- Параметры
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
- يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتًا غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
- Транслит
- Yā 'Ayyuhā Al-Ladhīna 'Āmanū Lā Tadkhulū Buyūtāan Ghayra Buyūtikum Ĥattá Tasta'nisū Wa Tusallimū `Alá 'Ahlihā ۚ Dhālikum Khayrun Lakum La`allakum Tadhakkarūna
- Эльмир Кулиев
- О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание.
- Абу Адель
- О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения (чтобы войти в них) и (пока) не пожелаете мира обитателям их. Это [просьба разрешения] – лучше для вас, чтобы вы помнили (что вы являетесь верующими и что Аллах Всевышний повелел спрашивать разрешение при вхождении в чужие дома)!
- Толкование ас-Саади
- О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание. [[Создатель велел Своим верующим рабам не входить в чужие дома без разрешения, ибо подобный поступок может повлечь за собой несколько скверных последствий. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул об одном из таких последствий и сказал, что просить разрешения у хозяев предписано для того, чтобы уберечься от греховных взоров. Войдя в дом без ведома хозяев, человек может увидеть то, чего ему не следовало видеть, потому что дом покрывает человека так, как одежда покрывает его тело. С другой стороны, подобный поступок может бросить тень сомнения на того, кто проник в дом без разрешения хозяев. Его могут заподозрить в краже или другом злодеянии, потому что тайное проникновение в чужой дом наводит на дурные мысли. Именно поэтому Аллах запретил правоверным заходить в чужой дом без разрешения хозяев. Арабский глагол иста’наса ‘общаться’, зд. ‘просить разрешения’ использован в этом откровении, потому что благодаря разрешению войти в дом достигается общение между людьми, а отсутствие разрешения обрекает их на одиночество. Наряду с просьбой войти в дом человек должен поприветствовать его обитателей миром, и поэтому в хадисе сообщается, что входящий должен сказать: «Ассаламу алейкум! Могу ли я войти?» И если ему будет дозволено, то он может войти. Поступая так, человек приобретает множество благ. Такое поведение является обязательным и свидетельствует о благородном нраве мусульманина.]]
- Ибн Касир
-
Речь идёт об исламском этикете, которому Аллах обучает Своих верующих рабов. Он повелевает им просить позволения (прежде чем) войти в чужой дом, и не входить в него без приветствия. Т.е. сначала следует спросить позволения войти, а уже потом поприветствовать пожеланиями мира (салям) обитателей дома. Просить позволение следует трижды, если же разрешения войти не последовало, следует удалиться.
Передается в двух «Сахихах» о том, что (однажды) Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, попросил позволения войти к ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, но не получил его, так как (‘Умар), кажется, был чем-то занят, и Абу Муса вернулся к себе. Освободившись, ‘Умар сказал: «Я слышал голос ‘Абдуллаха бин Кайса, не так ли? Впустите же его». Ему сказали: «Он вернулся к себе», и (‘Умар, да будет доволен им Аллах!) послал за ним. (Вернувшись, Абу Муса) сказал: «Я попросил позволения войти трижды, а затем ушёл. И я слышал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « إِذَا اسْتَأْذَنَ أَحَدُكُمْ ثَلَثًا فَلَمْ يؤُْذَنْ لَهُ فَلْيَنْصَرِفْ » «Если кто-то из вас попросил позволения войти трижды, и ему не было позволено, то пусть уйдёт». (‘Умар, тогда) сказал: «Или ты докажешь мне сказанное, или же я подвергну тебя побоям!». После этого (Абу Муса) отправился к месту встреч ансаров и стал расспрашивать их об этом. Они сказали: «Засвидетельствовать это для тебя не сможет никто, кроме Абу Са‘ида аль-Худри, самого младшего из нас», а когда (Абу Муса) привёл Абу Са‘ида аль-Худри (к ‘Умару), ‘Умар воскликнул: «Неужели это веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осталось скрытым от меня?! Отвлекли меня сделки на рынках!».[Бухари 2062, Муслим 2453]
Имам Ахмад (3/138) передаёт от Анаса или (возможно) от кого-то ещё, что однажды посланник Аллаха спросил у Са’да ибн ‘Убады позволения войти и сказал: « السَّلَمُ عَلَيْكَ وَرَحْمَةُ اللهِ » «Мир тебе и милость Аллаха». Са’д (тихо) ответил: «И тебе мир и милость Аллаха». Посланник Аллаха не услышал его, и поэтому повторил приветствие трижды. Са’д трижды ответил на его приветсвие тихим голосом так, что посланник Аллаха не услышал (ответа), и потому ушёл. Са’д догнал его и сказал: «О, посланник Аллаха, за мать ты мне и за отца! Каждый раз, когда ты приветствовал меня, я слышал тебя, и тихо отвечал тебе, (этим) я просто хотел собрать побольше благословения от твоих приветствий». Затем он завёл его в дом, и предложил ему изюм. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) отведал его, а затем сказал: « أَكَلَ طَعَامَكُمُ الَْبْرَارُ، وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَئِكَةُ، وَأَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ » «Да вкусят вашу еду праведники, и да помолятся за вас ангелы, и да разговеются у вас постящиеся».[ Хадис также передаёт Абу Дауд (5185) и ан-Насаи («Деяния» 325)]
Также просящему позволения войти в дом не следует стоять прямо перед дверью. Ему следует встать справа или слева двери. В хадисе, переданном Абу Даудом (5186) от Абдуллы ибн Бишра говорится, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), когда приходил к двери кого-то, не вставал прямо перед ней, а становился правее или левее её, и говорил: « السَّلَمُ عَلَيْكُمْ، السَّلَمُ عَلَيْكُمْ » «Мир вам! Мир вам!». И это потому, что тогда на дверях не висели занавески. Хадис приводится только у Абу Дауда.
В двух «Сахихах» (Бухари 6902, Муслим 2158) приводится хадис, в котором посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « لَوْ أَنَّ امْرَءًا اطَّلَعَ عَلَيْكَ بِغَيْرِ إِذْنٍ فَخَذَفْتَهُ بِحَصَاةٍ فَفَقَأْتَ عَيْنَهُ، مَا كَانَ عَلَيْكَ مِنْ جُنَاحٍ » «Если мужчина заглянет к тебе без разрешения, то на тебе, если обкидаешь его камнями и выбьешь ему глаз, не будет греха».
Группой сборников «Сунны» приводится хадис (Бухари 6250, Муслим 2155, Абу Дауд 5187, ат-Тирмизи 2711, ибн Маджах 3709, ан-Насаи в «Деяние» 328), в котором сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: « (Однажды) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы (поговорить с ним) о долге моего отца, и постучал в дверь. Он спросил: «؟ مَنْ ذَا » “Кто это?” Я ответил: “Я”, он же (стал повторять): « أَنَا أَنَا » “Я, я!”, (говоря это так, что мне показалось) будто (мой ответ) ему не понравился». Ему не понравился такой ответ, т.к. просящий войти не объявил своего имени или кунью , по которой он известен. И если каждый будет называть себя: «Я», то прошение позволения войти в дом, и приветствие, которое указано в аяте, не произойдёт должным образом. Аль-Ауфи передаёт, что Ибн Аббас сказал: «Прошение войти в дом — это приветствие его обитателей/домочадцев».
Имам Ахмад (3/414) передаёт от Кальда ибн Ханбала, что Сафван ибн Умайя послал его во время взятия Мекки к посланнику Аллаха с молоком, маленькой газелью и огурчиками. Пророк тогда находился в верхней части долины. Он рассказывает: «Я зашёл к посланнику Аллаха, не поприветствовав его и не попросив разрешения войти. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), сказал на это: «؟ ارْجِعْ فَقُلْ: السَّلَمُ عَلَيْكُمْ أَأَدْخُلُ » «Вернись и скажи: ‘‘Мир вам, можно мне войти?’’» Это было уже после того, как Сафван ибн Умайя принял Ислам». Хадис также приводится у Абу Дауда (5176), у ат-Тирмизи (2710) и у ан-Насаи («Деяние» 315). Ат-Тирмизи сказал, что это хороший странный хадис.
Ибн Джурайдж передаёт, что Ата ибн Абу Рабах передаёт, что Ибн Аббас сказал: «(Есть) три аята, которыми люди пренебрегли. Всевышний Аллах сказал: ﴾ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عَندَ ٱللَّهِ أَتْقَٰكُمْ ﴿ ‘‘И самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный’’ ( Сура 49, аят 13), но люди считают, что самый достойный перед Аллахом тот, у кого больше дом…». Он также сказал: «К исламскому этикету (адабу) люди также отнеслись очень пренебрежительно». Я (Ата ибн Абу Рабах) спросил: «Просить ли мне позволения входить к своим сёстрам-сиротам, живущих со мной в одном доме?» Он ответил: «Да». Я повторил вопрос несколько раз, чтобы он дал мне разрешение, но он отказался. Он сказал: «Разве ты хочешь застать их нагими?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Тогда проси позволения войти». Затем я снова переспросил его, и он сказал: «Любишь ли ты повиноваться Аллаху?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Тогда проси позволения войти». Ибн Джурайдж сказал: «Мне передал Таус от своего отца, что он сказал: ‘‘Из всего, что касаемо женщин для меня самое ненавистное, это увидеть наготу своих родственниц’’. Он также сообщил, что его отец относился к этому вопросу очень серьёзно». Ибн Джурайдж сообщает, что аз-Зухри сказал: «Я слышал от Хузайля ибн Шархабиля аль-Ауди аль-А’ма, что он слышал, как ибн Мас’уд сказал: «Вам следует просить позволения у своих матерей войти». Ибн Джурайдж сказал: «Я спросил у Аты: ‘‘Следует ли мужчине просить позволения войти к своей жене». Тот ответил: «Нет». Скорее всего тут имеется в виду необязательность прошения позволения войти к жене. Но лучше если мужчина оповестит о себе и не станет входить нежданно, чтобы не застать жену в том виде, в котором она не желала бы предстать перед ним.
Абу Джа’фар ибн Джарир (18/112) передаёт от племянника Зейнаб – жены Абдуллы ибн Мас’уда, что она рассказывала: «Когда Абдулла возвращался с какого-то дела, он покашливал, будто хочет сплюнуть, таким образом он оповещал нас, чтобы не застать нас в положении, которое ему не понравилось бы». Цепочка рассказчиков достоверна. ( يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَدْخُلُواْ بيُُوتاً غَيْرَ بيُُوتِكُمْ حَتَّىٰ تَسْتَأْنِسُواْ وَتُسَلِّمُواْ عَلَىٰ أَهْلِهَا ) «‘‘О, вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их’’ — во времена Джахилии, если человек встречал кого-то, он не желал ему мира в приветствии, а говорил: «Доброе утро тебе», или «Добрый вечер тебе». А когда входил к нему домой, то не просил разрешения, а будто забегал в него штурмом, говоря: «Ну вот я зашёл», и ставил тем самым в неловкое положение хозяина, если тот находился в уединении со своей женой. Аллах изменил всё это покрытием, скромностью и очишением от скверны, и сказал: ‘‘О, вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их’’ — до конца аята». Так прокомментировал этот аят Мукатиль ибн Хайан. И так Аллах говорит: ﴾ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ ﴿ «Это - лучше для вас» — т.е. просить позволение войти в дом. Это лучше для обоих сторон — для просящего позволения войти, и для обитателя дома; ﴾ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ ﴿ «Может быть, вы опомнитесь!»
- Изучение аята
- Я изучил и понял данный аят!
Комментарии к аяту
Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.
Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.
Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.
В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.
Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.