Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди
Информация
Подробная информация об аяте 5:6 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُ مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَكِن يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
Транслит
Yā 'Ayyuhā Al-Ladhīna 'Āmanū 'Idhā Qumtum 'Ilá Aş-Şalāati Fāghsilū Wujūhakum Wa 'Aydiyakum 'Ilá Al-Marāfiqi Wa Amsaĥū Biru'ūsikum Wa 'Arjulakum 'Ilá Al-Ka`bayni  ۚ  Wa 'In Kuntum Junubāan Fa Aţţahharū  ۚ  Wa 'In Kuntum Marđá 'Aw `Alá Safarin 'Aw Jā'a 'Aĥadun Minkum Mina Al-Ghā'iţi 'Aw Lāmastumu An-Nisā' Falam Tajidū Mā'an Fatayammamū Şa`īdāan Ţayyibāanmsaĥū Biwujūhikum Wa 'Aydīkum Minhu  ۚ  Mā Yurīdu Al-Lahu Liyaj`ala `Alaykum Min Ĥarajin Wa Lakin Yurīdu Liyuţahhirakum Waliyutimma Ni`matahu `Alaykum La`allakum Tashkurūna
Эльмир Кулиев
О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны.
Абу Адель
О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву (и вы не в состоянии омовения), то мойте (водой) ваши лица и руки до локтей, обтирайте (влажными ладонями) голову и (мойте) ноги до щиколоток. А если вы (оказались) (в состоянии) большого осквернения, то очищайтесь [совершите большое омовение]. А если вы больны (так, что не можете использовать воду или ее использование увеличит болезнь) или (находитесь) в дальней поездке, или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места, или вы прикасались к женщинам [имели с ними близость] и не нашли воды, то (вместо омовения водой) совершайте обряд очищения чистой землей [таяммум] и обтирайте ею [чистой землей] ваши лица и руки. Не желает Аллах устроить для вас тяготы (в совершении омовения) (поэтому Он разрешил вам таяммум), но Он только желает очистить вас (от скверны и грехов) и завершить Свою милость вам (разрешив очищение чистой землей), чтобы вы были благодарны (Ему) (за дарованные Им блага) (своим повиновением Ему)!
Толкование ас-Саади
О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны. [[Этот великий аят содержит в себе множество предписаний, из которых мы, по воле Аллаха, постараемся перечислить некоторые. 1. Выполнение всех перечисленных в этом аяте предписаний относится к обязательным требованиям веры, потому что он начинается обращением к уверовавшим. Это значит, что верующие обязаны поступать в соответствии с требованиями веры и выполнять то, что им приказано. 2. Мусульманин обязан совершать намаз, поскольку Аллах сообщил о том, что следует делать, когда встают на намаз. 3. Для совершения намаза необходимо намерение, потому что вставать на него можно только сознательно и с твердым намерением. 4. Очищение является обязательным условием правильности намаза, потому что Аллах приказал очищаться перед ним, а известно, что любое повеление считается обязательным предписанием, пока не доказано обратное. 5. Для очищения необязательно, чтобы наступило время обязательного намаза, а достаточно намерение совершить намаз. 6. Очищение является обязательным условием любого обряда поклонения, который можно назвать намазом, будь то обязательные или добровольные намазы, или намазы, которые возложены на мусульманскую общину в целом, или заупокойные молитвы. Многие богословы считают, что даже земные поклоны во время чтения Корана и поклоны благодарности можно совершать только в состоянии ритуального очищения. 7. Во время омовения обязательно мыть лицо, то есть переднюю часть головы от места обычного роста волос до края челюсти и подбородка в длину и от одного уха до другого в ширину. К мытью лица также относится полоскание рта и носа, что подтверждается Сунной, и мытье бороды. Если борода редкая, то вода обязательно должна коснуться кожи лица. Если же борода густая, то достаточно помыть ее переднюю часть. 8. Мусульманам приказано мыть руки до локтей. Большинство толкователей Корана считает, что предлог иля ‘до’ здесь означает ‘вместе с’. В таком же значении он использован в аяте: «Не пожирайте их имущества вместе со своим имуществом» (4:2). Это подтверждается тем, что омовение не засчитывается, пока совершающий его не помоет оба локтя целиком. 9. Мусульманам приказано обтирать голову. 10. Обязательно обтереть голову полностью, поскольку предлог би здесь не означает того, что можно ограничиться обтиранием части головы. Он означает, что при обтирании необходимо касаться головы руками и охватить всю ее поверхность. 11. Обтереть голову можно любым способом: обеими руками, одной рукой, лоскутом материи, куском дерева или другим похожим предметом, потому что Аллах упомянул обтирание в самом широком смысле. Аллах не установил определенную форму обтирания головы, из чего следует, что обтирать ее можно любым способом. 12. Во время омовения обязательно именно обтереть голову, и если человек помыл голову, не проведя по ней рукой, то этого не достаточно, потому что он не выполнил приказ Аллаха. 13. Аллах приказал мыть ноги до щиколоток, и по этому поводу можно сказать то же, что было сказано по поводу мытья рук. 14. Согласно наиболее распространенному чтению, слово арджул ‘ноги’ стоит в винительном падеже. Это опровергает воззрения рафидитов и означает, что обтирание обнаженных ног во время омовения не засчитывается. 15. В этом аяте содержится указание на законность обтирания кожаных носков, поскольку существует чтение, в котором слово арджул ‘ноги’ стоит в родительном падеже. Каждое из двух чтений следует истолковывать в соответствии с его смыслом. Если ноги обнажены, то их необходимо помыть, согласно чтению, в котором это слово стоит в винительном падеже. Если же на ноги надеты кожаные носки, то их достаточно обтереть, согласно чтению, в котором это слово стоит в родительном падеже. 16. Во время омовения приказано соблюдать последовательность действий, поскольку Аллах перечислил их в определенной последовательности. Обтирание головы в этом откровении упоминается между мытьем других частей тела, и единственным объяснением этому может быть необходимость соблюдения указанной последовательности. 17. Соблюдение последовательности относится только к четырем действиям, упомянутым в аяте. Что же касается последовательности между полосканием рта и носа и мытьем лица, а также между мытьем правых и левых рук и ног, то соблюдать ее необязательно. Но желательно полоскать рот и нос перед мытьем лица, мыть правую конечность до левой и обтирать голову перед обтиранием ушей. 18. Мусульманам приказано повторять омовение перед каждым намазом, дабы они в точности выполняли кораническое повеление. 19. После полового осквернения мусульманин обязан искупаться. 20. При купании обязательно помыть все тело, потому что Аллах приказал очистить все тело и не связал это повеление с его отдельными частями. 21. При купании после полового осквернения приказано мыть не только поверхность волос, но и их основания. 22. Малое осквернение входит в большое осквернение, и для очищения от обеих его форм достаточно утвердить намерение и помыть все тело, потому что Аллах приказал после полового осквернения очиститься и не приказывал совершить после этого омовение. 23. Человек оказывается в половом осквернении после семяизвержения, если оно произошло во время сна или бодрствования, и после полового акта, даже если не было семяизвержения. 24. Если человек помнит, что ему приснилось эротическое сновидение, но не видит выделения спермы, то он не обязан купаться, поскольку он не осквернился. 25. Всевышний Аллах оказал Своим рабам великую милость, когда позволил им очищаться песком. 26. Очищаться песком разрешается, в частности, при такой болезни, при которой использование воды может навредить здоровью. Поступать так разрешается и во время поездок, и после отправления большой или малой нужды, если человек не может найти воду. Во время болезни очищаться песком разрешается даже при наличии воды, поскольку использование ее может навредить здоровью. Во всех остальных случаях очищаться песком разрешается только тогда, когда воды нет. Это относится даже к тем, кто находится в месте постоянного проживания. 27. Выделения из мочеиспускательного канала и заднего прохода делают омовение недействительным. 28. Опираясь на этот аят, некоторые богословы утверждают, что омовение становится недействительным только после мочеиспускания и дефекации и не становится недействительным после прикосновения к половым органам и некоторых других действий. 29. При упоминании о неприятных и скверных вещах желательно пользоваться намеками, поскольку Всевышний назвал отправление естественной нужды возвращением из уборной. 30. Прикосновение к женщине с возбуждением и удовольствием делает омовение недействительным. 31. Отсутствие воды является обязательным условием законности очищения песком. 32. Очищение песком становится недействительным с появлением воды, даже если человек в это время совершает намаз, потому что Аллах позволил прибегать к нему только при отсутствии воды. 33. При отсутствии воды после наступления времени намаза человек обязан отправиться на поиски воды поблизости, потому что не найти воду можно только тот, кто ее искал. 34. Если воды не хватает для очищения полностью, то ее необходимо использовать, и только после этого можно очищаться песком. 35. Очищаться водой, качества которой изменились в результате попадания в нее чистых инородных вещей, предпочтительнее, нежели очищаться песком. Такая вода остается чистой и пригодной для очищения, потому что, несмотря на изменение ее качеств, она остается водой, а Всевышний Аллах позволил очищаться песком только при отсутствии воды. 36. При очищении песком необходимо иметь твердое намерение, потому что глагол тайаммама означает ‘намереваться’, ‘стремиться’. 37. Для очищения песком разрешается использовать песок или любой другой земляной грунт. Согласно этому толкованию, повеление обтирать землей лицо и руки объясняется тем, что чаще всего на ее поверхности имеются песок и пыль, которыми можно обтереть лицо и руки. Это можно объяснить и тем, что Аллах указал на наиболее предпочтительный поступок, и если есть возможность очиститься песком или пыльной землей, то лучше сделать это. 38. Очищение нечистым песком недействительно, поскольку очищаться следует только чистым песком. 39. При очищении песком следует обтирать только лицо и руки и нельзя обтирать остальные части тела. 40. Обязательно обтирать все лицо целиком, но нет необходимости брать песок в рот, вдыхать его в нос и касаться им основания волос, даже если борода редкая. 41. Обтирать руки нужно до запястий, поскольку при упоминании о руках без дополнительных разъяснений имеются в виду только кисти рук. Если бы была необходимость обтирать руки до предплечий, то Аллах разъяснил бы это, как это сделано при описании порядка совершения омовения. 42. Очищение песком избавляет человека от малого и большого осквернения и даже замещает удаление нечистот с тела, потому что Аллах позволил очищаться песком вместо очищения водой в самом широком смысле и не упомянул дополнительных условий. Тем не менее, большинство богословов считало, что удаление нечистот с тела нельзя возместить очищением песком, потому что в кораническом аяте речь идет только о разных формах осквернения. 43. При очищении песком от большого и малого осквернения необходимо обтирать одни и те же участки тела, то есть только лицо и кисти рук. 44. Для очищения от обеих форм осквернения достаточно один раз очиститься песком с соответствующим намерением, поскольку обсуждаемый нами аят имеет общий смысл. 45. Обтирать лицо и руки разрешается руками или каким-нибудь предметом. Аллах приказал обтирать эти части тела и не упомянул то, чем их следует обтирать. Следовательно, обтирание их любым способом будет засчитано. 46. Как и во время омовения, при очищении песком обязательно соблюдать последовательность, потому что Аллах упомянул обтирание лица перед обтиранием рук. 47. Всевышний Аллах не сделал ниспосланные законы тяжелыми и обременительными для нас. Напротив, Он смилостивился над Своими рабами и пожелал очистить их и довести до конца Свою милость к ним. 48. Материальное очищение водой и песком дополняет духовное очищение посредством признания единства Аллаха и искреннего покаяния. 49. Очищение песком не приносит чистоты, которую можно ощутить или увидеть глазами. Это очищение является духовным, и суть его заключается в том, что человек выполняет приказ Всевышнего Аллаха. 50. Рабу следует размышлять над мудростями и таинствами законов Аллаха, связанных с ритуальным очищением и остальными предписаниями, поскольку благодаря этому он приумножит свои познания, научится лучше благодарить Аллаха и сильнее возлюбит Его за то, что Он установил законы, позволяющие рабам достичь больших высот.]]
ибн Касир

Многие учёные из числа праведных предков сказали, что слово Аллаха: ( إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ ) Когда вы встаете на молитву – когда вы намереваетесь совершить её. Другие комментаторы сказали: «Т.е. когда вы встаёте после сна на молитву». Оба смысла близки по значению. Третьи сказали, что смысл более общий. Аят повелевает совершить омовение перед молитвой, но на самом деле, совершать омовение обязательно осквернённому человеку, а человеку с омовением совершить его повторно для совершения молитвы – рекомендуемо. Есть мнение, что омовение для каждой молитвы было обязательным в начале распространения Ислама.

Имам Ахмад сообщает со слов Бурайды ибн Сулеймана, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал омовение перед каждой молитвой, а в день взятия Мекки он совершил омовение, протёр чулки и совершил все молитвы с одним омовением. Умар сказал ему: «О, посланник Аллаха, ты сделал то, что не совершал ранее». Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «إني عمدا فعلته يا عمر»«Я преднамеренно сделал так, о, Умар». (Этот хадис также передал Муслим и другие знатоки хадисов. Ат-Тирмизи сказал, что это хороший, достоверный хадис.)

Ибн Джарир сообщает, что аль-Фадль ибн аль-Мубашшир сказал: «Я видел, что Джабир ибн Абдулла совершал (пять) молитв с одним омовением. Если же он справлял большую или малую нужду, он совершал омовение и протирал остатками воды чулки. Я спросил у него: «Ты делаешь всё это, основываясь на своём мнении?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха делал это, и тоже делаю это, как это делал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) \l "[Ат-Табари (11318), ибн Маджах (511).].»

Имам Ахмад сообщает, что у Убайдуллы ибн Абдуллы ибн Умар спросили: «Видел ли ты, что Абдулла ибн Умар совершал омовение для каждой молитвы, был он чистым или осквернённым? И почему он так делал?» Тот ответил, что ему рассказала Асма бинт Зайд ибн Хаттаб, что Абдулла ибн Ханзала ибн аль-Гасиль сказал ей: «Поистине, посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было приказано совершать омовение на каждую молитвы, будь он осквернённым или чистым. Когда это стало затруднительным для него, пришло повеление чистить перед каждой молитвой зубы сиваком, а совершение омовения для каждой молитвы было отменно, кроме случаев осквернения. Но Абдулла ибн Умар считал, что в силах совершать омовение для каждой молитвы, и он делал так вплоть до своей смерти». (Этот хадис рассказал Абу Дауд. Иснад хадиса достоверный\l "[Аль-Муснад (5/225), Абу Дауд (48),]. То, что ибн Умар совершал, омовение для каждой молитвы доказывает то, что это рекомендуемое действие, как это принято у большинства учёных.)

Абу Дауд сообщает со слов ибн Аббаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл после оправки нужды, и ему принесли еду и спросили: «Принести ли воду для омовения?», на что он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: إنَّمَا أُمِرْتُ بِالْوُضُوءِ إِذَا قُمْتُ إِلَى الصَّلَاة» «Я получил повеление совершать омовение если встаю на молитву». (Этот хадис также передали: ат-Тирмизи и ан-Насаи. Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис хороший.)

Муслим сообщает, что ибн Аббас сказал: «Однажды мы были у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.. Он пошёл для оправки нужды, а затем вернулся, и ему принесли еду и спросили: «Разве ты не будешь совершать омовение?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «لِمَ؟ أَأُصَلِي فَأَتَوَضَّأ» «Зачем? Разве я собираюсь молиться, чтобы для этого совершать омовение». Слово Аллаха: ( فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ ) То умойте ваши лица, Группа учёных приводит слово Аллаха: ( إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ ) Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица – в качестве доказательства на обязательность намерения при омовении, ибо здесь подразумевается скрытое местоимение: ( إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ ) «Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица, для неё». Например, можно сказать: «Если увидишь повелителя, встань».

В двух Сахихах приводится хадис: «الْأَعْمَالُ بِالنِّــيَّاتِ وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِىءٍ مَا نَوَى» «Деяния по намерениям, и каждому человеку то, что он вознамерился\l "[Известный хадис от Умара ибн аль-Хаттаба. ]». Перед совершением омовения желательно поминание имени Аллаха, на эту тему приводится хадис с хорошим иснадом от группы сподвижников, что посланник Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует) сказал: «لَا وُضوءَ لِمَنْ لَمْ يَذْكُرِ اسْمَ اللهِ عَلَيْه» «Нет омовения у того, кто не помянул имя Аллаха перед ним\l "[Ахмад, Абу Дауд и ибн Маджах от Абу Хурайры.]». Также рекомендуется помыть руки перед тем, как опустить их в сосуд с водой, и настоятельно рекомендуется делать это после сна.

В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِذَا اسْتَيْقَظَ أَحَدُكُمْ مِنْ نَوْمِهِ فَلَا يُدْخِلْ يَدَهُ فِي الْإِنَاءِ قَبْلَ أَنْ يَغْسِلَهَا ثَلَاثًا، فَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَا يَدْرِي أَيْنَ بَاتَتْ يَدُه» «Если один из вас проснётся, то пусть не опускает свои руки в сосуд, не помыв их трижды. Ведь никто из вас не знает, где была его рука во время сна». Границами лица у учёных принято считать то, что между волосами головы, не беря в расчёт лысину до кончика двух бород (бороды и усов), а также от одного ухадо другого. Совершающему омовение человеку желательно перебирать бороду при омовении, если она густая.

Имам Ахмад сообщает, что Шакик сказал: «Я видел, как Усман совершал омовение (тут он упомянул хадис) и он при этом перебирал (пальцами) бороду, когда мыл своё лицо. Затем он сказал: «Я видел, что посланник Аллаха делал так, как вы видите, делаю это я». (Этот хадис также передал ат-Тирмизи и ибн Маджах, ат-Тирмизи сказал, что это достоверный хадис, хороший, по мнению аль-Бухари\l "[Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана, да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывал, что ‘Усман велел принести ему воды для совершения омовения. Затем он, трижды помыл кисти рук, затем прополоскал рот и нос и высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл правую руку до локтя и то же самое сделал с левой рукой, затем [мокрыми руками] обтер голову, затем трижды помыл правую ногу до щиколотки и то же самое сделал с левой ногой, после чего сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал: “Если человек совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух рак‘атов, в которой не станет беседовать с самим собой, то Аллах простит ему совершенные ранее грехи». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.].) Также приводятся хадисы, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время омовения полоскал рот и нос. Имамы разошлись во мнениях: является ли это обязанностью во время малого и большого омовения, как, например, считает имам Ахмад, или же это рекомендуемое действие, как это принято в мазхабах аш-Шафии и Малика. Имам Ахмад передаёт от ибн Аббаса, что он, совершая омовение, помыл лицо, затем взял пригоршню воды и прополоскал ею рот и нос, затем он взял пригоршню воды и помыл ею правую руку, затем он взял пригоршню и помыл ею левую руку. Затем он соединил руки и помыл ими лицо, а потом он взял пригоршню и побрызгал воду на правую ногу и помыл её, потом он взял пригоршню и побрызгал воду на левую ногу и помыл её. После чего он сказал: «Я видел, что посланник Аллаха совершал омовение таким образом».

Слово Аллаха: ( وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ ) И ваши руки до локтей – локти включительно. Как сказал Всевышний Аллах: ( وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَهُمْ إِلَى أَمْوَالِكُمْ إِنَّهُ كَانَ حُوباً كَبِيراً ) И не ешьте их имущество в дополнение к вашему. (4:2) .Человеку, совершающему омовение рекомендуется начинать мыть предплечья и заканчивать локтями включительно, аль-Бухари и Муслим сообщают хадис со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِنَّ أُمَّتِي يُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ غُرًّا مُحَجَّلِينَ مِنْ آثَارِ الْوُضُوءِ، فَمَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يُطِيلَ غُرَّتَهُ فَلْيَفْعَل» «Поистине, в День воскресения к (членам) моей общины будут обращаться (называя их) «гурран мухаджжалина\l "[То есть: отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах. ]» из-за следов омовения\l "[Имеется в виду, что эти места будут сиять.], так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это\l "[В тексте Аль-Бухари (1/229): «Пусть наберёт в нос воды».]».

В Сахихе Муслима Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как мой любимейший друг,\l "[“Халиль” - так Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, называет пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. ] да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «تَبْلُغُ الْحِلْيَةُ مِنَ الْمُؤْمِنِ حَيْثُ يَبْلُغُ الْوَضُوء» “(В раю) украшения верующего (покроют собой), те места, которые он омывал.”\l "[Иначе говоря, по своей величине эти украшения будут соответствовать площади тех участков тела, которые верующий омывал при совершении частичного омовения /вуду/ перед молитвами и в иных случаях.] Слово Аллаха: ( وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ ) Оботрите ваши головы. Учёные разошлись во мнениях по поводу предлога بِ(с) в этом аяте. Идёт ли речь о всей верхней части головы или же лишь о части? В двух Сахихах приводится хадис Амра ибн Яхьи аль-Мазини, что как-то раз один человек спросил ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен им Аллах: «Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» ‘Абдуллах бин Зайд сказал: «Да», и велел принести воды, (а когда её принесли) он слил воду себе на руки и дважды вымыл их, потом трижды прополоскал рот и промыл нос, потом трижды омыл лицо, потом дважды омыл руки до локтей, потом протёр руками голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно, а потом омыл ноги.

В хадисе от Абду Хайра об омовении посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится также. В варианте Абу Дауда от Муавии и аль-Микдада ибн Ма’да об омовении посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) говорится также. В этих хадисах доказательство того, что предписано протирать большую часть головы, как это принято в мазхабах имама Ахмада и имама Малика, не смотря на слова тех, кто говорит, что здесь Коран не уточнил разъяснение. Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана, да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывал, что ‘Усман велел принести ему воды для совершения омовения. Затем он трижды помыл кисти рук, затем прополоскал рот и нос и высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл правую руку до локтя и то же самое сделал с левой рукой, затем (мокрыми руками) обтер голову, затем трижды помыл правую ногу до щиколотки и то же самое сделал с левой ногой, после чего сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал: «مَنْ تَوَضَّأَ نَحْوَ وُضُوئِي هَذَا، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ لَا يُحَدِّثُ فِيهِمَا نَفْسَهُ، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِه» “Если человек совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух рак‘атов, в которой не станет беседовать с самим собой, то Аллах простит ему совершенные ранее грехи». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

В Сунан Абу Дауда в хадисе об омовении от Усмана ибн Аффана говорится, что он протёр голову один раз. Также приводится в повествовании Абду Хайра. Слово Аллаха: ( وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ ) И ваши ноги до щиколоток. Ибн Абу Хатим сообщает, что ибн Аббас сказал, что этот аят говорит о мытье ног. Также считали: Абдулла ибн Масуд, Урва, Ата, Муджахид и другие комментаторы. Этот аят буквально говорит о мытье ног, как об этом сказали некоторые учёные из числа салафов. Некоторые приводят этот аят в качестве довода на обязательность последовательного порядка при омовении. Это мнение большинства учёных, кроме Абу Ханифы, который не считал обязательным последовательный порядок. По его мнению, если помыть ноги, а затем протереть голову, омовение будет действительным, так как аят повелевает лишь помыть эти части тела, а союз و не указывает на последовательность. Другие же считают, что соединительные союзы ف и و указывают на последовательность при омовении. Мы уже упоминали хадисы от двух повелителей правоверных – Усмана и Али, от ибн Аббаса, Муавии, Абдуллы ибн Зайда ибн Аасыма и аль-Микдада ибн Маида Йакраба о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мыл свои ноги во время омовения один раз, дважды или трижды, в зависимости от вариантов повествований. В хадисе от Амра ибн Шуайба, переданного от его отца, и от его деда говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) при совершении омовения помыл ноги и при этом сказал: «Только с таким омовением Аллах принимает молитвы».

В двух Сахихах приводится хадис от Абдуллы ибн Амра, в котором он сообщает: «Вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы вернулись из Мекки в Медину. Но когда еще были в дороге, некоторые люди поторопились приступить к предвечерней молитве и поспешно совершили омовение и когда мы подошли к ним, их пятки сверкали (сухой кожей), потому что их не коснулась вода и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнес: «أَسْبِغُوا الْوُضُوءَ وَيْلٌ لِلْأَعْقَابِ مِنَ النَّار» "Горе пяткам от Огня! Малое омовение исполняйте в совершенстве!"» Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благослове­ние Аллаха, увидев мужчину, не помывшего свои пятки, сказал: «وَيْلٌ لِلْأَعْقَابِ مِنَ النَّار» "Горе пяткам от Огня!" Передают от Салима, подопечного Шаддада, сказавшего: "Я зашел к Аише, супруге Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в день когда скончался Сад Ибн Абу Ваккас. Вошел Абдуррахман Ибн Абу Бакр и совершил у нее малое омовение, а она сказала: "Абдуррахман, соверши малое омовение полностью, потому что я слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнес: "Горе пяткам от Огня!". (Подобный хадис был передан аль-Байхаки и аль-Хакимом с достоверным иснадом.)

Передают от Джабира: "Мне сообщил Умар Ибн Аль-Хаттаб, что муж­чина, совершив малое омовение, оставил (сухим) участок (кожи размером) в ноготь на своей ступне, который увидел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «ارْجِعْ فَأَحْسِنْ وُضُوءَك»"Вернись и исполни свое малое омовение в совершенстве". И тот вернулся, а помолился после". Имам Ахмад сообщает со слов Халида ибн Маадана, а тот от некоторых жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что посланник Аллаха видел, как некий человек молился, а у него на пятке оставалось сухое пятно размером с дирхам. Посланник Аллаха велел ему заново совершить омовение. Этот хадис также рассказал Абу Дауд с дополнением: «И молитву». (Хадис имеет достоверный иснад. Аллах знает лучше.)

В хадисе Хумрана говорится, что Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), совершая омовение перебирал пальцы. Передают со слов Лакита ибн Сабарах, что он сказал: «О, посланник Аллаха, сообщи мне об омовении». Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «أَسْبِغِ الْوُضُوءَ، وَخَلِّلْ بَيْنَ الْأَصَابِعِ، وَبَالِغْ فِي الِاسْتِنْشَاقِ إِلَّا أَنْ تَكُونَ صَائِمًا» «Доводи до совершенства омовение. Перебирай между пальцами, прополаскивай, как следует, рот, если только ты не постишься». Имам Ахмад сообщает со слов Ауса ибн Абу Ауса, что он сказал: «Я видел, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил омовение и протёр свои сандалии, а затем встал на молитву».

Абу Дауд сообщает, что Аус ибн Аус сказал: «Я видел, что посланник Аллаха пошёл к помойке, помочился. Затем совершил омовение и при этом протёр свои сандалии и ноги». Имам Ахмад передаёт, что Джарир ибн Абдулла аль-Баджали рассказывал: «Я принял Ислам после того, как была ниспослана сура «Трапеза», и я видел, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал протирание, уже после этого как я принял Ислам».

В двух Сахихах приводится хадис, в котором сообщается, со слов Хаммама, сказавшего: "Джарир помочился, а после совершил малое омовение, (совершая которое он) протер свои кожаные носки. Кто-то сказал: "Ты это делаешь?!" И он ответил: "Да. Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помочился, а после, совершая малое омовение, протер свои кожаные носки".Аль-Амаш сказал: "Ибрахим сказал: "Они по-доброму удивлялись этому хадису, потому что вступление Джарира в Ислам произошло после изведения "Трапезы". (Это текст варианта Муслима.) Доподлинно известно от посланника Аллаха о законности протирания чулков. Это известно как с его слов, так же из его поступков.

Слово Аллаха: ( وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَآءَ أَحَدٌ مِّنْكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لَـمَسْتُمُ النِّسَآءَ فَلَمْ تَجِدُواْ مَآءً فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْمِّنْهُ ) Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки – обо всём этом уже приводилось разъяснение в суре «Женщины», и поэтому нет нужды повторять его и растягивать тему. Мы также упомянули причину ниспослания аята об обтирании песком (4:43). Однако аль-Бухари приводит хадис, посвящённый именно этому аяту (5:6) от Аиши. В частности она сказала: «(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступили в путь, и достигли уже Байды (или: Зат аль-Джайша), у меня порвалась (нить) ожерелья. (Узнав об этом) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. (В этих местах) не было воды, и (некоторые участники похода) пришли к Абу Бакру ас-Сиддик и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (всех остальных) людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!” (Услышав это) Абу Бакр пришёл (ко мне), когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, положивший голову мне на ногу, уже заснул. Он воскликнул: “Ты задержала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (других) людей, не имеющих воды там, где её нет!» ( ‘Аиша) сказала: «И Абу Бакр принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покоилась у меня на ноге. А когда наутро посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и (оказалось, что ни у кого) не было воды, Аллах ниспослал айат об очищении песком: ( يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ ) О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица». после чего люди совершили такое очищение. Что же касается Усайда бин Худайра, то он воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение (ниспосланное) вам!”» (‘Аиша) сказала: «А потом мы подняли верблюда, на котором я ехала, и нашли ожерелье под ним\l "[Аль-Бухари 334. ]».

Слово Аллаха: ( مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ ) Аллах не хочет создавать для вас трудности – т.е. именно поэтому Он облегчил для вас, и не сделал это затруднительным. Более того, он дозволил вам очищение песком (таяммум) при болезни, при отсутствии воды, как проявление милости для вас. Для тех, кому становится дозволенным очищение песком, он заменяет воду, кроме некоторых случаев, которые подробно описаны в книге «аль-Ахкам аль-Кабир». Слово Аллаха: ( وَلَـكِن يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ) А хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны – за Его милость вам в том, что Он узаконил для вас облегчение. В Сунне приводятся хадисы, побуждающие к возведению мольбы по завершению омовения, и обещают им то, что они будут в числе очищенных рабов, о которых говорится в этом аяте. Так имам Ахмад, Муслим и другие знатоки Сунны приводят хадис от Укбы ибн Амира, в котором он сообщил: «Однажды пришла моя очередь пасти верблюдов, и я пошёл за своим ужином, как застал посланника Аллаха, рассказывающего что-то людям. Я успел услышать, что он сказал: «مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَتَوَضَّأُ فَيُحْسِنُ وُضُوءهُ، ثُمَّ يَقُومُ فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ مُقْبلًا عَلَيْهِمَا بِقَلْبِهِ وَوَجْهِهِ، إِلَّا وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّة» «Любому мусульманину, совершившему омовение наилучшим образом, а затем совершившему молитву в два ракааата, повернувшись к ней сердцем и ликом, станет обязательным (вход в) рай». Я воскликнул: «Что может быть лучше этого!» И тут кто-то сказал: «А то, что до этого лучше него». Я обернулся и увидел Умара. Он сказал: «Я заметил, что ты только что пришёл». И пророк ,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ يَتَوَضَّأُ فَيُبْلِغُ أَوْفَيُسْبِغُ الْوُضُوءَ، يَقُولُ: أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، إِلَّا فُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ الثَّمَانِيَةِ، يَدْخُلُ مِنْ أَيِّهَا شَاء» «Кто из вас совершит омовение, доводя его до совершенства, а затем скажет: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад Его раб и посланник» пред тем откроются (все) восемь ворот рая, и он войдёт в него из той, двери, из которой пожелает». (Текст приводится у Муслима.)

Абу Хурайра сообщает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِذَا تَوَضَّأَ الْعَبْدُ الْمُسْلِمُ أَوِ الْمُؤْمِنُ فَغَسَلَ وَجْهَهُ، خَرَجَ مِنْ وَجْهِهِ، كُلُّ خَطِيئَةٍ نَظَرَ إِلَيْهَا بِعَيْنَيْهِ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ، فَإِذَا غَسَلَ يَدَيهِ خَرَجَمِنْ يَدَيْهِ كُلُّ خَطِيئَةٍ بَطَشَتْهَا يَدَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ، فَإِذَا غَسَلَ رِجْلَيْهِ خَرَجَتْ كُلُّ خَطِيئةٍ مَشَتْهَا رِجْلَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ،حَتَّى يَخْرُجَ نَقِيًّا مِنَ الذُّنُوب» Когда раб (Аллаха), исповедующий Ислам (или: ...верующий раб) совершает омовение и омывает своё лицо, лицо его вместе с водой (или: ...вместе с последней каплей воды) покидает всё греховное, на что он смотрел своими глазами, когда он омывает свои руки, то руки его вместе с водой (или: ...вместе с последней каплей воды) покидает всё греховное, что он совершил ими, когда он омывает свои ноги, ноги его вместе с водой (или: ...вместе с последней каплей воды) покидают всё греховное, к чему он направлялся (ступая) ими (так продолжается) до тех пор, пока не выходит он свободным от грехов. (Этот хадис передал Муслим)

Муслим также передаёт со слов Абу Муссы аль-Аш’ари, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «الطُّهُور شَطْرُ الْإِيمَانِ، وَالْحَمْدُ للهِ تَمْلَأُ الْمِيزَانَ، وَسُبْحَانَ اللهِ وَاللهُ أَكْبَرُ تَمْلَأُ مَا بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ، وَالصَّوْمُ جُنَّةٌ، وَالصَّبْرُ ضِيَاءٌ، وَالصدَقَةُ بُرْهَانٌ، وَالقُرْآنُ حُجَّةٌ لَكَ أَوْ عَلَيْكَ، كُلُّ النَّاسِ يَغْدُو، فَبَائِعٌ نَفْسَهُ فَمُعْتِقُهَا أَوْ مُوبِقُهَا» Очищение - половина веры,\l "[В данном случае под “верой” подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за молитву, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна. ] (слова) “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой Весы,(слова) “Слава Аллаху и хвала Аллаху” /Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, Пост/саувм/- сад (рай), милостыня /садака/ - доказательство, терпение - сияние, а Коран - аргумент за тебя или против тебя.\l "[В зависимости от того, будет ли человек следовать велениям Аллаха, которые заключает в себе Коран.] Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит.\l "[В Коране сказано: - Поистине, Аллах купил у верующих их души и их богатства, (пообещав) им (взамен) рай… (“Покаяние”, 111)] (Муслим) Муслим также передаёт со слов Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «لَا يَقْبَلُ اللهُ صَدَقَةً مِنْ غُلُولٍ، وَلَا صَلَاةً بِغَيْرِ طُهُور» «Поистине, Аллах не принимает подаяния из украденных трофеев, и молитву без очищения».(Этот хадис рассказал Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Маджах.)

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик