Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди
Информация
Подробная информация об аяте 1:1 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Транслит
Bismi Al-Lahi Ar-Raĥmāni Ar-Raĥīmi
Эльмир Кулиев

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Абу Адель
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Толкование ас-Саади
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! [[Это означает: я начинаю во имя Аллаха. Из лексического анализа этого словосочетания ясно, что подразумеваются все прекрасные имена Всевышнего Господа. Аллах - одно из этих имен, означающее «Бог, Которого обожествляют и Которому поклоняются, Единственный, Кто заслуживает поклонения в силу Своих божественных качеств - качеств совершенства и безупречности». Прекрасные имена Милостивый и Милосердный свидетельствуют о Его великом милосердии, объемлющем всякую вещь и всякую тварь. Милосердия Аллаха в полной мере будут удостоены Его богобоязненные рабы, которые следуют путем Божьих пророков и посланников. А все остальные творения получат лишь часть Божьей милости. Следует знать, что все праведные богословы единодушно говорили о необходимости веры в Аллаха и Его божественные качества. Господь - Милостивый и Милосердный, то есть обладает милосердием, которое проявляется на Его рабах. Все блага и щедроты являются одним из многочисленных проявлений Его милости и сострадания. То же самое можно сказать и об остальных именах Аллаха. Он всеведущ, то есть обладает знанием обо всем сущем. Он всемогущ, то есть обладает могуществом и властен над всякой тварью.]]
ибн Касир

Именно этими словами сподвижники начинали чтение Слова Божьего. Ученые единогласны, что эти слова являются частью аята из суры «Муравьи». Однако есть разногласия по поводу того, является ли эта фраза отдельным аятом в начале каждой суры, или же это часть аята в каждой суре; является ли она таковой только в «Фатихе», или она пишется только для разделения между сурами, но не является аятом, как например, считает большинство ученых из числа праведных предков, а также поздних ученых.

В «Сунане» Абу Дауда приводится хадис с хорошим иснадом от Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) не знал, как разделять одну суру от другой, пока ему не было ниспослано: ﴾ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ — «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного».

Аль-Хаким в «Мустадраке» передает хадис от Умм Саламы (Да будет доволен ею Аллах!), что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) читал «тасмию» в начале «аль-Фатихи» в молитве и считал ее (тасмию) аятом. Однако в риваяте хадиса от ‘Умара ибн Харуна аль-Бальхи есть слабость. В риваяте от Даракутни Абу Хурайра передает от ‘Али и Ибн ‘Аббаса, что тасмия считается аятом каждой суры, кроме суры «Покаяние». Из тех, кто считал так, — Ибн ‘‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра и ‘Али. Из последователей так считали: ‘Ата, Таус, Са‘ид ибн Джубайр, Макхуль, аз-Зухри; так же говорили ‘Абдуллах ибн Мубарак, аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавайх и Абу ‘Убайда аль-Касим ибн Салам (Да смилуется над ними Аллах!).

Малик, Абу Ханифа и его ученики считали, что «тасмия» не является аятом ни в «аль-Фатихе», ни в других сурах. Одно из мнений аш-Шафии — что «тасмия» является аятом в «аль-Фатихе», но не является частью аята в других сурах, другое его мнение — что она является частью аята в начале каждой суры, оба мнения не популярны.

Дауд считает, что «ал-Фатиха» является отдельным аятом в начале каждой суры, но не является частью самой суры. Об этом есть риваят от Ахмада ибн Ханбаля, а также Абу Бакра ар-Рази и Абу аль-Хасана аль-Карзи — двух крупнейших последователей ханафийского мазхаба (да смилуется над ними Аллах!). Это все, что касается того, является ли «тасмия» аятом из суры «аль-Фатихи» или нет.

По поводу чтения «тасмии» вслух, те, кто считает ее частью «аль-Фатихи», утверждают, что ее следует читать вслух. Те же, кто не считает ее частью «аль-Фатихи», не читают ее вслух. Такого же мнения придерживаются те, кто считают ее первым аятом лишь в суре «аль-Фатиха». Те же, кто считает ее первым аятом каждой суры, не согласны с ними. На самом деле существуют разногласия по этому поводу. Так аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах!) считает, что «тасмию» следует читать вслух вместе с «аль-Фатихой» и последующей сурой. Такого же мнения придерживалась группа сподвижников и их последователей, а также имамов мусульман из числа первых и последних поколений. Из сподвижников вслух ее читали Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, Ибн ‘‘Аббас, Му‘авия. Ибн Абду-ль-Барр и аль-Байхаки передают, что так же делали ‘Умар и ‘Али. Аль-Хатыб сообщает, что так же делали все четыре праведных халифа Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, однако этот риваят не нашел подтверждения из других источников. Из последователей так поступали Са‘ид ибн Джубайр, ‘Икрима, Абу Килаба, аз-Зухри, ‘Али ибн аль-Хасан и его сын Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, ‘Ата, Таус, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Каради, ‘Убайд, Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм, Абу Уаиль, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад ибн Мункадир, ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘‘Аббас, его сын Мухаммад, Нафи‘ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Зайд ибн Аслам, ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, аль-Азрак ибн Кайс, Хубайб ибн Абу Сабит и другие. Их доводом было то, что «тасмия» является частью «аль-Фатихи», поэтому ее следует читать вслух, так же как и «аль-Фатиху». Также Насаи и Ибн Хиббан в их «Сахихах» и аль-Хаким в «Мустадраке» передают от Абу Хурайры, что тот читал «тасмию» вслух в своей молитве, а после ее завершения он сказал, что он уподобляет это молитве Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!). Это достоверная передача по мнению Даракутни, аль-Хатыба, аль-Байхаки и других.

Передают Абу Давуд и Тирмизи от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) открывал молитву чтением: ﴾ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ — «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!». Аль-Хаким также передал со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) читал: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ — «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!», вслух. Аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис. (Даракутни, 1/302)

Бухари передает в своем «Сахихе» от Анаса ибн Малика, что его спросили о чтении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) в молитве, на что он ответил: «Его чтение было протяжным». Затем он прочел: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ — «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!» и при этом протянул «بِسْمِ اللَّهِ», затем протянул «الرَّحْمَٰنِ», а затем — «الرَّحِيمِ». (Фатх аль-Бари, 9/91)

В «Муснаде» имама Ахмада, «Сунане» Абу Дауда, «Сахихе» Ибн Хузаймы, «Мустадраке» аль-Хакима приводится хадис от Умм Саламы, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) читал раздельно: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ — «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! ﴾الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿ — Хвала Аллаху, Господу миров, ﴾الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ — Милостивому, Милосердному, ﴾ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ﴿ — Властелину Дня воздаяния!» [[Аль-Джами‘ аль-Кабир, 1/1258]]

Даракутни в «Сахихе» передает от Анаса, что Му‘авия как-то молился в Медине и при этом пропустил «тасмию». Это не понравилось присутствовавшим мухаджирам. Когда же он молился в следующий раз, то прочитал «тасмию». Мы привели достаточное количество хадисов и риваятов из множества существующих, чтобы аргументировать данное мнение. Для обсуждения противоречий и уровня достоверности или слабости хадисов можно обратиться к другим книгам.

Другие ученые считают, что читать «тасмию» вслух в молитве не следует. По некоторым сведениям, так поступали четыре праведных халифа, ‘Абдуллах ибн Мугаффаль, некоторые группы из числа, последователей, праведных предков и более поздних ученых. На этом же мнении мазхабы Абу Ханифы и Ахмада ибн Ханбаля.

Имам Малик считает, что «тасмию» не следует читать ни про себя, ни вслух. Он аргументирует свое мнение хадисом, переданным Муслимом от ‘Аиши (Да будет доволен ею Аллах!), в котором говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) начинал молитву с «такбира» и чтения: ﴾الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ﴿ — «Хвала Аллаху, Господу миров».[[«Муснад» имама Ахмада, 6/171]]. В двух «Сахихах» приводится хадис от Анаса ибн Малика, где он сказал: «Я молился за Посланником Аллаха, за Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом. Они начинали молитву с чтения: ﴾الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿ — “Хвала Аллаху Господу миров”». В варианте Муслима: «И не упоминали: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ — “С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного” ни в начале молитвы, ни в ее конце». Так же сообщается в «Сунане» от ‘Абдуллаха ибн Мугаффиля (Да будет доволен им Аллах!). Эти аргументы легли в основу доводов имамов (Да смилуется над ними Аллах!) в этом вопросе. Все ученые единогласны в правильности молитвы с чтением «тасмии» вслух или про себя. И Аллаху принадлежит хвала и благодарность!

Достоинства «Тасмии»

Достопочтенный ученый Имам-аскет Абу Мухаммад ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Хатим (да смилуется над ним Аллах!) в своем тафсире приводит риваят от Ибн ‘Аббаса о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан спросил Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) о фразе: ﴾ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ «С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного». Он (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Это одно из имен Аллаха. Оно столь же близко к Величайшему Имени Аллаха, как близок зрачок к глазному белку».

Хафиз ибн Мардавайх передает от Абу Са‘ида, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Ису ибн Марьям (Мир ему!) отдали обучать грамоте, учитель сказал ему: “Пиши”. Тот спросил: “Что писать?” Учитель сказал: «باسم الله» (С именем Аллаха). Иса спросил: “А что такое «باسم الله»”? Учитель ответил: “Я не знаю”. Тогда Иса сказал: “Буква «ب» означает Красоту Аллаха (بهاء الله); буква «س» — Его Величие (سناؤه); буква «م» — Его Царство (مملكته);
« الله» — Бог; «الرحمن» — Милостивый в этом и следующем мирах; «الرحيم» — Милосердный в следующем мире”». Этот же хадис передал Ибн Джарир от Ибн Мас‘уда без упоминания Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!). Возможно, этот хадис достоверный, но может быть и так, что он не имеет ничего общего с высказываниями Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), а является одним из преданий сынов Исраиля (исраилийят). А Аллах знает лучше.

Джувайбир передал от Абу Бурайды слова его отца, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мне был ниспослан аят, который не посылался никому из пророков, кроме Сулеймана ибн Дауда и меня. Это ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ — “С именем Аллаха Милостивого и Милосердного”».[[История Багдада, 3/319]]

‘Ата ибн Абу Рабах передает, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «Когда было ниспослано: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ “С именем Аллаха Милостивого и Милосердного”, тучи уплыли на восток, утихли ветры и успокоилось море, скот прислушался, шайтаны были побиты камнями с небес, а Всевышний Аллах поклялся Своим величием, что обязательно благословит то, над чем было произнесено Его имя».

Уаки‘ ибн аль-‘Амаш передал от Уаиля, что Ибн Мас‘уд сказал: «Кто хочет спастись от девятнадцати служителей Ада (Забания), пусть прочтет: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ “С именем Аллаха Милостивого и Милосердного”, — и тогда Аллах даст ему за каждую букву защиту от каждого из них». Ибн ‘Атыйя подкрепил это хадисом: «Я видел, как тридцать с лишним ангелов спешат к человеку, сказавшему: “Господь наш, хвалим Тебя многими благословенными похвалами”, — т.к. в этом высказывании тридцать с лишним букв».

Имам Ахмад ибн Ханбаль приводит в «Муснаде» хадис от Абу Тамима, в котором говорится, что один из сподвижников, который сидел на одном осле с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я сидел на одном осле с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) осел споткнулся, и я сказал: “Будь ты несчастен, о шайтан!” Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “Не говори: ‘‘Будь несчастен. Если ты скажешь это, шайтан почувствует себя сильным и скажет: ‘‘Я его одолел своей силой’’; а если ты скажешь: ‘‘С именем Аллаха’’, — он почувствует себя слабее мухи”». В варианте этого хадиса от Халида ибн аль-Хиза Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал своему спутнику: «Не говори так, ведь он увеличивается от этого и становится как дом, а если ты скажешь: “С именем Аллаха”, — то он уменьшится и станет как муха».[[Табарани в «аль-Кабир» 1/162]] Это по причине благословенности имени Аллаха.

Произносить «тасмию» желательно перед началом каждого дела и каждой речи, а также в начале проповеди, т.к. в хадисе сказано: «Все, что не начато с именем Аллаха, — (будет) прервано».[[«Ихья», 1/203]] Произнесение «тасмии» также желательно перед входом в отхожее место, согласно хадису. Также желательно произнести ее перед совершением малого омовения, согласно хадису, приведенному в «Муснаде» имама Ахмада от Абу Хурайры и Абу Са‘ида: «Нет омовения у того, кто не упомянул имя Аллаха при его совершении». Это хороший хадис.[[Дарими, 1/172;Ибн Маджах, 397; Ахмад «Муснад», 3/41 и 272]] Некоторые ученые сочли произнесение «тасмии» в этом случае обязательным. Другие ученые считают, что произносить ее обязательно во всех случаях. Желательно произносить ее при заклании животного, по мнению шафиитов и группы других ученых. Некоторые считают это обязательным. Подробно это будет рассмотрено в соответствующей главе, по воле Аллаха.

Говоря о достоинстве «тасмии» в своем тафсире Ар-Рази упоминает хадис от Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если ты решил совершить близость (половой акт) со своей женой, произнеси имя Аллаха, ведь если от этого родится ребенок, то тебе будут записываться благодеяния по количеству вдохов его и его потомства».[[Источник не найден]] У этого хадиса нет основы, и я его не видел ни в одной авторитетной книге.

Произнесение «тасмии» также желательно перед едой, как об этом сказано в хадисе от Муслима, где Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал своему спутнику ‘Умару ибн Абу Саламу: «Произнеси ‘‘тасмию’’ и ешь правой рукой из того, что перед тобой».[[Муслим,Глава о напитках, 108–109]] Некоторые ученые считают это обязательным. Произнесение «тасмии» желательно и перед половой близостью, так, в двух «Сахихах» от Ибн ‘Аббаса передается, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас желает совершить близость со своей супругой, пусть скажет: “Во имя Аллаха! О Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделил нас”. И если в результате этого суждено ро диться ребенку, то шайтан никогда не сможет причинить ему вред».[[ Фатх аль-Бари, 9/228; аль-Бухари, 1/102; Муслим «Никах», 116]]

В слове «باسم» (с именем) скрыт глагол, подразумевающий действие, которое начинается с именем Аллаха. Например, начинаю с именем Аллаха кушать, читать, пить, брать омовение, молиться и т.д. Глагол может быть и в повелительном наклонении, как в словах Всевышнего Аллаха: ﴾اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ﴿ — «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее» (Сура 96, аят 1).

Ибн Джарир приводит хадис от Ибн ‘Аббаса (Да будет доволен им Аллах!), что тот сказал: «Первое, с чем был ниспослан Джибриль к Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует!) это: “О Мухаммад, прибегни к Аллаху (от шайтана)”. Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: “Я прибегаю к Аллаху, Слышащему, Знающему,от шайтана, побиваемого камнями”. Затем Джибриль сказал ему: “Скажи: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»”, — затем продолжил: ﴾ اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ ﴿ — “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил”».

(الله) «Аллах» — является собственным именем Всевышнего Господа. Говорится также, что это Его Величайшее имя, т.к. в него включены все Его основные качества. Как сказал Всевышний Аллах: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (Сура 59, аяты 22–24). Остальные же его имена указывают на Его определенные качества. Об этом Всевышний сказал: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Сура 7, аят 180). Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура 17, аят 110).

В двух «Сахихах» приводится хадис от Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах!), в котором Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине у Аллаха есть девяносто девять имен — сто без одного. Кто сосчитал их — зашел в Рай». В варианте от Тирмизи и ибн Маджаха Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) перечислил имена Аллаха.

Ар-Рази упоминает в своем «Тафсире», что у Аллаха пять тысяч имен: тысяча в Коране и Сунне, тысяча в Торе, тысяча в Евангелие, тысяча в Псалмах, тысяча в Хранимых скрижалях.

Имя (الله) «Аллах» принадлежит только Всевышнему, поэтому среди арабов неизвестно преобразование этого слова в глагол и его корни. Некоторые из лингвистов считают, что это слово целое, которое нельзя преобразовать. Об этом сообщил Куртуби, ссылаясь на группу ученых, из числа которых аш-Шафии, Хытаби, имам двух святынь, Газали и др. Сибавайх считает, что буквы «ا» и «ل» являются коренными буквами этого слова, а не артиклем. Аль-Хытаби сказал: «Разве не видно, что нельзя воззвать “يا الرحمن” — (о, Милостивый), но можно сказать: “يا الله” — (о, Аллах). А ведь при воззвании “يا” артикль не используется».

Есть мнение, что слово “الله” является производным от слова “اله” (божество). Ар-Рази сообщает, что некоторые считают, что имя “الله” «Аллах» не арабское, а заимствовано из иврита, однако он говорит, что это мнение слабое». Арабы раньше называли все возвышенное «لاه», так при восходе солнца они говорили «لاهت الشمس» — возвысилось солнце. Другой возможный корень слова “الله” — это “اله”, поклоняться чему-либо. Исходя из этого мнения “الله” означает определенное божество, артикль «ال» здесь употребляется для возвеличивания и почтения. Имена «الرحمن» «Милостивый» и «الرحيم» «Милосердный» происходят от слова «الرحمة» (милость), но «الرحمن» имеет более широкий смысл, связанный с милостью, чем «الرحيم». Ибн Джарир указывает на единогласие ученых в этом вопросе.

Куртуби сказал: «Доказательством того, что эти имена образованы от слова “милость” служит достоверный хадис, переданный Тирмизи от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа (Да будет доволен им Аллах!), о том, что он слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Я Милостивый (الرحمن) и сотворил милость (родство) (الرحمة), и дал ей имя от Своего имени. И кто станет сохранять (родственные узы), того и Я сохраню; а кто прерывает их, с тем и Я прерву связь”».[[Тирмизи «Благодеяние», 9]] Куртуби продолжает: «Хадис указывает на происхождение этого имени.

Арабы отрицали имя “الرَّحْمنُ” (Милостивый), из-за их невежества по отношению к Аллаху и Его атрибутам».

Абу ‘Убайд сказал, что и «الرحمن» (Милостивый) и «الرحيم» (Милосердный) имеют ту же форму, что и слова «ندمان» и «نديم» (сожалеющий).

Абу Али аль-Фариси сказал, что имя «الرحمن» имеет более общее значение, охватывая все виды милости, свойственные Аллаху, тогда как «الرحيم» (Милостивый) только по отношению к верующим, как об этом сказал Аллах: ﴾وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا ﴿ — «Он Милосерден к верующим» (Сура 33, аят 43).

Ибн ‘‘Аббас сказал, что оба эти имени означают «мягкий» (رقيق), и одно из них указывает на бóльшую мягкость, т.е. милость, чем другое. Ибн Мубарак сказал: «Милостивый «الرحمن» — Тот, кто дает просящему, а Милосердный «الرحيم» — тот, кто гневается, если у Него не просят».

В хадисе от Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах!), который приводят ат-Тирмизи и Ибн Маджах, также говорится о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит у Него».[[Фатх аль-Бари, 8/137, 13/359; Муслим «Благодеяния и родство», 77]]

Ибн Джарир передал от ас-Сурри ибн Яхьи ат-Тамими, который сказал, что он слышал от ‘Усмана ибн Зуфара, что аль-‘Азрами сказал по поводу имен «Милостивый» и «Милосердный»: «Он (الرحمن) Милостив ко всем творениям, но (الرحيم) Милосерден лишь к верующим».

Аллах сказал: ﴾ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ الرَّحْمَانُ ﴿ — «а потом вознесся на Трон. Он — Милостивый» (Сура 25, аят 59). А также: ﴾الرَّحْمَانُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى﴿ — «Милостивый вознесся на Трон» (Сура 20, аят 5). Аллах упоминает Милость вместе с вознесением на Трон, дабы показать, что Он охватывает Своей милостью все творения в обоих мирах. Также Он сказал: ﴾ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا ﴿ — «Он милосерден к верующим» (Сура 33, аят 43). Тем самым Он отметил здесь Своим милосердием лишь верующих. Это доказывает, что имя «الرحمن» (Милостивый) имеет более широкий смысл, чем имя «الرحيم» — (Милосердный). В хадисе также говорится: «رَحْمنَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَرَحِيمَهُمَ» — «Милостивый ближнего мира и мира вечного, Милосердный обоих миров».

Имя (Милостивый) «الرحمن» присуще только Всевышнему Аллаху,больше Он никого не назвал так. Ибо Всевышний Аллах также сказал: ﴾قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى ﴿ — «Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура 17, аят 110). Аллах сказал также: ﴾وَاسْأَلْ مَنْ أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رُسُلِنَا أَجَعَلْنَا مِنْ دُونِ الرَّحْمَانِ آلِهَةً يُعْبَدُونَ﴿ — «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (Сура 43, аят 45).

Лжепророк Мусайлима назвал себя: (رحمن اليمامة) «милостивым из Йамамы», но Аллах облачил его в одеяния лжи и прославил его как лжеца, и теперь его называют Мусайлима - лжец и он стал олицетворением лжи среди жителей городов и кочевников - бедуинов.

Аллах сначала упомянул Свое имя «Аллах» (الله), которое принадлежит исключительно Ему, а затем упомянул Свое имя «Милостивый» (الرحمن), которое также нельзя использовать кроме как при упоминании Аллаха. Он сказал: ﴾قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى﴿ «Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура 17, аят 110). И лишь лжепророк Мусайлима и его приверженцы посмели использовать это имя, назвав обманщика «милостивым из Йамамы».

Что касается качества «الرحيم», т.е. Милосердный, то Аллах приписал его (милосердие) и другим. Аллах Всевышний, Свят Он и Велик, сказал: ﴾لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ ﴿ — «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура 9, аят 128). Аллах также описал некоторые создания, используя Свои атрибуты: ﴾ إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا ﴿ «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (Сура 76, аят 2). Таким образом, у Аллаха есть имена, которыми могут называться Его некоторые творения; есть также имена, которые принадлежат только Ему одному, такие как «الله» (Аллах), «الرحمن» (Милостивый), «الخالق» (Творец), «الرزاق» (Дающий удел) и др. Поэтому Аллах начал «тасмию» с упоминания Своего величайшего имени; далее описал Себя словом (الرحمن) «Милостивый», которое тоже является только Его именем; и далее словом (الرحيم) «Милосердный», которое является не только Его именем и качеством, но также может быть и именем Его творений.

В хадисе от Умм Саламы (Да будет доволен ею Аллах!) сообщается, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) читал, разделяя один аят от другого: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! — Хвала Аллаху, Господу миров, — Милостивому, Милосердному, — Властелину Дня воздаяния!».[[Аль-Джами‘ аль-Кабир, 1/1258]] Некоторые чтецы декламировали так же, а некоторые при чтении соединяли «тасмию» с восхвалением.

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик