Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Хашр (Сбор), 2-й аят из 24

Информация
Подробная информация об аяте 59:2 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
هُوَ الَّذِي أَخْرَجَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مِن دِيَارِهِمْ لِأَوَّلِ الْحَشْرِ مَا ظَنَنتُمْ أَن يَخْرُجُوا وَظَنُّوا أَنَّهُم مَّانِعَتُهُمْ حُصُونُهُم مِّنَ اللَّهِ فَأَتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ حَيْثُ لَمْ يَحْتَسِبُوا وَقَذَفَ فِي قُلُوبِهِمُ الرُّعْبَ يُخْرِبُونَ بُيُوتَهُم بِأَيْدِيهِمْ وَأَيْدِي الْمُؤْمِنِينَ فَاعْتَبِرُوا يَا أُولِي الْأَبْصَارِ
Транслит
Huwa Al-Ladhī 'Akhraja Al-Ladhīna Kafarū Min 'Ahli Al-Kitābi Min Diyārihim Li'wwali Al-Ĥashri  ۚ  Mā Žanantum 'An Yakhrujū  ۖ  Wa Žannū 'Annahum Māni`atuhum Ĥuşūnuhum Mina Al-Lahi Fa'atāhumu Al-Lahu Min Ĥaythu Lam Yaĥtasibū  ۖ  Wa Qadhafa Fī Qulūbihimu Ar-Ru`ba  ۚ  Yukhribūna Buyūtahum Bi'aydīhim Wa 'Aydī Al-Mu'uminīna Fā`tabirū Yā 'Ū Al-'Abşāri
Эльмир Кулиев
Он — Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания из их жилищ при первом сборе. Вы не полагали, что они уйдут. Они же думали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали, и бросил в их сердца страх. Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих. Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением!
Абу Адель
Он [Аллах] – Тот, Который вывел тех, которые стали неверующими (в то, что Мухаммад является посланником Аллаха), из (числа) людей Писания (а именно иудеев из племени бану ан-Надыр), из их жилищ (которые находились в окрестностях Медины и были по соседству с жилищами верующих) при первом сборе. [Это было первым изгнанием их из Аравийского полуострова на Ближний Восток]. Вы (о, верующие) не думали, что они [те иудеи] выйдут (из своих жилищ) (с таким позором и унижением). А они [иудеи] (сами) думали, что их защитят их крепости от Аллаха (и что никто не победит их). И Аллах пришел к ним [к тем иудеям] (со Своим наказанием) оттуда, откуда они и не рассчитывали, и вверг в их сердца (сильный) страх. (И вот) они разрушают свои дома своими руками (чтобы они не достались верующим) и руками верующих. Назидайтесь же, о, проницательные [те, кто правильно видит и понимает события] (что произошло с ними)!
Толкование ас-Саади
Он - Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания из их жилищ при первом сборе. Вы не думали, что они уйдут. Они же полагали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали, и бросил в их сердца страх. Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих. Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением! [[Он даровал победу Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, над неверующими людьми Писания и изгнал племя Надыр из облюбованных ими жилищ и мест за их вероломство и измену. Иудеи собрались и покинули Медину, но это было лишь первым сбором и изгнанием из тех, что им предстояло пережить при жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Кораническое откровение указывало на то, что и в будущем иудеев ожидали сборы и изгнания. И это предсказание сбылось, когда сначала Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, изгнал иудеев из Хейбара, а затем Умар б. аль-Хаттаб велел оставшимся иудеям покинуть земли этого поселения. О мусульмане! Вы даже не предполагали, что они уйдут из родных домов, потому что иудейские поселения были хорошо укреплены и неприступны, да и сами иудеи за крепостными стенами были довольно сильны. Они надеялись, что крепости защитят их от Аллаха, и полагались на собственную мощь. Они были обольщены собой и считали, что никто не сможет одолеть их. Но Аллах всемогущ и способен одолеть любое воинство. Ни крепости, ни башни не способны защитить людей от Него. В такой борьбе ни мощь, ни оборона не могут принести никакой пользы. Всевышний Аллах настиг их оттуда, откуда они и не ожидали, и поселил в их сердцах страх. Страх и ужас - это величайшее оружие Аллаха, которое нельзя одолеть ни числом, ни умением, ни мощью, ни силой. Иудеи предполагали, что брешью в их обороне могут стать крепости, за которыми они чувствовали себя спокойно. Всякий же, кто полагается на что-либо, помимо Аллаха, непременно лишится поддержки Господа. И всякий, кто предается кому-либо, помимо Аллаха, лишь взваливает на свои плечи тяжелое бремя. Поэтому удар с небес поразил самое уязвимое место иудеев - их сердца. А ведь именно сердца являются местом, где покоятся стойкость и терпение, упадок духа и слабость. И вот развеялись мощь и сила иудеев, а их место заняли слабость, отчаяние и трусость, от которых они уже не могли избавиться. Именно это стало причиной их поражения. Иудеи сами разрушали свои дома и подстрекали к этому верующих. Они поступали так, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил им взять с собой лишь то, что смогут унести верблюды. Тогда они решили поломать крыши своих домов, которые некогда берегли и которыми любовались, и стали подстрекать верующих к тому, чтобы они тоже разрушали их дома и крепости. Они сами были виноваты в своем несчастии и вредили только самим себе. В этом назидание для всех, кто обладает проницательным умом и здравым рассудком. Описанное выше событие наглядно свидетельствует о том, как Аллах поступает с противниками истины и рабами низменных страстей. Могущество не принесло пользы иудеям, а укрепления не сумели защитить их, когда Всевышний Аллах подверг их наказанию за содеянные грехи. Однако смысл этого назидания очень велик и не ограничивается конкретным случаем. Обсуждаемое нами откровение подразумевает повеление размышлять над этим назиданием, а следовательно, проводить аналогию между схожими фактами, задумываться над вытекающими из них законами и размышлять над их смыслом и мудростью. Благодаря этому совершенствуется человеческий ум, развивается сознание, усиливается вера и достигается подлинное представление о сути вещей. Затем Всевышний Аллах поведал о том, что иудеи не получили сполна должного наказания и что их страдания были облегчены.]]
Аль-Мунтахаб
Он - Тот, кто вывел тех из обладателей Писания, кто не уверовал - иудеи бану ан-Надир -, из их жилищ при первом их изгнании с Аравийского полуострова. А вы, о мусульмане, не думали, что они выйдут из своих жилищ, поскольку они были очень сильны. Они же думали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах наказал их оттуда, откуда они не ожидали, и вселил в их сердца сильный страх. Они разрушают свои дома собственными руками, чтобы они стали непригодными для жилья, и руками верующих, которые хотели уничтожить их крепости. Пусть то, что постигло "бану ан-Надир" будет назиданием для вас, о обладающие здравым разумом!
ибн Касир

Аллах сказал: ﴾ هُوَ ٱلَّذِىۤ أَخْرَجَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْ أَهْلِ ٱلْكِتَٰبِ ﴿ «Он — Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания» — т.е. иудейское племя Бану ан-Надыр. Ибн Аббас, Муджахид, Зухри и другие сказали: «Когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) переселился в Медину, он с этим племенем заключил мирный договор, согласно которому они не должны были воевать друг с другом. Однако иудеи нарушили данный договор. Тогда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) выгнал их из их крепостей, которые, как они думали, спасут их от наказания Аллаха. Но их надежды были тщетны, их укрепления не защитили их, и Аллах обрушил на них то, чего они не ожидали. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) приказал им покинуть Медину. Одна группа иудеев отправились в местечко Азриат на территории аш-Шама. Это место сбора и воскресения. Другая группа отправилась в Хайбар. Им было разрешено взять с собой то, что смогут унести их верблюды. Тогда они стали ломать остальное имущество, которое не смогли унести». Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴾ خْرِبُونَ بيُُوتَهُمْ بِأَيْدِيهِمْ وَأَيْدِى ٱلْمُؤْمِنِينَ فَٱعْتَبِرُواْ يٰأُوْلِى ٱلأَبْصَٰرِ ﴿ «Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих. Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением!» Иными словами: «Задумайтесь об участи тех, кто нарушил приказ Аллаха, воспротивился Его Посланнику и отверг Его Писание. Посмотрите, какое позорное наказание Аллаха постигло их в этой жизни и какие мучительные страдания уготованы им в жизни следующей».

Абу Дауд передал от ‘Абд ар-Рахмана ибн Малика, который сообщил, что один из сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Неверные из числа курейшитов написали ибн Убайе и другим идолопоклонникам из племени аль-Хазрадж. В то время Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) был в Медине. Это произошло до битвы при Бадре. Они написали им: ‘‘Вы предоставили убежище нашим жителям. Посему клянемся Аллахом, или вы будете сражаться с ними, или мы прогоним вас, либо мы будем сражаться с вами, пока не убьем ваших воинов и возьмем в плен ваших женщин’’». Когда это известие дошло до Абдуллы ибн Убайя и его идолопоклонников, они собрали войска, чтобы выступить против Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) встретил их следующими словами: لقد بلغ وعيد قريش منكم المبالغ ما كانت تكيدكم بأكثر مما تريد أن تكيدوا به أنفسكم، تريدون أن يقاتلوا أبناءكم وإخوانكم ‘‘Угроза курейшитов довела вас до крайности. Но курейшиты не смогут причинить вам большего вреда, чем вы причините сами себе. Неужели вы хотите сражаться со своими сынами и братьями?’’ Услышав эти слова от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), они разошлись. Об этом узнали неверные курейшиты, которые после битвы при Бадре написали иудеям: ‘‘У вас есть оружие и крепости. Вы должны сразиться с нашими жителями, иначе мы сделаем с вами то-то и то-то, и ничто не остановит нас, и мы поработим ваших женщин’’. Об этом письме стало известно Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!). Племя бану ан-Надыр решило нарушить заключенный с ним договор. Они написали Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) послание, в котором просили его выйти к ним с тридцатью своими сподвижниками, чтобы встретиться на полпути с тридцатью их священнослужителями (раввинами) под предлогом, что они хотят послушать Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), и если они поверят ему, то значит ему поверят и остальные члены племени бану ан-Надыр. На следующий день Посланник Аллаха выступил со своими людьми, окружив поселения иудеев. Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: إنكم والله لا تؤمنون عندي إلا بعهد تعاهدونني عليه ‘‘Клянусь Аллахом, вы не будете в безопасности, пока снова не заключите со мной договор’’. Но они отказались это сделать, и Пророк в тот день вступил в бой с ними. На другой день, оставив племя Бану ан-Надыр, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) выступил с отрядом против племени Курайза. Он предложил им заключить перемирие, и они согласились. Затем он вернулся к племени Бану ан-Надыр и сражался с ними до их полной капитуляции. Племя Бану ан-Надыр покинуло Медину, взяв с собой столько вещей, сколько можно было нагрузить на верблюдов. Они даже разобрали свои дома, забрав доски и двери. Пальмовые рощи, принадлежавшие племени Бану ан-Надыр, достались Посланнику Аллаха. Как сказал об этом Аллах: ﴾ وَمَآ أَفَآءَ ٱللَّهُ عَلَىٰ رَسُولِهِ مِنْهُمْ فَمَآ أَوْجَفْتُمْ عَلَيْهِ مِنْ خَيْلٍ وَلاَ رِكَابٍ ﴿ «К добыче, которую Аллах вернул Своему Посланнику, вы не скакали рысью ни на конях, ни на верблюдах» (Сура 59, аят 6). Это значит, что эта добыча досталась им без боя. Большую ее часть Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) поделил между мухаджирами, и он ничего не дал ансарам, кроме двух бедных мужчин из их числа. Часть трофеев Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) оставил на пожертвования детям своей дочери Фатимы. [«Сахих» Абу Дауд 3004]

Мы кратко опишем поход на Бану ан-Надыр, и просим помощи у Аллаха. Причина этих событий как сообщают об этом авторы «аль-Магази» и «Сиры» следующая: После трагедии у колодца Мауна, где погибло семьдесят сподвижников Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) в числе которых был ‘Амр ибн Умайя (которого взяли в плен, а потом отпустили). И вот когда он остановился отдохнуть, к нему подошли два человека из Бану ‘Амир и расположились рядом с ним в тени. С ‘амиритами у Посланника Аллаха был заключён договор о покровительстве, о котором ‘Амр ибн Умайя не знал. Когда они заснули, он напал на них и убил. Он считал, что убил их отомстив роду Бану ‘Амир за то, что они убили сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Когда ‘Амр ибн Умайя пришёл к Посланнику Аллаха и сообщил ему об этом, Посланник Аллаха сказал: «Скверно ты поступил, о ‘Амр! « لقد قتلت رجلين لأدينهما » «Ты убил двоих, из числа тех, кому я гарантировал защиту и покровительство» Бану Амир потребовали компенсацию за убийство двух своих соплеменников. Посланник Аллаха пошёл к Бану ан-Надыр с группой своих сподвижников, чтобы обратиться за помощью в сборе средств, для выплаты компенсации за убийство этих двух ‘амиритов. Дома Бану ан-Надира находились на востоке от Медины на расстояние двух миль. Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар в своей книге «Сира» сообщил: «Потом Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) отправился к Бану ан-Надир, прося у них содействия в уплате выкупа за этих двух человек из Бану Амир, убитых Амром ибн Умаййа ад-Дамри, поскольку Посланник Аллаха заключил договор об их защите». Рассказал мне об этом Йазид ибн Руман. Между Бану ан-Надир и Бану Амир был заключен договор и союз. Когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) пришел к ним, они сказали: «Мы согласны, о Абу аль-Касим! Мы поможем тебе в том, о чем ты нас просишь». Когда они остались одни, то сказали: «Этот человек больше в таком положении не будет». А Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сидел возле стены их домов. «Кто поднимется на крышу этого дома, сбросит на него камень и избавит нас от него?» (Сказали они). За это взялся один из них по имени Амр ибн Джаххаш ибн Кааб, говоря: «Я сделаю это!» Он поднялся на крышу дома, чтобы сбросить камень на Пророка, как и сказал. Пророк же (Да благословит его Аллах и приветствует!) находился в это время со своими сподвижниками, среди которых были Абу Бакр, Умар и Али, да будет доволен ими Аллах. И когда о том, что собирались сделать люди (Бану Надыр), к Пророку пришла весть с неба, он встал и отправился в Медину. Поскольку Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) долго не приходил, сподвижники стали его разыскивать. Они встретили человека, идущего из Медины, и спросили его о Пророке. Человек ответил, что он видел его входящим в Медину. Тогда сподвижники вернулись к Пророку, и он сообщил им о вероломстве, которое готовили против него иудеи. После чего Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) приказал готовиться в военный поход против них. Он также (и сам) отправился вместе с людьми и расположился (с отрядом) возле них (Бану ан-Надир). Ибн Хишам сказал: «Во главе Медины он оставил Ибн Умм Мактума. Было это в месяце Рабиа аль-Авваль. Пророк держал вокруг них блокаду в течение шести дней.

Они же укрепились в своих крепостях. Посланник Аллаха приказал вырубить пальмовую рощу и сжечь ее. Тогда иудеи обратились к нему со словами: «О Мухаммад! Ведь ты сам отвергал разрушение и осуждал того, кто совершал такие действия. Какой смысл вырубать деревья и сжигать их? » Группа людей из Бану Ауф ибн аль-Хазрадж обратилась к Бану ан-Надир, говоря: «Держитесь и укрепляйтесь, мы не выдадим вас; а если начнут воевать с вами, то мы будем воевать на вашей стороне; если вас начнут изгонять, то мы уйдем вместе с вами». Но помощи они не оказали, а стали выжидать. Тогда иудеи испугались и попросили Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), чтобы он дал им возможность уехать и чтобы он не проливал их кровь с таким условием, что они возьмут с собой столько вещей, сколько сможет поднять верблюд, но без оружия, на что он (Да благословит его Аллах и приветствует!) согласился. Иудеи взяли с собой столько вещей, сколько можно было нагрузить на верблюдов. Один из них даже сломал весь дом, чтобы унести верхнюю перекладину двери и нагрузил ее на своего верблюда. Одни из них уехали в Хайбар, а некоторые отправились в Сирию. У Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) была своя доля (из доставшейся мусульманам добычи), которую он мог использовать, как пожелает. Эту свою долю он разделил среди первых сподвижников-мухаджиров. Также он выделили кое-что оттуда двум ансарам, Сахлу ибн Хунайфе и Абу Дуджжане Симаке, которые пожаловались ему на свою бедность. Также двое человек из племени Бану ан-Надир приняли Ислам: Йамин ибн Умайр ибн Кааб ибн Амр ибн Джаххаш и Абу Саад ибн Вахб. Они приняли Ислам, боясь потери своего имущества, и таким образом сохранили его. Ибн Исхак также передает: «Мне рассказал один из членов рода Йамина, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал Йамину: « ؟ ألم ترَ ما لقيت من ابن عمك، وما هَمَّ به من شأني » «Ты ведь знаешь, чему я подвергся со стороны сына твоего дяди и что он замышлял против меня». Йамин (впоследствии) нанял за плату человека, чтобы убить Амра ибн Джаххаша и который как утверждают, убил его». Относительно Бану ан-Надир была ниспослана сура «аль-Хашр» целиком. [Ибн Хишам 3/151-153]

Слова Аллаха Всевышнего: ﴾ هُوَ ٱلَّذِىۤ أَخْرَجَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْ أَهْلِ ٱلْكِتَٰبِ ﴿ «Это Он изгнал тех из людей Писания, кто не уверовал» — т.е. племя Бану Надир. ﴾ مِن دِيَٰرِهِمْ لأَوَّلِ ٱلْحَشْرِ مَا ظَنَنتُمْ أَن يَخْرُجُواْ ﴿ «из их жилищ при первом сборе. Вы не думали, что они уйдут» — т.е. в течение шестидневной осады их неприступных крепостей. Поэтому Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, сказал: ﴾ وَظَنُّوۤاْ أَنَّهُمْ مَّانِعَتهُُمْ حُصُونهُُم مِّنَ ٱللَّهِ فَأَتَٰهُمُ ٱللَّهُ مِنْ حَيْثُ لَمْ يَحْتَسِبُواْ ﴿ «Они же думали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали» — т.е. повеление Аллаха пришло к ним оттуда, откуда они его не ожидали, как сказал Аллах в другом аяте: «Козни строили еще те, которые жили до них, но Аллах разрушил основание их строения. Крыша обрушилась на них сверху, и мучения постигли их оттуда, откуда они их не ожидали» (Сура 16, аят 26).

Слова Аллаха: ﴾ وَقَذَفَ فِى قلُُوبِهِمُ ٱلرُّعْبَ ﴿ «и бросил в их сердца страх» — т.е. Аллах вселил в их сердца страх и ужас. Как же такому не быть, когда их осадил тот (Да благословит его Аллах и приветствует!), кому Аллах давал победу, посредством того, что насылал страх на его врагов на расстоянии месяца пути от них. Слова Аллаха: ﴾ يُخْرِبُونَ بيُُوتَهُمْ بِأَيْدِيهِمْ وَأَيْدِى ٱلْمُؤْمِنِينَ ﴿ «Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих». Как разъяснил это Ибн Исхак: Иудеи разбирали свои дома, забирая с собой двери и крыши, чтобы нагрузить их на своих верблюдов.

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!