Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Бакара (Корова), 275-й аят из 286

Информация
Подробная информация об аяте 2:275 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَن جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
Транслит
Al-Ladhīna Ya'kulūna Ar-Ribā Lā Yaqūmūna 'Illā Kamā Yaqūmu Al-Ladhī Yatakhabbaţuhu Ash-Shayţānu Mina Al-Massi  ۚ  Dhālika Bi'annahum Qālū 'Innamā Al-Bay`u Mithlu Ar-Ribā  ۗ  Wa 'Aĥalla Al-Lahu Al-Bay`a Wa Ĥarrama Ar-Ribā  ۚ  Faman Jā'ahu Maw`ižatun Min Rabbihi Fāntahá Falahu Mā Salafa Wa 'Amruhu 'Ilá Al-Lahi  ۖ  Wa Man `Āda Fa'ūlā'ika 'Aşĥābu An-Nāri  ۖ  Hum Fīhā Khālidūna
Эльмир Кулиев
Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится увещевание от его Господа, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.
Абу Адель
Те, которые пожирают [берут] рост [ростовщическую прибыль], восстанут (в День Воскрешения из своих могил) только такими же, как восстает тот, кого повергает сатана своим прикосновением [как одержимый бесом]. Это [такое воскрешение] (будет им) за то, что они сказали: «Ведь торговля тоже подобна ростовщичеству». А Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество. К кому придет увещание [положение о запрете ростовщичества] от его Господа (после того, как он совершил ростовщические сделки) и он удержится (от ростовщичества, покаявшись), тому (будет прощено), что предшествовало (до этого) [ему будут прощены прежние ростовщические сделки]: и дело его (в День Суда будет) у Аллаха; а кто вернется [продолжит заниматься ростовщичеством], то те (станут) обитателями Огня, (и) они в нем будут вечно пребывать!
Толкование ас-Саади
Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. [[После упоминания о качествах добродетельных мусульман и прекрасном вознаграждении, которое уготовано для них у Аллаха, а также прощении их грехов и оплошностей, Всевышний Господь поведал о беззаконниках, пожирающих лихву и заключающих дурные сделки. Он сообщил, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний. В мирской жизни они охотились за богатством, подобно бесноватым безумцам, и поэтому после смерти, в Судный день, они восстанут из могил, как восстают бешеные безумцы, которых сатана поверг своим прикосновением. Это позорное наказание станет возмездием за то, что они пожирали лихву и громогласно заявляли, что торговля подобна лихоимству и ростовщичеству. По причине своей дерзости они уничтожили грань между тем, что Аллах запретил, и тем, что Он дозволил, и провозгласили лихоимство дозволенным. Затем Аллах обещал подвергнуть наказанию всех грешников, включая беззаконников, пожирающих лихву, если те будут продолжать совершать грехи после того, как до них дошло увещевание, то есть после того, как им была разъяснена истина и они узнали об обещанном вознаграждении и наказании. Если после увещевания грешники перестанут заниматься лихоимством, то им будут прощены прошлые грехи, в которых они раскаялись, а их будущие поступки и деяния вернутся к Аллаху. И если они не нарушат своего покаяния, то убедятся в том, что Аллах никогда не умаляет награды праведников. Но если после увещевания и предупреждения они продолжат заниматься ростовщичеством, то окажутся в Адском пламени, в котором пребудут вечно. Из этого откровения следует, что лихоимство обрекает человека на попадание в Преисподнюю и вечное пребывание там. Лихоимство - настолько тяжкий и отвратительный грех, что даже вера не способна защитить этих грешников от вечного наказания. Однако это религиозное положение вступает в силу только тогда, когда возникают соответствующие условия и отсутствуют все препятствующие этому факторы, и поэтому этот аят и все остальные откровения о грядущем наказании не могут служить доводом в пользу воззрений хариджитов. Мусульмане обязаны признавать все тексты Корана и Сунны и не отвергать многочисленные свидетельства того, что если в сердце человека есть вера хотя бы величиной с горчичное зернышко, то он непременно покинет Преисподнюю, и что если человек совершает тяжкие грехи и не раскаивается в них, то он заслуживает наказания в Аду.]]
ибн Касир

Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.

После упоминания о качествах добродетельных мусульман и прекрасном вознаграждении, которое уготовано для них у Аллаха, а также прощении их грехов и оплошностей, Всевышний Господь поведал о беззаконниках, пожирающих лихву и заключающих дурные сделки. Он сообщил, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний. В мирской жизни они охотились за богатством, подобно бесноватым безумцам, и поэтому после смерти, в Судный день, они восстанут из могил, как восстают бешеные безумцы, которых сатана поверг своим прикосновением. Аллах сказал об этом: (الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ) Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением – они будут воскрешены в Судный день подобно одержимым дьяволом, т.е. они будут воскрешены в неприглядном виде.

Ибн Аббас сказал: «Пожиратель лихвы будет воскрешён в Судный день одержимым с приступами асфиксии». Также передал ибн Абу Хатим, он сообщает, что это мнение: Ауфа ибн Малика, Саида ибн Джубайра, ас-Судди, ар-Раби ибн Анаса, Катады, Мукатиля ибн Хаййана и других знатоков тафсира.

Аль-Бухари передаёт от Самуры ибн Джундуба длинный хадис о сне пророка (да благословит его Аллах и приветсвует), в котором говорится: «فَأَتْينَا عَلَى نَهْرٍ حَسِبْتُ أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ: أَحْمَرَ مِثْلَ الدَّمِ، وَإِذَا فِي النَّهْرِ رَجُلٌ سَابِحٌ يَسْبَحُ، وَإِذَا عَلَى شَطِّ النَّهْرِ رَجُلٌ قَدْ جَمَعَ عِنْدَهُ حِجَارَةً كَثِيرَةً،وَإِذَا ذَلِكَ السَّابِحُ يَسْبَحُ مَا يَسْبَحُ، ثُمَّ يَأْتِي ذَلِكَ الَّذِي قَدْ جَمَعَ الْحِجَارَةَ عِنْدَهُ، فَيَفْغَرُ لَهُ فَاهُ فَيُلْقِمُهُ حَجَرًا» «Мы достигли реки ( в которой вместо воды текла) кровь. В ней стоял человек, а посреди реки (или: на берегу реки) напротив того, кто в ней находился, стоял (другой) человек, перед которым лежали камни. Когда человек, находившийся в реке, хотел выйти из неё, (другой) человек бросал камень прямо ему в рот, возвращая его на место, и каждый раз, как тот пытался выйти, он вновь бросал ему камень в рот и тот возвращался на прежнее место [[Аль-Бухари 1386]] ». В толковании этого сна упоминается, что эти люди были ростовщиками.

Слово Аллаха: (ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا) Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству» - т.е. они считали это дозволенным только с целью отрицания закона Аллаха, а не из финансовых соображений и сравнения ростовщичества с торговлей. Ведь многобожники вообще не признавали основы торговли, узаконенные Аллахом. Они не сказали: «Ростовщичество подобно торговле». Они сказали: (إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا) Воистину, торговля подобна лихоимству – т.е. подобны друг другу, так зачем же Аллах запретил одно и дозволил другое.

Слово Аллаха: ( وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا) Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство – возможно это продолжение ответа на отрицание и разделение законов Аллаха неверующими. Ведь Аллах Знающ и Мудр, никто не может спросить у Него о том, что Он делает, но они будут спрошены. Он знает об истинном положении вещей и об интересах Его рабов. Он дозволяет то, что полезно для них, и запрещает то, что содержит вред. Он более милосерден к ним, чем мать к ребёнку. Поэтому Всевышний Аллах сказал: (فَمَن جَآءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّنْ رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ) Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет (прощено) то, что было прежде,и его дело будет в распоряжении Аллаха – кого достигла весть о запрете Аллахом лихоимства и он тотчас же прекратил, то ему будет прощены его прежние сделки, ведь Аллах также сказал: ﴿عَفَا اللَّهُ عَمَّا سَلَف﴾Простит Аллах то, что было прежде. (5:95)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в день взятия Мекки сказал: «وَكُلُّ رِبًا فِي الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ تَحْتَ قَدَمَيَ هَاتَيْنِ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ، رِبَا الْعَبَّاس» «Любое лихоимство времён джахилии отменено и растоптано моими ногами. Первое лихоимство, которое я отменяю это ростовщичество Аббаса (дяди пророка)[[Хороший хадис, «Сахих аль-Джами» аль-Албани 7880]] ». Он не приказал возвращать лихву, взятую при прежнем ростовщичестве, он просто простил то, что было ранее.Как об этом сказал Всевышний Аллах: (فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ) то ему будет (прощено) то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. Саид ибн Джубайр сказал: «Кто прекратил заниматься лихоимством сразу же после запрета, то ему прощено то, что было ранее».

Затем Аллах сказал: (وَمَنْ عَادَ) А кто вернется к этому– т.е. к лихоимству после того, как до него дошёл запрет Аллаха,то его действие заслуживает наказание, ибо до его сведения уже был доведён аргумент. Поэтому Всевышний Аллах сказал: (فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَـابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـالِدُونَ) те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.

Абу Дауд передаёт, что Джабир сказал: «Когда был ниспослан аят: (الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِى يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَـانُ مِنَ الْمَسِّ) Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением – посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «مَنْ لَمْ يَذَرِ الْمُخَابَرَةَ فَلْيُؤْذِنْ بِحَرْبٍ مِنَ اللهِ وَرَسُولِه» «Кто не оставил аль-мухабиру, то пусть знает, что Аллах и Его посланник объявили ему войну!» Этот хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрике на условиях двух шейхов, но сами они не привели этот хадис в своих сборниках.

Аль-Мухабира - это арендное земледелие за часть урожая, является харамом. Аль-Музабана - это продажа свежих фиников еще на пальме за финики, лежащие на земле. Аль-Мухакаля - это продажа зерен еще на поле в колосьях за зерна, лежащие на земле. Все эти сделки и подобные им являются лихвой и запрещены, т.к. невозможно сравнивать количество товара до и после сушки. Поэтому некоторые ученые сказали, что неведение о количестве двух товаров все равно, что намеренное лихоимство. Поэтому они запретили подобные сделки, дабы сузить пути и уменьшить способы, ведущие к риба – лихвы, а также из-за разного уровня знаний, дарованных им Аллахом, ибо над каждым ученым есть более сведущий.

Способы и двери лихвы – одна из самых трудных тем для ученых. Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я сожалею, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не сделал нам более ясными три вопроса так, чтобы мы могли обратиться к его решению. Это вопрос о деде (наследования его внуков), это вопрос о Каляле (т.е. о тех, кто не оставил наследников и потомков), а также о некоторых видах риба – лихоимства (т.е. некоторые методы или пути, ведущие к риба)». Шариат гласит, что любой способ, ведущий к хараму, так же является запретным, так же, как все, без чего невозможно совершить ваджиб – обязанность, также является ваджибом.

В двух Сахихах приводится хадис от ан-Нумана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَ ذَلِكَ أُمُورٌ مُشْتَبِهَاتٌ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَولَ الْحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيه» «Поистине дозволенное разъяснено, и поистине запретное разъяснено. А между ними есть много сомнительного. И тот, кто опасался сомнительного, тот отчистил свою религию и честь. А тот, кто впал в сомнительное, тот вот - вот впадет в запретное, подобно пастуху, пасущий стадо возле частного пастбища и в любой момент его стадо может зайти на него».

Ибн Маджах приводит хадис отАбуХурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُك» «Оставь то, что заставляет тебя сомневаться на то, что не заставляется тебя сомневаться».

Имам Ахмад передает, что Саид ибн аль-Мусайиб говорил: «Последнее, что было ниспослано посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, э то аят о риба, и он умер прежде, чем смог разъяснить нам его. Поэтому оставляйте риба и оставляйте сомнительное».

Ибн Маджах передает отАбуХурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «الرِّبَا سَبْعُونَ حُوبًا، أَيْسَرُهَا أَنْ يَنْكِحَ الرَّجُلُ أُمَّه» «Риба имеет семьдесят разновидностей, самая лёгкая из них подобна совокуплению человека со своей матерью».

Касаемо запрета путей, ведущих к запретному приводится хадис от имама Ахмада, переданный Аишей (да будет доволен ею Аллах), что когда был ниспосланы аяты о риба в суре « аль- Бакара», посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из мечети, прочитал их и запретил торговлю вином. Этот хадис в шести сборниках кроме ат-Тирмизи.

Таким образом, как говорят ученые, если запрещены все пути, ведущие к риба, то запрещены все пути, ведущие к запретному, например торговля алкоголем.

В двух Сахихах приводится хадис, где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «لَعَنَ اللهُ الْيَهُودَ، حُرِّمَتْ عَلَيْهِمُ الشُّحُومُ فَجَمَلُوهَا فَبَاعُوهَا، وَأَكَلُوا أَثْمَانَهَا» «Аллах проклял иудеев, им был запрещен жир животных, но они растапливали его, продавали, и питались выручкой от него».

Али и ибн Масуд передают, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «لَعَنَ اللهُ آكِلَ الرِّبَا وَمُوكِلَهُ وَشَاهِدَيْهِ وَكَاتِبَه» «Аллах проклял потребляющего риба, того, кто платит риба, двух свидетелей (сделки) и писаря (при сделке)». Тут проклятие на свидетелей и писаря за то, что дают законный вид сделке, хотя если они делают это по незнанию, то дела по намерениям.

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик