Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди
Информация
Подробная информация об аяте 5:4 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
يَسْأَلُونَكَ مَاذَا أُحِلَّ لَهُمْ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَمَا عَلَّمْتُم مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللَّهُ فَكُلُوا مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
Транслит
Yas'alūnaka Mādhā 'Uĥilla Lahum  ۖ  Qul 'Uĥilla Lakumu Aţ-Ţayyibātu  ۙ  Wa Mā `Allamtum Mina Al-Jawāriĥi Mukallibīna Tu`allimūnahunna Mimmā `Allamakumu Al-Lahu  ۖ  Fakulū Mimmā 'Amsakna `Alaykum Wa Adhkurū Asma Al-Lahi `Alayhi  ۖ  Wa Attaqū Al-Laha  ۚ  'Inna Al-Laha Sarī`u Al-Ĥisābi
Эльмир Кулиев
Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете.
Абу Адель
Они [сподвижники] спрашивают тебя (о, Пророк) (о том), что им дозволено (из еды)? Скажи (им): «Дозволены вам блага [любая разрешенная Аллахом пища]. А (также вам дозволена охота), которой вы научили (прирученных) хищных (животных) [собак, соколов,...], отпуская их (ловить дичь). (И) вы учите их [этих охотничьих животных] тому, чему научил вас Аллах. Ешьте же то, что они [охотничьи животные] схватят для вас, и поминайте (произносите) над этим [когда отпускаете охотничье животное] имя Аллаха. И остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел и, сторонясь того, что Он запретил), – поистине, Аллах скор в расчете!
Толкование ас-Саади
Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете. [[Всевышний напомнил Своему посланнику, что люди спрашивали его о продуктах, которые им разрешается употреблять в пищу, и приказал ему сказать, что им позволено есть благую пищу. Это - любые продукты, которые приносят пользу или доставляют удовольствие, не вредя человеческому организму и разуму. К ним относятся всевозможные зерновые и плоды, растущие в местах обитания людей или незаселенной местности. К ним также относятся животные, обитающие на суше, кроме хищников и нечистых животных, которых Законотворец запретил употреблять в пищу. Запрет на употребление нечистых продуктов вытекает из смысла этого аята и ясно упоминается в словах Всевышнего: «Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков» (7:157). Затем Аллах разрешил употреблять в пищу животных, пойманных охотничьими собаками или птицами, которых люди обучают части того, чему их научил Аллах. Но предварительно они должны упомянуть имя Аллаха над пойманной добычей. Из этого можно сделать несколько полезных выводов. Во-первых, Аллах проявил милость и сострадание к Своим рабам, когда широко распахнул перед ними врата дозволенного и позволил употреблять в пищу даже животных, которые не были зарезаны в соответствии с шариатом, если они были пойманы охотничьими животными. Таковыми считаются собаки, леопарды, соколы, ястребы и другие хищники, охотящиеся посредством клыков или клюва. Во-вторых, охотничьи животные обязательно должны быть обученными. Это значит, что они должны пройти подготовку, которую обычно проходят охотничьи животные. Они должны нападать на добычу, когда их посылают за ней, и отходить в сторону, когда их отгоняют от нее, и не пожирать жертву после того, как она была поймана. Вот почему Аллах позволил есть только ту добычу, которую охотничьи животные поймали для людей. Если же животное начало есть пойманное животное, то мы не можем быть уверены в том, что оно поймало его для хозяина, и вполне вероятно, что оно охотилось за ним для себя. В-третьих, охотничья собака или птица обязательно должны нанести жертве рану, поскольку слово джарих ‘хищник’ происходит от глагола джараха ‘ранить’. Ранее мы уже отмечали, что есть задушенных животных запрещено, и если собака или другой хищник задушили жертву или убили ее, придавив телом, то ее нельзя употреблять в пищу. Это мнение опирается на то, что хищниками в арабском языке называются животные, наносящие жертве раны своими клыками или клювом. Однако наиболее распространенным является другое мнение, согласно которому хищниками называют животных, которые настигают жертву и овладевают ею. Это толкование не свидетельствует в пользу сделанного нами вывода. А лучше всего об этом известно Аллаху. В-четвертых, шариат позволяет заводить охотничью собаку, что подтверждается достоверным хадисом, хотя владение обычными собаками запрещено. Это объясняется тем, что позволение охотиться с собаками и обучать их подразумевает позволение заводить их. В-пятых, часть добычи, которой коснулась пасть охотничьей собаки, считается чистой, потому что Аллах позволил употреблять ее в пищу и не приказывал мыть ее после прикосновения собаки. Это значит, что добыча после этого остается чистой. В-шестых, обсуждаемый нами аят подчеркивает превосходство знаний, поскольку разрешается употреблять в пищу жертву, пойманную обученным хищником, тогда как жертва, пойманная необученным хищником, считается запрещенной. В-седьмых, обучение охотничьих собак, птиц и других животных не порицается и не относится к бесполезной трате времени. Напротив, это занятие похвально, поскольку благодаря этому люди могут употреблять в пищу пойманных на охоте животных или использовать их в других целях. В-восьмых, обсуждаемый нами аят является доводом в пользу того, что разрешается продавать охотничьих собак, поскольку иногда этот путь является единственным способом приобретения охотничьей собаки. В-девятых, посылая охотничью собаку или птицу за жертвой, охотник обязан произнести имя Аллаха. Если же он сознательно не сделает этого, то пойманную хищником жертву нельзя употреблять в пищу. В-десятых, пойманную хищником жертву разрешается употреблять в пищу независимо от того, умерла она в результате нападения хищника или нет. Но если охотник подоспеет к жертве до того, как та расстанется с жизнью, то ее мясо становится дозволенным только после заклания в соответствии с требованиями шариата. После упоминания об этом Аллах приказал Своим рабам исповедовать богобоязненность и предупредил их о том, что всем им придется держать ответ в День воскресения. Аллах напомнил о том, что этот день уже близок и наступит очень скоро.]]
ибн Касир

После упоминания Всевышним Аллахом всех грязных, запретных и вредных для здоровья и религии продуктов в предыдущем аяте, а также исключений в случаях необходимости, как ещё сказал Всевышний Аллах об этом: ( وَقَدْ فَصَّلَ لَكُم مَّا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلاَّ مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ ) Он уже разъяснил вам, что вам запрещено, если вы к этому не будете приневолены. (6:119)

Всевышний Аллах сказал далее: ( يَسْأَلُونَكَ مَاذَآ أُحِلَّ لَهُمْ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَـاتُ ) Они спрашивают тебя: что им дозволено? Скажи: "Дозволены вам блага». В суре «Преграды» приводится описание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): ( وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ ) Разрешает им блага и запрещает им мерзости. (7:157) Мукатиль сказал: «( الطَّيِّبَاتِ ) блага – это всё, что Аллах дозволил из всех видов пищи». У аз-Зухри спросили как-то по поводу питья мочи с целью лечения (уринотеропии), он ответил, что моча не относится к благам.

Слово Аллаха: ( وَمَا عَلَّمْتُمْ مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ ) И то, чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак – т.е. Он позволил вам мясо животных, закланных с упоминанием имени Аллаха, благое из пищи, а также то, что вы добыли на охоте при помощи приученных для охоты животных. Например, собак, диких кошек, соколов и т.п. Это мнение большинства сподвижников и имамов из числа их последователей. Ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха: ( وَمَا عَلَّمْتُمْ مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ ) «И то, чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак – имеются в виду приученные для охоты собаки, а также все виды охотничьих птиц, диких кошек и им подобных». (Это повествование передал также ибн Абу Хатим. Также считали: Хайсама, Таус, Муджахид и другие комментаторы.) Сообщают, что ибн Умар сказал: «Что касается охоты при помощи птиц или диких кошек, то если вы застали добычу до её смерти, то её можно есть, а если не застали, то потреблять её мясо вы уже не можете». Однако большинство учёных считает, что охота при помощи птиц подобна охоте с собаками, потому, что они хватают свою жертву когтями подобно собакам, и между ними нет разницы. Это мнение имамов четырех мазхабов и других ученых. Это же мнение предпочел ибн Джарир. В качестве довода он приводит хадис, в котором Ади ибн Хатим спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) об охоте с охотничьей собакой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «مَا أَمْسَكَ عَلَيْكَ فَكُلْ»“(Можешь) есть то, что она схватит для тебя»[Хадис с иснадом, восходящим к Саиду ибн Джубайру. ]

Имам Ахмад исключает из этого охоту при помощи чёрной собаки, ибо её следует убивать саму, и не дозволительно использовать для убийства. Это следует из хадиса в Сахихе Муслима от Абу Зарра, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитву прерывает (проходящий впереди) ишак, женщина и чёрная собака». Я спросил: «Какая разница между чёрной или рыжей собакой?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Чёрная собака – шайтан»[ Сахих Муслим 1/144.].

Эти хищные животные, используемые для охоты, были названы ( الْجَوَارِحِ ) (аль-Джаварих) от слова الجَرْحُ- т.е. добыча. У арабов принято говорить: «такой-то добыл (جَرَحَ) для семьи добро». Или говорят также: «У такого-то нет дохода (جَارح). Всевышний Аллах сказал: (وَيَعْلَمُ مَا جَرَحْتُم بِالنَّهَارِ ) И знает, что вы добываете днем. (6:60) – то, что вы совершаете из добра и зла. Слово Аллаха: ( مُكَلِّبِينَ ) как собак – животных, которых вы обучили охоте как собак, они хватают добычу так же, как собаки, когтями или ногтями. Если же дичь была убита ударом хищника, а не когтями, то потребление в пищу мяса этого животного уже недозволительно. Это одно из мнений аш-Шафии и группы учёных. Поэтому Всевышний Аллах сказал: ( تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللَّهُ ) Которых вы учите тому, чему научил вас Аллах – они идут за добычей, когда вы посылаете их, и оставляют добычу вам, если схватили её, пока хозяин не придёт к ним. Они не хватают добычу для себя. Аллах сказал об этом: ( فَكُلُواْ مِمَّآ أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ ) Ешьте же то, что они схватят для вас, и поминайте над этим имя Аллаха – если обученный хищник был послан за добычей, и при этом было упомянуто имя Аллаха, то потребление мяса дичи будет дозволенным, даже если оно было убито охотничьим хищником, по единогласию всех учёных. Сунна подтверждает то, что указывает рассматриваемый священный аят (5:4).

В двух Сахихах приводится хадис от Ади ибн Хатима, где он сказал: «И я задал пророку, (да благословит его Аллах и приветствует) вопрос о дичи, убитой охотничьей собакой, на что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ الْمُعَلَّمَ وَذَكَرْتَ اسْمَ اللهِ فَكُلْ مَا أَمْسَكَ عَلَيْك»«Если ты спустишь свою собаку и произнесёшь имя Аллаха, а она схватит (дичь), то (можешь) есть», Я спросил: «А если она убьёт дичь», он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «وَإِنْ قَتَلْنَ، مَا لَمْ يَشْرَكْهَا كَلْبٌ لَيْسَ مِنْهَا، فَإِنَّكَ إِنَّمَا سَمَّيْتَ عَلى كَلْبِكَ وَلَمْ تُسَمِّ عَلى غَيْرِه» “(Можешь) есть то, что она схватит для тебя, ибо это подобно зарезанному животному, только если ты не обнаружишь со своей собакой (или: своими собаками) другую собаку, ибо ты произнёс имя Аллаха только над своей собакой (спуская её на дичь) и не произносил его над другой собакой”». Я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о дичи, убитой с помощью ми‘рада"[Ми‘рад - стрела без оперения и без наконечника, но с заострённым концом древка. ] и он сказал: «إِذَا رَمَيْتَ بِالْمِعْرَاضِ فَخَزقَ فَكُلْهُ، وَإِنْ أَصَابَهُ بِعَرْضٍ فَإِنَّهُ وَقِيذٌ فَلَا تَأْكُلْه» “(Можете) есть (дичь), убитую его острым концом, что же касается (дичи) убитой его древком, то это — вакиз\l "[Вакиз - всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу. ], не ешь его”\l "[Сахих аль-Бухари (5375)].

В другом варианте хадиса посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «وَإِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ فَاذْكُرِ اسْمَ اللهِ، فَإِنْ أَمْسَكَ عَلَيْكَ، فَأَدْرَكْتَهُ حَيًّا فَاذْبَحُهُ، وَإِنْ أَدْرَكْتَهُ قَدْ قَتَلَ وَلَمْ يَأْكُلْ مِنْهُ فَكُلْهُ، فَإِنَّ أَخْذَ الْكَلْبِ ذَكَاتُه» «Если ты спустишь свою собаку, помяни имя Аллаха. Если она схватит что-нибудь для тебя, а ты застал эту дичь ещё живой, то зарежь её, а если ты застал её уже мертвой, но собака не ела её, то ты можешь есть. Ведь схватка собаки подобно закланию по обряду».

В другом варианте хадиса из двух Сахихов посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «فَإِنْ أَكَلَ فَلَا تَأْكُلْ، فَإِنِّي أَخَافُ أَنْ يَكُونَ أَمْسَكَ عَلى نَفْسِه» «А если она успеет съесть что-нибудь, то не ешь, ибо я опасаюсь, что она схватила её для себя». Этот хадис служит доводом для мнения большинства учёных. По мнению аш-Шафии также запрещается потребление дичи, если её испробовала охотничья собака. Слово Аллаха: ﴿فَكُلُواْ مِمَّآ أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ﴾ Ешьте же то, что они схватят для вас, и поминайте над этим имя Аллаха – когда посылаете их на дичь. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ади ибн Хатиму: «إِذَا أَرَسَلْتَ كَلْبَكَ الْمُعَلَّمَ، وَذَكَرْتَ اسْمَ اللهِ، فَكُلْ مَا أَمْسَكَ عَلَيْك» «Если ты послал свою обученную собаку и при этом упомянул имя Аллаха, то можешь потреблять, что она схватила для тебя».

В двух Сахихах передаётся хадис от Сал’лябы, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «إِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ فَاذْكُرِ اسْمَ اللهِ، وَإِذَا رَمَيْتَ بِسَهْمِكَ فَاذْكُرِ اسْمَ الله» «Когда ты посылаешь свою собаку, поминай имя Аллаха, когда ты стреляешь из лука – поминай имя Аллаха». Али ибн Абу Тальха сообщает, что ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха: ( وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ ) «И поминайте над этим имя Аллаха – если ты посылаешь твою собаку на дичь, то поминай имя Аллаха, а если забыл, то в этом нет ничего страшного». Некоторые считают, что в аяте имеется в виду поминание Аллаха во время потребления мяса дичи в пищу, как об этом говорится в хадисе, приведённом в двух Сахихах, в котором посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) обучая своего пасынка Умара ибн Аби Салама, сказал: «سَمِّ اللهَ وَكُلْ بِيَمِينِكَ وَكُلْ مِمَّا يَلِيك» «Поминай имя Аллаха, ешь своей правой рукой, и ешь то, что ближе к тебе». В Сахихе аль-Бухари приводится хадис от Аиши, что некоторые сподвижники сказали: «О, посланник Аллаха, новообращённые в Ислам люди приносят нам мясо, и мы не знаем, поминают ли они имя Аллаха над ним (при заклании) или нет». Он (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «سَمُّوا اللهَ أَنْتُمْ وَكُلُوا» «Тогда поминайте Аллаха вы, и ешьте».

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик