- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
- Транслит
- Al-Ĥamdu Lillahi Rabbi Al-`Ālamīna
- Эльмир Кулиев
- Хвала Аллаху, Господу миров,
- Абу Адель
- (Вся) хвала – (лишь одному) Аллаху, Господу миров [Господу всех творений],
- Толкование ас-Саади
- Хвала Аллаху, Господу миров, [[Это - слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Он вершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежит Ему, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует над всеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Он сотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованию и облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они не смогут просуществовать. Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа. Господство Всевышнего Аллаха бывает двух видов: всеобщее и частное. Всеобщее господство выражается в том, что Он создает творения, ниспосылает им пропитание и указывает им верный путь, благодаря чему они могут благоустроить свою жизнь в этом мире. А частное господство проявляется в том, что Аллах воспитывает Своих возлюбленных рабов в духе набожности, помогает им обрести и усовершенствовать веру, защищает их от всего, что может сбить их с прямого пути и отдалить от Него. Сущность этого господства в том, что Аллах облегчает Своим рабам путь ко всякому добру и оберегает их от всякого зла. Возможно, именно поэтому пророки чаще всего в своих молитвах называли Аллаха своим Господом. Да и устремления этих людей были связаны исключительно с частным господством Всевышнего Аллаха. В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами. Он богат и не нуждается в Своих творениях. Напротив, все творения нуждаются в Нем и всесторонне зависят от Него.]]
- Ибн Касир
-
«Хвала Аллаху, Господу миров»
Абу Джа’фар ибн Джарир сказал: «Выражение: «الْحَمْدُ لِلَّهِ» (Хвала Аллаху) означает искреннюю благодарность, которая должна принадлежать Ему Одному и в которой у Него не должно быть сотоварищей. Это благодарность Аллаху за неисчислимые блага, которые Он даровал Своим творениям; блага, счесть которые под силу только Ему. Это хвала и благодарность за то, что Он наделил тех, на кого возложено поклонение Ему, средствами и возможностями для этого поклонения, дав им органы тела, чтобы выполнять Его повеления. Это хвала и благодарность за то, что Он щедро одарил их в мирской жизни, дав им пропитание вместе с благополучием, хотя некоторые из них и не заслужили этого. Это хвала и благодарность за то, что Аллах указал Своим рабам тот путь, следуя по которому, они могут заслужить вечное пребывание в обители непреходящего блаженства. И хвала нашему Господу в начале и в конце!». Ибн Джарир также сказал: «Аллах похвалил Сам Себя, указав таким образом, как это должны делать Его творения, как будто Он сказал: “Скажите: «Хвала Аллаху!»” Есть мнение, что тот, кто произнес: “Хвала Аллаху!” — похвалил Аллаха всеми Его прекраснейшими именами и величайшими качествами, а также вознес Ему полную благодарность за все блага».
Слово «الحمد» (хвала) обширнее по смыслу, чем «الشكر» (благодарность), которую воздают только за уже подаренные блага и совершенные благодеяния, в то время как «Хвала» возносится за все неисчислимые блага. Слова предшественников о «восхвалении»
Хафс передает от Ибн ‘Аббаса (Да будет доволен им Аллах!), что ‘Умар (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Мы узнали, что такое “سبحان الله” (Слава Аллаху), “لا إله إلا الله” (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), но что такое “الحمد لله”» “Хвала Аллаху”?» Али ответил: «Это слова, которыми доволен Аллах и которые Он возлюбил; и Он доволен, когда их говорят». Ибн ‘‘Аббас также сказал: «“Хвала Аллаху” — слова благодарности. Когда раб произносит их, Аллах говорит: “Раб Мой отблагодарил Меня”».
Ибн Джарир передает от аль-Хакама ибн ‘Умайра, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если ты произнесешь: “الحمد لله رب العالمين” (Хвала Аллаху, Господу миров), то ты отблагодарил Аллаха, и Он преумножит тебе».[[Табари, 1/46]]
Имам Ахмад ибн Ханбаль передает от аль-Асвада ибн Сари‘а, что он спросил у Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!): «О Посланник Аллаха, не воспеть ли мне для тебя похвалы, которыми я восхвалил своего Господа, Благословен Он и Возвышен?».[[Аль-Асвада ибн Сари‘а был поэтом]] Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «إِنَّ رَبَّكَ يُحِبُّ الْحَمْدَ» «Поистине, твой Господь любит восхваление».[[Ахмад «Муснад», 3/435]]
Насаи, Тирмизи и Ибн Маджах передают хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ‘‘ أَفْضَلُ الذِّكْرِ لَا إِلهَ إِلَّا اللهُ، وَأَفْضَلُ الدُّعَاءِ الْحَمْدُلله ‘‘«Лучшее поминание — это: “لا إله إلا الله” (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), а лучшая мольба — “الحمد لله” (Хвала Аллаху)».[[ Тирмизи, 3383]] Тирмизи сказал, что это хороший малоизвестный хадис.
Ибн Маджах передает от ‘Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Каким бы благом Аллах не одарил Своего раба, если раб скажет “Хвала Аллаху!”, то ему непременно будет даровано лучшее, чем он получил!».[[Таргиб, 2/438]] Ибн Маджах также передает в «Сунане» хадис от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Один из рабов Аллаха сказал: “О Господь, хвала Тебе, как подобает Твоему величию и величию власти Твоей!” Два ангела смутились из-за того, что не знали, как записать это, вознеслись к Аллаху и сказали: “О, Господь наш, поистине, Твой раб сказал слова, которые мы не знаем, как записать”. Аллах, лучше них зная о том, что сказал раб Его, спросил: “Что же сказал Мой раб?” Они ответили: “Он сказал:’ ’О Господь, хвала Тебе, как подобает Твоему величию и величию власти Твоей!” Тогда сказал им Господь: “Запишите это так, как он сказал, когда же он встретится со Мной, я Сам воздам ему за это”».
Артикль «ال» перед словом «حَمْدُ» указывает на все виды благодарности и восхваления, как сказано в хадисе: «اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ كُلُّهُ، وَلَكَ الْمُلْكُ كُلُّهُ» «О Аллах, Тебе принадлежит вся хвала, тебе принадлежит все царство, «وَبِيَدِكَ الْخَيْرُ كُلُّهُ، وَإِلَيْكَ يُرْجَعُ الْأَمْرُ كُلُّهُ» в Твоих руках все блага, и к Тебе возвращаются все дела!» Слово «الرب» означает «властелин», «управляющий». В арабском языке используется в значении «господин» или «распорядитель». Все эти значения применимы к Аллаху. Слово «الربّ» с определенным артиклем можно применять только по отношению к Аллаху, во всех других случаях оно употребляется в идафной конструкции, например: «ربُّ الدار» (хозяин поместья) и т.д. Слово «الرب» применимо только к Аллаху, также есть мнение, что это величайшее имя Аллаха.
Слово «العالمين» (миры) — это множественное число слова «عالم», означающего все сущее, кроме Аллаха (Всемогущ он и Велик!) Само слово «العالم» существует только в форме множественного числа; формы единственного числа у этого слова нет. Существует множество миров (групп) творений на небесах, на земле и в море. И каждый их подвид или поколение можно назвать «عالم».
Аль-Фарра и Абу ‘Убайд сказал: «Словом “العالم” называются разумные существа, такие как люди, джинны, ангелы и шайтаны. Животных не называют этим словом». Зайд ибн Аслам сказал, что «“العالم”— это все, в чем трепещет душа. Катада сказал: «“رَبِّ الْعَـلَمِينَ” — Господь всех видов творений». Аз-Заджадж сказал: «“العالم” — это все, что создал Аллах в ближнем и вечном мирах». Катада считает это мнение наиболее правильным.
Так Аллах сказал: ﴾ قَالَ فِرْعَوْنُ وَمَا رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴿ «Фараон сказал: “А что такое Господь миров?” ﴾ قَالَ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا إنْ كُنتُمْ مُوقِنِينَ﴿ Он (Муса) сказал: “Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью”» (Сура 26, аяты 23-24).
Слово «العالم» является производным от слова «العلامة» (признак, знамение), ведь любое творение указывает на существование Творца и Его единственность.
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Салам алейкум! А можно указывать, иногда, на степень достоверности того или иного хадиса?
Уа алейкум ассаляму уа рахматуллах) В данных переводах содержатся только достоверные хадисы, как я знаю. Как я знаю, это обрезанная версия тафсира Ибн Касира, которую проверили другие учёные и удалили из неё всё недостоверное. Поэтому, думаю, можно не сомневаться в этих хадисах, ин шаа Аллах.
Не все согласны брат, что здесь содержатся одни только достоверные хадисы). Например, вот этот: Ибн Маджах также передает в «Сунане» хадис от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Один из рабов Аллаха сказал: “О Господь, хвала Тебе, как подобает Твоему величию и величию власти Твоей!” Два ангела смутились из-за того, что не знали, как записать это, вознеслись к Аллаху и сказали: “О, Господь наш, поистине, Твой раб сказал слова, которые мы не знаем, как записать”. Аллах, лучше них зная о том, что сказал раб Его, спросил: “Что же сказал Мой раб?” Они ответили: “Он сказал:’ ’О Господь, хвала Тебе, как подобает Твоему величию и величию власти Твоей!” Тогда сказал им Господь: “Запишите это так, как он сказал, когда же он встретится со Мной, я Сам воздам ему за это”».
Этот хадис передали Ибн Маджах (3801), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (13297) «аль-Му’джам аль-Аусат» (9/100/9245), «ад-Ду’аъ» (3/1708), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (4387).
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Ибн Маджах» (763), «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» (1877), «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (961).
Хафиз аль-Мунзири сказал: «Его иснад непрерывный, не считая то, что на данный момент я не нахожу относительно Садакъи ибн Башира – вольноотпущенника семейства ‘Умара ни подтверждения надёжности, ни отвода (как передатчику)». См. «ат-Таргъиб» (2/362).
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: он из числа передатчиков (биографии которых приводятся в) “ат-Тахзиб”, но он является неизвестным/маджхуль/, и никто не называл его надёжным, кроме Ибн Хиббана». См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (1/477). Ибн Хиббан был известен своим послаблением в признании неизвестных передатчиков надёжными, и по этой причине, в соответствии с наукой о хадисоведении, ученые не принимают его слова в расчет, когда он один признает передатчика надёжным.
https://hadis.info/xadis-o-tom-kak-dva-angela-smutilis-iz-za-togo-chto-ne-znali-kak-zapisat-slova-odnogo-iz-rabov-allaxa/55939/
ВаЛлаху а’лям!
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.