنْ تَزْهَق» «Не торопитесь, пока животное не испустило дух». А-Саури передаёт в «Джами’», что так сказал Умар ибн аль-Хаттаб. И это подтверждается хадисом от Шаддада ибн Ауса, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «إِنَّ اللهَ كَتَبَ الْإِحْسَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا الْقِتْلَةَ، وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذِّبْحَةَ، وَلْيُحِدَّ أَحَدُكُمْ شَفْرَتَهُ، وَلْيُرِحْ ذَبِيحَتَه» "Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо, и если дали (придётся) убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете приносить жертву, тоже делайте это хорошо, и пусть каждый из вас (как следует) наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений". [Муслим 1955]. Абу аль-Вакид ал-Лайси передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «مَا قُطِعَ مِنَ الْبَهِيمَةِ وَهِيَ حَيَّةٌ فَهُوَ مَيْتَة» «То, что отрезано от живого скота, является мертвечиной». (Ахмад 5/218, Абу Дауд 2858, ат-Тирмизи 1480). По мнению ат-Тирмизи правильный хадис.
Слова Аллаха: (فَكُلُواْ مِنْهَا وَأَطْعِمُواْ الْقَـانِعَ وَالْمُعْتَرَّ) То ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо – это повеление означает дозволенность, как сказали некоторые салафы. Малик считал, что это желательно. Одно из мнения шафиитов, что это обязательно. Есть разногласия по этому поводу так же, как и по поводу смысла слов: الْقَـانِعَ وَالْمُعْتَرّ (сдержанного и просящего стыдливо). Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «الْقَـانِع (сдержанный) это тот, кто доволен тем, что ему дали и остаётся у себя дома. الْمُعْتَر (просящий стыдливо) это тот, кто видом показывает, чтобы вы дали им мясо, но не просит его». Это также мнение Муджахида и Мухаммади ибн Ка’ба аль-Курази. Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал: «الْقَـانِع (сдержанный) - это скромный, которому не позволяет гордость просить. الْمُعْتَر- это просящий». Это также мнение Катады, Ибрахима ан-Наха’и и Муджахида согласно одному из пересказов от него. Возможно и наоборот, т.е. الْقَـانِع (сдержанный) - это просящий,. الْمُعْتَر- это скромно надеющийся, что ему подадут. Этот аят приводят как довод те учёные, которые считают, что мясо жертвенного животного следует делить на три: треть себе и своей семье, треть – знакомым и друзьям, треть – беднякам, т.к. Всевышний Аллах сказал: (فَكُلُواْ مِنْهَا وَأَطْعِمُواْ الْقَـانِعَ وَالْمُعْتَرَّ) То ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо.
В достоверном хадисе Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал людям: «إِنِّي كُنْتُ نَهَيْتُكُمْ عَنِ ادِّخَارِ لُحُومِ الْأَضَاحِي فَوْقَ ثَلَاثٍ، فَكُلُوا وَادَّخِرُوا مَا بَدَا لَكُم» «Мне было запрещено хранить мясо жертвенных животных больше трёх дней. Вы же ешьте и храните столько, сколько вам угодно». [Бухари 1719, Муслим 1972]. Согласно другому варианту хадиса: «فَكُلُوا وَادَّخِرُوا وَتَصَدَّقُوا» «Ешьте, запасайтесь и раздавайте…». Согласно другому пересказу: «فَكُلُوا وَأَطْعِمُوا وَتَصَدَّقُوا» «Ешьте, кормите и раздавайте». Второе мнение: есть дозволено половину, и раздать следует половину, согласно вышеприведённому аяту: (فَكُلُواْ مِنْهَا وَأَطْعِمُواْ الْقَـانِعَ وَالْمُعْتَرَّ) «То ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо». Это мнение поддержал ибн Саридж из шафиитов.
Что касается шкур жертвенных животных, имам Ахмад (4/15) передаёт от Катады ибн ан-Ну’мана хадис о жертвенных животных: «فَكُلُوا وَتَصَدَّقُوا، وَاسْتَمْتِعُوا بِجُلُودِهَا وَلَا تَبِيعُوهَا» «Ешьте и раздавайте. Пользуйтесь их шкурами, но не продавайте их».
Аль-Бара ибн ‘Азиб передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «إِنَّ أَوَّلَ مَا نَبْدَأُ بِهِ فِي يَوْمِنَا هَذَا أَنْ نُصَلِّيَ، ثُمَّ نَرْجِعَ فَنَنْحَرَ، فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَقَدْ أَصَابَ سُنَّتَنَا، وَمَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلَاةِ فَإِنَّمَا هُوَ لَحْمٌ قَدَّمَهُ لِأَهْلِهِ لَيْسَ مِنَ النُّسُكِ فِي شَيْء» «Первое, с чего мы начинаем в этот наш день – мы совершаем (праздничную) молитву. Затем возвращаемся и режем (скот). Кто сделает именно так - поступит согласно нашей Сунне. Ну, а кто зарежет (до молитвы), то оно - (просто) мясо, которое он поднёс своей семье и это никакое ни жертвоприношение». [Бухари 968, Муслим 1961]
Поэтому имам аш-Шафи’и и группа учёных считает, что резать жертвенное животное можно лишь после восхода солнца и по прошествии времени праздничной молитвы и двух проповедей. Имам Ахмад добавил, что можно резать только после того, как зарезал имам, согласно хадису от Муслима (1964)(Джабир Ибн Абдулла говорил: "Мы совершили праздничную молитву во главе с посланником Аллаха в день жертвоприношения в Медине. И мужчины поспешили зарезать своих животных, подумав, что Пророк, (тоже) уже зарезал. Но Пророк, приказал тем, кто зарезал до него, зарезать ещё одно животное, и не резать до того, как зарежет Пророк".).Имам Абу Ханифа сказал: «Жители селений могут резать уже после восхода солнца, т.к. в селениях не читается праздничная молитва. Жителям городов следует подождать окончания праздничной молитвы. Аллах знает лучше». Есть мнение, что резать можно только в праздничный день, и день после праздника для городских жителей, а для жителей селений резать можно в день жертвоприношения и в дни Ташрик . Так считал Са’ид ибн Джубайр. Другие сказали, что резать можно в праздничный день и день следующий, третьи – в праздник и в следующие два дня. Имам Ахмад сказал: «В праздник и в следующие три дня Ташрик». Также считал имам аш-Шафи’и, согласно хадису от Джубайра ибн Мут’има, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «أَيَّامُ التَّشْرِيقِ كُلُّهَا ذَبْح» «Дни Ташрик – все для заклания». [Ахмад 4/82, ибн Хиббан 3854]
Слова Аллаха: (كَذلِكَ سَخَّرْنَـاهَا لَكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ) Так Мы подчинили их вам, - может быть, вы будете благодарны – т.е. за это; (سَخَّرْنَـاهَا لَكُمْ) Мы подчинили их вам – т.е. «Мы сделали их смиренными и покорными для вас. Если пожелаете – ездите верхом, если захотите – подоите их, и если вам угодно – зарежете их». Как ещё сказал Аллах в другом аяте: (أَوَلَمْ يَرَوْاْ أَنَّا خَلَقْنَا لَهُم مِمَّا عَمِلَتْ أَيْدِينَآ أَنْعـماً فَهُمْ لَهَا مَـالِكُونَ) Мы сделали его подвластным им. На одних из них они ездят верхом, а другими питаются. (36:71) до слов: (أَفَلاَ يَشْكُرُونَ) Неужели они не будут благодарны? (36:73) в этом аяте Аллах говорит: (كَذلِكَ سَخَّرْنَـاهَا لَكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ) Так Мы подчинили их вам, - может быть, вы будете благодарны.
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.