Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Бакара (Корова), 24-й аят из 286

Информация
Подробная информация об аяте 2:24 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
فَإِن لَّمْ تَفْعَلُوا وَلَن تَفْعَلُوا فَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ
Транслит
Fa'in Lam Taf`alū Wa Lan Taf`alū Fa Attaqū An-Nāra Allatī Waqūduhā An-Nāsu Wa Al-Ĥijāratu  ۖ  'U`iddat Lilkāfirīna
Эльмир Кулиев
Если же вы этого не сделаете — а ведь вы никогда этого не сделаете, — то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован для неверующих.
Абу Адель
Если же вы этого не сделаете, – а вы никогда этого не сделаете! – то, остерегайтесь же Огня (Ада), топливом которого (будут) люди и камни, (который) уготован для неверных.
Толкование ас-Саади
Если же вы этого не сделаете - а ведь вы никогда этого не сделаете, - то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован для неверующих. [[Всевышний сообщил, что Преисподняя уже уготована для неверующих. Этот и другие, похожие аяты подтверждают правдивость воззрений приверженцев Сунны и единой общины. В отличие от мутазилитов, они справедливо считают, что Рай и Ад уже существуют и были сотворены. Из этого откровения также следует, что единобожники не будут вечно пребывать в Аду, даже если они совершали тяжкие грехи, что противоречит воззрениям хариджитов и мутазилитов. Всевышний сказал, что Ад уготован для неверующих, и если бы единобожникам, которые ослушаются Аллаха, было суждено вечно пребывать там, то он не был бы уготован только для неверующих. Из этого аята также следует, что грешники заслуживают наказания только по причине совершенных ими преступлений, которыми являются неверие и всевозможные грехи. После упоминания о наказании неверующих Всевышний Аллах поведал о вознаграждении правоверных, совершающих праведные деяния. Всевышний часто поступает так в Своем писании. Он устрашает рабов наказанием и прельщает их вознаграждением, дабы они всегда испытывали страх и лелеяли добрые надежды. Всевышний сказал:]]
Аль-Мунтахаб
Если же вы не сможете принести суры, подобной суре, ниспосланной Аллахом, - а вы никогда не сможете этого сделать, потому что это не в силах человека, так как Коран - это слова Творца, то побойтесь огня, топливом для которого будут неверующие и камни статуй идолов. Этот огонь уготован неверным, которые не признают Аллаха.
ибн Касир

Если же вы этого не сделаете – а ведь вы никогда этого не сделаете, – то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим.

Аллах начинает доказывать истинность пророчества после того, как Он заявил, что нет божества кроме Него. Он обращается к неверным: وَإِن كُنتُمْ فِى رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу. – т.е. Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), فَأْتُواْ بِسُورَةٍ то приведите одну подобную суру – тому, с чем он пришёл. Если вы считаете, что это не от Аллаха, то примите вызов и сочините что-нибудь подобное, и при этом обратитесь за помощью ко всему, что пожелаете помимо Аллаха. Вы всё равно не способны сделать это.

Ибн Аббас сказал: شُهَدَآءَكُمُ своих свидетелей – ваших помощников. Ас-Судди передал, что Абу Малик сказал по поводу слова شُهَدَآءَكُمُ своих свидетелей – т.е. тех людей, которые будут помогать вам в этом. Или призовите ваши божества на помощь в этом деле. Муджахид сказал по поводу: وَادْعُواْ شُهَدَآءَكُم и призовите своих свидетелей – т.е. призовите свидетельствовать ваших красноречивых мудрецов»

Аллах бросил подобный вызов во многих местах Священного Корана. Так в суре «Рассказ» Он сказал: قُلْ فَأْتُواْ بِكِتَابٍ مِّنْ عِندِ اللَّهِ هُوَ أَهْدَى مِنْهُمَآ أَتَّبِعْهُ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ Скажи: «Если вы говорите правду, то принесите Писание от Аллаха, которое было бы более верным руководством, чем эти два Писания, и я последую за ним». (28:49). В суре «Перенесён ночью» Аллах сказал: قُل لَّئِنِ اجْتَمَعَتِ الإِنسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَن يَأْتُواْ بِمِثْلِ هَـذَا الْقُرْءَانِ لاَ يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы привести нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу». (17:88) В суре «Худ» Аллах заявил: أَمْ يَقُولُونَ افْتَرَاهُ قُلْ فَأْتُواْ بِعَشْرِ سُوَرٍ مِّثْلِهِ مُفْتَرَيَاتٍ وَادْعُواْ مَنِ اسْتَطَعْتُمْ مِّن دُونِ اللَّهِ إِن كُنتُمْ صَـادِقِينَ Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду». (11:13). В суре «Йунус» Он сказал: وَمَا كَانَ هَـذَا الْقُرْءَانُ أَن يُفْتَرَى مِن دُونِ اللَّهِ وَلَـكِن تَصْدِيقَ الَّذِى بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ الْكِتَابِ لاَ رَيْبَ فِيهِ مِن رَّبِّ الْعَالَمِينَ أَمْ يَقُولُونَ افْتَرَاهُ قُلْ فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّثْلِهِ وَادْعُواْ مَنِ اسْتَطَعْتُمْ مِّن دُونِ اللَّهِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ Этот Коран не может быть измышлен никем , кроме Аллаха. Он является подтверждением истинности того, что было ниспослано до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения. Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Приведите хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». (10:37-38) Все эти аяты Мекканские, затем Аллах повторил вызов в Мединском аяте: وَإِن كُنتُمْ فِى رَيْبٍ Если же вы сомневаетесь - вы арабы, христиане, иудеи, идолопоклоники. ( رَيْبٍ ) Райб означает сомнение مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا в том, что Мы ниспослали Нашему рабу – Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ То приведите одну подобную суру - т.е . ( создайте, сочините, измыслите…..) подобную этому Корану. Так прокомментировали этот аят: Муджахид, Катада, ибн Джарир ат-Табари, аз-Замахшири и ар-Рази. Это передают от ибн Амра, ибн Масуда, ибн Аббаса и аль-Хасана аль-Басри. Вызов Аллаха обращён ко всем: к грамотным и неграмотным. Вызов образованным и неграмотным людям, более полный, чем обращение только к тем, кто ничего не смыслит в науках. Поэтому Всевышний Аллах обращается: فَأْتُواْ بِعَشْرِ سُوَرٍ مِّثْلِهِ Принесите десять сур, подобных этим. (11:13) в то же время Аллах исключает их способность к этому: لاَ يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ Они не приведут подобное этому. (17:88) Вызов обращён к неверующим из числа арабов потому, что арабы в то время были одними из самых красноречивых наций. И не смотря на своё красноречие и огромную ненависть, и вражду к пророку и его религии, они не способны произвести что-то подобное Корану. Вот почему Аллах сказал: فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ وَلَن تَفْعَلُواْ Если же вы этого не сделаете – а ведь вы никогда этого не сделаете – полное отрицание возможности того, что они способны на это. Ещё одно кораническое чудо заключается в том, что Аллах бросает вызов без сомнения на то, что на него кто-то способен ответить. Вызов имеет, силу и по сей день, но ещё никому не удалось ответить на него, и этого не произойдёт в будущем. Как кто-то может воспроизвести что-то подобное Корану, ведь это слово Аллаха – Творца всего: Как может быть слово Творца быть подобным словам творений? Кто размышлял над Кораном, находит в нём явные и скрытые чудеса в его словах и смыслах. Всевышний Аллах сказал: الر كِتَـاب أُحْكِمَتْ ءايَـتُهُ ثُمَّ فُصِّلَتْ مِن لَّدُنْ حَكِيمٍ خَبِيرٍ Алиф. Лям. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим. (11:1) слова Корана ясно изложены, а его смыслы разъяснены. Все его слова красноречивы, и они не могут быть воспроизведены творениями. В Коране приведены сокровенные истории прошлого, воспроизведённые один в один с происшедшим. Он повелевает все виды добра, и запрещает все виды зла, как об этом сказано в Коране: وَتَمَّتْ كَلِمَةُ رَبِّكَ صِدْقاً وَعَدْلاً Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! (6:115) – т.е. правдиво об исторических событиях и справедливо в законах. Всё из него является истиной, справедливостью и верным руководством. В нём нет лжи наподобие арабских поэм или сказок, в которых содержится ложь. Поэмы не могут обходиться без лжи, в большинстве поэм подробно описываются женщины, скакуны, вино или похвалы каким-то личностям или скакунам, описываются битвы или хищники, увеселительные сцены, всё это не приносит пользы никому, кроме самого автора как демонстрацию его таланта в красноречии. В поэме можно найти несколько строк со смыслом, а остальную часть можно смело назвать пустословием. Что касается Корана, то весь он красноречив, в общем, и в деталях, по мнению всех знатоков арабского языка. Каждый размышлявший над Кораном, находит в нём плодотворность в коротких и в длинных формах, повторяются они или нет. С каждым повтором они становятся ещё плодотворнее и красивее. Коран не надоедает от повтора историй, а читающий не скучает. Если в нём приводятся увещевания и предостережения, то от них содрогаются горы и неприступные вершины, и тем более внемлющие сердца. Обещания в нём оборачивают к себе сердца и слух, и люди стремятся в обитель мира по соседству с Троном Милостивого. Например, Коран обещает: فَلاَ تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّآ أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَآءً بِمَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали. (32:17), а также: وَفِيهَا مَا تَشْتَهِيهِ الاٌّنْفُسُ وَتَلَذُّ الاٌّعْيُنُ وَأَنتُمْ فِيهَا خَـلِدُونَ Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно. (43:71) Коран также и увещевает и предупреждает: أَفَأَمِنتُمْ أَن يَخْسِفَ بِكُمْ جَانِبَ الْبَرِّ Неужели вы не опасаетесь того, что Он может заставить часть суши. (17:68) أَءَمِنتُمْ مَّن فِى السَّمَآءِ أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الاٌّرْضَ فَإِذَا هِىَ تَمُورُ أَمْ أَمِنتُمْ مِّن فِى السَّمَآءِ أَن يُرْسِلَ عَلَيْكُمْ حَاصِباً فَسَتَعْلَمُونَ كَيْفَ نَذِيرِ Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется. Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение! (67:16-17) На тему угрозы Аллах говорит: فَكُلاًّ أَخَذْنَا بِذَنبِهِ Каждого Мы схватили за его грех. (29:40) Коран уведомляет в мягкой форме: أَفَرَأَيْتَ إِن مَّتَّعْنَاهُمْ سِنِينَ ثُمَّ جَآءَهُم مَّا كَانُواْ يُوعَدُونَ مَآ أَغْنَى عَنْهُمْ مَّا كَانُواْ يُمَتَّعُونَ Знаешь ли ты, что если Мы позволим им пользоваться благами многие годы, после чего к ним явится то, что им было обещано. (26:205-206) Есть много других примеров красноречия, красоты и плодотворности Корана в аятах с законами, повелениями или запретами. Повеления содержат побуждение к благому и полезному, запреты остерегают от всего мерзкого низкого и грязного.

Ибн Масуд и другие праведные предки сказали: «Если ты услышишь, что Аллах говорит: يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ « О, вы, которые уверовали...» - обрати свой слух, это повеление к благому или запрет мерзкого.

Поэтому Аллах Всевышний говорит: يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنْكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَـاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبائِثَ وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالاٌّغْلَالَ الَّتِى كَانَتْ عَلَيْهِمْ Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. (7:157) В аятах упоминаются увещевания об ужасах, описываются рай и ад, а также то, что Аллах уготовил для Своих врагов и друзей из блаженств и благ или мучительных наказаний. Они приносят благую весть и предостерегают, увещевают и призывают к совершению благодеяний и отказу от запретов. Они побуждают нас отвергать мирское и стремиться к миру иному. Они укрепляют нас на верном пути и ведут нас к прямой дороге Аллаха, они отчищают сердца от скверны проклятого сатаны.

В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «مَا مِنْ نَبِيَ مِنَ الْأَنْبِيَاءِ إِلَّا قَدْ أُعْطِيَ مِنَ الآيَاتِ مَا آمَنَ عَلَى مِثْلِهِ الْبَشَرُ، وَإنَّمَا كَانَ الَّذِي أُوتِيتُه وَحْيًا أَوْحَاهُ اللهُ إِلَيَّ فَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَكْثَرَهُمْ تَابِعًا يَوْمَ الْقِيَامَة» «Каждому из пророков были дарованы чудеса, посредством которых люди приходили к вере. Мне же было даровано откровение от Аллаха, и я надеюсь, что у меня будет большинство последователей в Судный день [[ Шарх ас-Сунна 13/195, аль-Бухари 6/224]]» Рассказал Муслим. Мне же было даровано откровение от Аллаха – т.е. отличие от остальных пророк было чудо Корана, который люди неспособны воспроизвести, в отличие от других божественных писаний. Они по мнению большинства учёных не являлись чудом. Аллах знает лучше. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) получал поддержку несчётными знамениями, указывающими на его пророчество. Хвала Аллаху за это.

Всевышний Аллах сказал: فَاتَّقُواْ النَّارَ الَّتِى وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим. Растопка (الوقود) обычно бывает в виде дров или других горючих материалов для растопки и подпитки огня. Аллах сказал: وَأَمَّا الْقَـاسِطُونَ فَكَانُواْ لِجَهَنَّمَ حَطَباً Уклонившиеся же будут дровами для Геенны. (72:15) а также сказал: إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمْ لَهَا وَارِدُونَ لَوْ كَانَ هَـؤُلاءِ ءَالِهَةً مَّا وَرَدُوهَا وَكُلٌّ فِيهَا خَـلِدُونَ Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете. Если бы они были богами, то не вошли бы туда. Но все они останутся там навечно. (21:98-99) Камни, упомянутые в аяте, являются гигантскими чёрнымисерными смрадными валунами. Эти камни не сравнимы ни с чем по жаре,если их нагреть, да упасёт нас Аллах от них. Есть мнение, что речь идёт об истуканах и идолах, которым поклонялись помимо Аллаха. Об этом Аллах сказал: إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны.

Аллах заявляет: أُعِدَّتْ لِلْكَـفِرِينَ Он уготован неверующим. (2:23-24) Наиболее очевидно, что местоимение «هي» относится к огню, растопкой которого будут люди и камни. Возможно, местоимение относится здесь к камням. Нет никакого противоречия между этими двумя оборотами, так как они взаимосвязаны. Он или они уготованы для тех, кто не уверовал в Аллаха и Его посланника. Ибн Исхак передаёт, что ибн Аббас сказал: «Он уготован неверующим – т.е. подобным вам в неверии». Многие имамы приверженцев Сунны считают этот аят доводом на то, что ад существует уже сейчас. Об этом свидетельствует множество хадисов, например посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «تَحَاجَّتِ الْجَنَّةُ وَالنَّار» «Рай и ад препирались». Или в другом хадисе: «اسْتَأْذَنَتِ النَّارُ رَبَّهَا فَقَالَتْ: رَبِّ أَكَلَ بَعضِي بَعْضًا فَأذِنَ لَهَا بِنَفَسَيْنِ: نَفَسٍ فِي الشِّتَاءِ وَنَفَسٍ فِي الصَّيْف «Ад попросил разрешения у Господа: «Мои части съели друг друга, поэтому позволь мне выдыхать дважды: один раз зимой, другой – летом». В другом хадисе ибн Масуд спросил у пророка: «Что это?», на что пророк мир ему и благословение Аллаха ответил: هَذَا حَجَرٌ أُلْقِيَ بِهِ مِنْ شَفِيرِ جَهَنَّمَ مُنْذُ سَبْعِينَ سَنَةً، الْآنَ وَصَلَ إِلى قَعْرِهَا «Камень, который бросили семьдесят лет назад с обрыва ада, долетел до его дна». Этот хадис передал Муслим. Существует много хадисов в степени Мутаватир (переданные различными рассказчиками через разные цепочки) на это тему, такие как хадис о молитве при затмении или хадис о перенесении ночью. Мутазилиты по своему невежеству отвергают это, с ними согласился Мунзир ибн Саид – судья Андалусии. Аллах сказал: (فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ) то сочините одну подобную суру (2:23), а также в суре Йунус: بِسُورَةٍ مِّثْلِهِ Сочините хотя бы одну суру. (10:38). Здесь имеется в виду любая сура из Корана, длинная или короткая. Все фундаментальные учёные единогласны, что невозможно воспроизвести короткую или длинную суру. Я не знаю никого из ранних или поздних учёных, кто бы отрицал это. Рассказывают, что Амр ибн Асс до принятия Ислама пришёл к Мусайламе – лжецу (лжепророку). И тот сказал ему: «Что ниспослано сейчас вашему человеку (пророку) в Мекке?» Амр ответил ему: «Ему была ниспослана короткая красноречивая сура». «И что это за сура?» спросил Мусайлама. Тот ответил: وَالْعَصْرِ إِنَّ الإِنسَـانَ لَفِي خُسْرٍ Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки. (103:1-2) Мусайлама подумал немного и сказал: «Мне было ниспослано нечто подобное». «И что же это» - спросил Амр. Тот процитировал: «О, Вабр, о, Вабр (дикий кот). У тебя два уха и грудь. А остальное в тебе недостойно и тонко», ну и как тебе Амр?» Амр воскликнул: «Клянусь Аллахом, ты знаешь, и я знаю, что ты лжёшь!»

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик