Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Бакара (Корова), 196-й аят из 286

Информация
Подробная информация об аяте 2:196 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
Транслит
Wa 'Atimmū Al-Ĥajja Wa Al-`Umrata Lillahi  ۚ  Fa'in 'Uĥşirtum Famā Astaysara Mina Al-Hadyi  ۖ  Wa Lā Taĥliqū Ru'ūsakum Ĥattá Yablugha Al-Hadyu Maĥillahu  ۚ  Faman Kāna Minkum Marīđāan 'Aw Bihi 'Adháan Min Ra'sihi Fafidyatun Min Şiyāmin 'Aw Şadaqatin 'Aw Nusukin  ۚ  Fa'idhā 'Amintum Faman Tamatta`a Bil-`Umrati 'Ilá Al-Ĥajji Famā Astaysara Mina Al-Hadyi  ۚ  Faman Lam Yajid Faşiyāmu Thalāthati 'Ayyāmin Al-Ĥajji Wa Sab`atin 'Idhā Raja`tum  ۗ  Tilka `Asharatun Kāmilatun  ۗ  Dhālika Liman Lam Yakun 'Ahluhu Ĥāđirī Al-Masjidi Al-Ĥarāmi  ۚ  Wa Attaqū Al-Laha Wa A`lamū 'Anna Al-Laha Shadīdu Al-`Iqābi
Эльмир Кулиев
Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания — всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.
Абу Адель
И завершайте [делайте совершенным образом] хадж и ‘умру (только) ради Аллаха [только ради Его довольства и только подчиняясь Ему]. Если же вы затруднены [не можете совершить хадж или ‘умру по каким-либо обстоятельствам уже после того как вошли в состояние ихрама], (то принесите в жертву ради Аллаха) то, что легко из жертвенных животных (в том месте, где вы задержались). И не брейте своих голов, пока не дойдет жертва до своего места (на территории аль-Харама) [в день праздника жертвоприношения, то есть десятого зуль-хиджжы, и в дни ат-ташрик, которые следуют после праздника]. А если кто из вас болен или у него страдание в голове (и он вынужденно побреет голову), то (за это на нем будет обязанность совершить) искупление (трехдневным) постом, или милостынею [накормить шесть бедняков], или жертвой (овцы, мясо которого раздается бедным, которые находятся в аль-Хараме). А если вы (находитесь) в безопасности (и здоровы), то тому, кто совершает (отдельную) ‘умру перед хаджем [хадж ат-таматту’], (то) тому (нужно зарезать) то из жертвенных животных, что легко; а кто не найдет (что принести в жертву), то (ему нужно соблюдать) пост три дня во время хаджа и семь, когда вернетесь (к своим семьям); вот – десять полных. Это [жертвоприношение и пост] (назначен) для тех, у кого семья не находится при Запретной (для греха) Мечети. И остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел и, сторонясь того, что Он запретил) и знайте, что Аллах силен в наказании (по отношению к тем, кто ослушается Его повеления)!
Толкование ас-Саади
Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания - всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании. [[После упоминания предписаний, связанных с постом и джихадом, Аллах начал перечислять предписания, связанные с паломничеством. Из повеления завершать хадж и малое паломничество во имя Аллаха вытекает целый ряд выводов. Во-первых, хадж и малое паломничество относятся к обязательным религиозным предписаниям. Во-вторых, хадж и малое паломничество должны быть совершены в соответствии со всеми основными и обязательными предписаниями, которые вытекают из поступков Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его высказывания: «Учитесь у меня своим обрядам». В-третьих, это откровение является доводом в пользу того, что малое паломничество является обязательным. В-четвертых, если паломник начал совершать хадж или малое паломничество, то он обязан довести их до конца, даже если они являются добровольными. В-пятых, паломнику следует доводить хадж и малое паломничество до совершенства, выполняя не только обязательные, но и дополнительные предписания. В-шестых, совершать паломничество надлежит искренне во имя Аллаха. В-седьмых, паломник не имеет никаких оснований преждевременно освобождаться от ихрама, если только обстоятельства не вынудят его. Об этом исключении Всевышний Аллах упомянул далее. Если паломник не может добраться до Каабы, чтобы завершить хадж или малое паломничество, если он заболел или сбился с пути, столкнулся с врагом или встретился с другим препятствием, которое задержало его в пути, то он должен принести в жертву то, что сможет. Каждый задержанный паломник самостоятельно может принести в жертву одного барана (овцу), а семь паломников могут вместе принести в жертву одну верблюдицу (верблюда) или одну корову (быка). Затем он должен побрить голову и освободиться от ихрама, поскольку так поступили Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, когда язычники не позволили им войти в Мекку в год подписания Худейбийского мира. Если же задержанный паломник не имеет возможности совершить жертвоприношение, то он должен поститься в течение десяти дней и только после этого освободиться от ихрама. Похожим образом поступают паломники во время прерываемого хаджа (хаджж таматту). Затем Всевышний Аллах запретил паломникам брить голову до тех пор, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. Бритье головы относится к тем действиям, которые запрещены в ихраме. Также запрещается удалять волосы с головы и остальных частей тела любым другим способом, поскольку смысл этого запрета заключается в том, чтобы паломник испытывал определенные неудобства и даже ходил с растрепанными волосами. Опираясь на суждение по аналогии, многие богословы запрещали паломникам в ихраме подстригать ногти, потому что человек подстригает их тоже для удобства. Эти запреты остаются в силе до тех пор, пока жертвенные животные не достигнут места заклания, то есть до наступления дня жертвоприношения. А обсуждаемое нами откровение свидетельствует о том, что в день жертвоприношения брить голову предпочтительнее после принесения жертвы. Из этого откровения также следует, что если паломник вознамерился совершить прерываемый хадж и привел с собой жертвенных животных, то после окончания малого паломничества он не должен освобождаться от ихрама вплоть до наступления дня жертвоприношения. После обхода вокруг Каабы и пробежки между холмами, которые относятся к обрядам малого паломничества, он должен вступить в ихрам для совершения хаджа, поскольку пригнанный скот удерживает его от освобождения от ихрама. Всеблагой и Всевышний Аллах предписал паломникам поступать так для того, чтобы они унижались и смирялись перед Аллахом, ведь смирение перед Господом приносит рабу одну только пользу и ничем не вредит ему. Если же паломник в ихраме заболел или испытывает страдания, избавиться от которых можно только посредством бритья головы, если его кожа покрылась язвами или он страдает педикулезом, то ему разрешается побрить голову, однако он обязан совершить искупительные действия. Он может самостоятельно выбрать между соблюдением трехдневного поста, кормлением десяти бедняков и принесением в жертву животных, которых разрешается приносить в жертву во время паломничества. Самым предпочтительным видом искупления является жертвоприношение, затем - кормление бедняков, а затем - соблюдение поста. Паломник должен совершить аналогичные искупительные действия за подстригание ногтей, покрытие головы, ношение сшитой одежды и умащение благовониями. Эти поступки разрешается совершать при крайней необходимости, однако они обязывают паломника к совершению искупительных действий, поскольку отказ от каждого из них означает отказ от удобств и роскоши. Затем Всевышний Аллах сказал, что если паломники находятся в безопасности и могут не опасаться нападения врага даже ночью, то всякий, кто после завершения малого паломничества освобождается от ихрама и пользуется дозволенными благами до наступления хаджа, а затем совершает прерываемый хадж, обязан по мере своих возможностей принести в жертву животных, которых разрешается приносить в жертву во время паломничества. Таким образом он должен выразить благодарность Аллаху за то, что совершил сразу два паломничества за одну поездку и насладился дозволенными благами после окончания малого паломничества вплоть до начала хаджа. Жертвоприношение также обязательно во время совмещенного хаджа (хаджж киран), поскольку в этом случае паломник тоже совмещает большое и малое паломничества. Из этого аята можно сделать вывод о том, что жертвоприношение необязательно во время самостоятельного хаджа (хаджж ифрад). Этот аят также свидетельствует о законности и даже превосходстве прерываемого хаджа, который разрешается начинать в месяцы хаджа. Если паломник не имеет жертвенного животного и средств на его приобретение, то он обязан поститься в течение трех дней во время паломничества и еще семь дней по возвращении из хаджа. Поститься во время паломничества разрешается с момента вступления в ихрам для совершения малого паломничества вплоть до третьего дня после праздника жертвоприношения. В течение этих трех дней паломники бросают камешки и ночуют в долине Мина. Однако самыми предпочтительными днями для соблюдения поста во время паломничества являются седьмое, восьмое и девятое числа месяца зуль-хиджжа. Что же касается семидневного поста после окончания паломничества, то его можно соблюдать либо в Мекке, либо по дороге домой, либо по возвращении домой. Предписание совершать жертвоприношение в обязательном порядке во время прерываемого хаджа распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Это означает, что если человек проживает за пределами долины Арафат, то он обязан совершать жертвоприношение, потому что он совершает сразу два паломничества за одну поездку. Если же семья человека проживает в Мекке, то он не обязан совершать жертвоприношение, поскольку причина этого предписания отсутствует. Затем Аллах повелел исповедовать богобоязненность при любых начинаниях, выполняя Божьи повеления и не нарушая Его запретов. Одним из проявлений богобоязненности является выполнение предписаний и соблюдение запретов, упомянутых в обсуждаемом аяте. Мусульмане также должны помнить, что Аллах сурово наказывает ослушников, и страх перед этим наказанием является одним из факторов, способствующих укреплению богобоязненности и благочестию. Если человек боится Аллаха, то он непременно воздерживается от поступков, влекущих за собой наказание, и если он надеется на Его вознаграждение, то он непременно совершает благодеяния, приносящие ему желанное вознаграждение. Если же он не боится наказания и не надеется на награду, то он пренебрегает любыми запретами и дерзко противится выполнению обязательных предписаний.]]
Аль-Мунтахаб
И наилучшим образом совершайте хаджж (большое паломничество) и умру (малое паломничество) ради Аллаха, а не ради какой-нибудь пользы в настоящей жизни и славы. Если вы намерены совершить хаджж и умру и вступили в "ихрам" [[Ихрам - принятие на себя определённых запретов, облачение в особую одежду и вступление на Священную землю; начало действий по совершению хаджжа или умры и их обрядов.]], а враг препятствовал вам в пути, то принесите жертву из жертвенных животных - овцу, верблюда, корову, - согласно вашему достатку, и раздайте это бедным. Затем можете побрить или остричь волосы и закончить ихрам. Если кто из вас болен или у него какой-либо недуг в голове и пришлось остричь волосы, то - выкуп постом или милостыней, или какими-либо благочестивыми делами. Он может побрить или остричь волосы, но он должен за это поститься три дня или кормить шесть бедняков в течение одного дня, либо принести в жертву овцу и раздать мясо бедным и нуждающимся. Когда вы в безопасном месте, где царит мир и никто не препятствует вашему пути, и вы намерены совершить хаджж и умру, а, совершив умру , прервали "ихрам" до совершения хаджжа, тогда вам надо будет ещё раз вступить в "ихрам" для хаджжа, принести в жертву овцу и раздать бедным около Запретной мечети. Кто не в состоянии принести жертву, должен поститься три дня в Мекке во время хаджжа и семь дней, возвратившись домой. Если же он является жителем Мекки, то ему не надо, в таком случае, приносить жертву и поститься. Бойтесь гнева Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании!
ибн Касир

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.

После того, как Всевышний Аллах перечислил правила поста и упомянул о джихаде, начал разъяснять совершение обрядов паломничества. Он повелел завершать Хадж и Умру (малое паломничество), доводя каждое его действие до совершенства после того, как их начали совершать. По этой причине Аллах сказал: ﴿فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ﴾ Если вы будете задержаны – т.е. если ваш путь к Дому будет затруднён,или что-то препятствует вам в завершение Хаджа и Умры. Исходя из этого учёные единогласно решили, что начатый Хадж и Умру обязательно следует завершать, даже если Хадж или Умра совершаются как желательные виды поклонения, а не обязательные. Об этом мы упомянули подробнее в книге «аль-Ахкам аль-Мустакса». Аль-Макхуль считает, что завершением Хаджа следует считать начинание его с Миката[[Хадж и малое паломничество ('умра) начинаются с вхождения в состояние ихрам в специально определенном для этого месте - микате.]] .

Абдур-Раззак передаёт, что аз-Зухри сообщил: «До нас дошло от Умара, что слово Аллаха: (وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ) Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха – означает, что завершение Хаджа и Умры подразумевает под собой совершение их отдельно друг от друга, и совершение Умры не в месяцы Хаджа. Ведь Всевышний Аллах сказал: (الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَـاتٌ) Хадж совершается в известные месяцы (2:197)»

Ас-Судди сказал: (وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ) Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха – «т.е. совершайте Хадж и Умру». Ибн Аббас говорил: «Кто вознамерился совершить Хадж или Умру в Микате и вошёл в состояние ихрама, он не может выйти из него, пока не завершит их в день жертвоприношения и не побросает камни в Джамарате и не совершит обход Каабы и бег между холмами Сафа и Марва». Ибн Аббас также сообщил, что завершение Хаджа это стояние на Арафате, а завершение Умры это таваф [обход вокруг Каабы].

Аль-Амаш передаёт от Алькамы о слове Аллаха: (وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ) Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха – Абдулла ибн Мас’уд коментировал этот аят следующим образом: -«Завершаёте Хадж и Умру у Каабы. Умра не должна предшествовать обходу Каабы». Ибрахим сообщил, что он сказал об этом Саиду ибн Джубайру. Тот ответил, что также считал и ибн Аббас. Также передал ас-Саури от Ибрахима и Алькамы.

Имам Ахмад передаёт, что Али ибн Умеййа рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха пришел мужчина, одетый в джуббу (верхняя одежда с широкими рукавами — Ред.), с покрашенными в жёлтый цвет бородой и волосами. Он сказал: “О посланник Аллаха, я вступил в ихрам для малого паломничества в таком виде”. И тогда всевышний Аллах ниспослал: (وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ) Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха Посланник Аллах сказал: “Смой с себя краску и сними джуббу, а после этого совершай малое паломничество[[Аль-Бухари 1789, Муслим 1180]] ”».

Слово Аллаха: (فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ) Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Комментаторы упоминают, что этот аят был ниспослан на шестом году Хиджры, а именно в год Худайбии, когда язычники воспрепятствовали пророку (да благословит его Аллах и приветствует) достичь Каабы. Тогда же Аллах ниспослал суру «Победа» полностью, а также позволил им резать жертвенных животных, взятых в путь, состоявших из семидесяти верблюдов. Также Аллах позволил им обрить головы и выходить из состояния ихрама. Когда же посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел им обрить головы и выйти из ихрама, ни один из них не выполнил приказа в ожидании его отмены. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам обрил голову, затем также поступили люди. Некоторые просто укоротили волосы, но не стали брить голову, тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «رَحِمَ اللهُ الْمُحَلِّقِين» «Да смилуется Аллах над побрившими свои головы». Тогда люди спросили: «А над укоротившими волосы, о, посланник Аллаха?» на третий раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «И над теми, кто укоротил волосы». На каждых семь человек пришлось по одному жертвенному верблюду, а общее количество людей было тысяча четыреста человек. Они остановились в местечке Худайбия за пределами заповедной территории, некоторые комментаторы считают, что это окраина заповедной территории. Аллах знает лучше. Учёные разошлись во мнении по поводу того, кто был задержан врагом или ещё чем-либо. Только ли задержка врагом может быть уважительной причиной выхода из ихрама, или же болезнь и другие ситуации могут быть причиной выхода из ихрама? Существует два мнения. 1) Ибн Аби Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал: «Задержка может быть только врагом. У того же, кого постигла болезнь, ранение, или он сбился с пути, нет причины для задержки, ибо Всевышний Аллах сказал: (فَإِذَآ أَمِنتُمْ) Если же вы находитесь в безопасности – при безопасности не может быть задержки». Так считали: ибн Умар, Таус, аз-Зухри, Зайд ибн Аслам и др. 2) Причин задержки может быть больше, чем задержка врагом. 3) Задержка может быть по болезни, при блуждании в пути и т.п. Имам Ахмад передаёт от Худжаджа ибн Амра аль-Ансари: «مَنْ كُسِرَ أَوْ عَرِجَ فَقَدْ حَلَّ وَعَلَيْهِ حَجَّةٌ أُخْرَى» «Если паломник сломал ногу или стал хромым, то он освобождается от ихрама и должен возместить хадж на следующий год». ‘Икрима спросил об этом Ибн ‘Аббаса и Абу Хурейру, да будет доволен ими Всевышний Аллах, и оба они подтвердили достоверность этого.Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим.

Также: ибн Масуд, ибн аз-Зубайр, Илькама, Саи д ибн Мусаиб, Урва ибн аз-Зубайр, Муджахи, ан-Нахаи, Ата и Мукатиль ибн Хаййан, считали, что задержка может быть по причине врага, болезни или перелома. Ас-Саури сказал, что задержка может быть из-за любой неприятности.

В двух Сахихах приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она подошла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) С Дуба’а бинь Зубайр ибн Абдуль-Мутталиб и та сказала:«О, посланник Аллаха, я хочу совершить Хадж, но я больна», Он ответил: «Совершай Хадж и сделай оговорку: «моё место (выхода из ихрама) там, где Ты (о, Аллах) меня задержал [[Сахих Муслим 1207]] ».

Слово Аллаха: (فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ) то принесите в жертву то, что сможете. Имам Малик передаёт, что Али ибн Абу Талиб считал, что речь идёт об овцах. Ибн Аббас говорил: «Жертвенные животные могут быть из восьми (дозволенных к употреблению) пар: из верблюдов, коров, коз и овец».

Хишам ибн Урва передаёт мнение отца по поводу аята: (فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ) то принесите в жертву то, что сможете – здесь дозволенны животные в зависимости от цены (т.е. можно резать более дешёвых среди всех перечисленных видов). Это доказывает то, что при задержке следует резать именно овцу, ибо Аллах обязал резать то, что доступно (по цене) из жертвенных животных (верблюдов, коров, коз и овец). Так считает ибн Аббас – интерпретатор Корана, сын дяди пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Также приводится в двух Сахихах от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как то заклал овец, как жертвенных животных.

Слово Всевышнего Аллаха: (وَلاَ تَحْلِقُواْ رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْىُ مَحِلَّهُ) Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания – является продолжением аята: (وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ) Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха, и это не продолжение слов: (فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ) Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Как считал ибн Джарир (да смилуется над ним Аллах). Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со сподвижниками в год Худайбии, когда их удержали курайшиты от входа на заповедную территорию (аль-Харам), побрили головы и зарезали жертвенных животных за пределами аль-Харама. При безопасном положении не дозволительно обривать головы: (حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْىُ مَحِلَّهُ) пока жертвенные животные не достигнут места заклания. И только тогда можно освободиться от обрядов Хаджа и Умры, если совершается Хадж Кыран (комбинированный), или одного из них, если совершается Ифрад (отдельное совершение Хаджа или Умры) или Таматту’.

В двух Сахихах приводится хадис от Хафсы (да будет доволен ею Аллах) о том, что она сказала: «О, посланник Аллаха, что же с людьми, которые вышли из ихрама Умры, в то время как ты ещё не вышел?» он ответил: «إنِّي لَبَّدْتُ رَأْسِي وَقَلَّدْتُ هَدْيِي، فَلَا أَحِلُّ حَتَّى أَنْحَر» «Я свил свои волосы и поэтому я не выйду из ихрама, пока не зарежу жертвенное животное[[Сахих аль-Бухари 1697, Муслим 1229]] ».

Слово Всевышнего Аллаха: (فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ) А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву.

Имам Ахмад передаёт что Ка‘б ибн ‘Уджра,да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Когда мы находились в Худейбийи, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел, что с моей головы сыплются вши. Он остановился рядом и сказал: «يُؤْذِيكَ هَوَامُ رَأْسِك» “Эти паразиты мучают тебя?” Я ответил: “Да”. Тогда он сказал: “Так побрей голову!” Или же он сказал: “Обрейся!” Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «فَاحْلِقْهُ، وَصُمْ ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ، أَوْ أَطْعِمْ سِتَّةَ مَسَاكِينَ، أَوِ انْسُكْ نَسِيكَة» “побрей голову, постись три дня, или накорми едой (или раздай по пол са’а [[Примерно 3 кг.]] шестерых бедняков, или зарежь жертвенное животное”». Именно из-за меня был ниспослан аят: “А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то можете побрить голову, а затем поститься, или же раздать милостыню, или же принести жертву” (2:196). Но этот аят относится ко всем вам [[Сахих аль-Бухари 4517, Муслим 1201]] ». Айуб – один из передатчиков хадиса добавил: «Я не знаю с чего начинать». Формулировка Корана начинается с более простых вещей, а затем идут вещи посложнее. Так вначале предлагается пост, затем милостыня и в завершении заклание жертвенного животного.

Всевышний Аллах сказал: (فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ) Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет – т.е. если у вас появилась возможность совершить обряды, то всякий, кто после завершения малого паломничества освобождается от ихрама и пользуется дозволенными благами до наступления Хаджа, а затем совершает прерываемый хадж. Среди богословов этот вид хаджа известен как Таматту ’ (прерываемый Хадж). Таматту’ состоит из двух частей на основе достоверных хадисов. Некоторые рассказчики хадисов говорят, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил Хадж Таматту’, другие считают, что он совершил Хадж Кыран (комбинированный) [[Существует три вида Хаджа: Хадж Таматту’, Ифрад и Кыран. Таматту’ означает войти в ихрам для Умры только во время месяца Хаджа (месяцы для Хаджа: Шав-валь, Зуль Гидах и Зуль Хиджа; (см. Шарх аль Мумти, 7:62). Когда паломник достигает Мекки он совершает таваф и саи для Умры, он обривает голову или режет волосы и выходит из ихрама. Затем, в день аль Тарвийа, восьмой день месяца Зуль – Хиджа, он входит в ихрам только для Хаджа, и совершает действия Хаджа. Таматту’ включает полную Умру и полный Хадж. Ифрад означает войти в ихрам только для Хаджа. Когда паломник достигает Мекки, совершает таваф аль Кудум (таваф прибытия) и саи для Хаджа, но голова не обривается или не подстригаются волосы и человек не выходит из ихрама, оставаясь в ихраме пока не побьет камнями Джамарат аль Акаба в день Ид. Если он задержит Саи Хаджа после тавафа Хаджа, то в этом нет ничего неправильного. Кыран означает войти в ихрам для Умры и Хаджа. Или войти в ихрам для Умры вначале, затем включить Хадж перед началом тавафа Хаджа. Это делается с намерением совершить таваф как для Умры так и для Хаджа. Действия выполняемые в Кыране такие же как и те, что совершаются в Ифраде, за исключением того, что паломники совершающие Кыран должны принести Хадий (жертвоприношение), а паломник совершающий Ифрад не должен этого делать. Лучшим из этих видов Хаджа является Хаджа Таматту’. Это то, что предписал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своим сподвижникам и побуждал их к этому. Даже если человек входит в ихрам для Кырана или Ифрада, то ему настоятельно рекомендуется поменять намерение на Умру, затем завершить Умру и выйти из ихрама, чтобы затем совершить Таматту’. Он может совершить это после таваф аль Кудум и Саи – потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совешал таваф и саи во время Прощального Паломничества и его сподвижники были с ним, он сказал каждому у кого не было жертвенного животного (хадий) поменять намерение и совершить ихрам для Умры и порезать волосы и выйти из ихрама, а затем он сказал: «Если бы я не принес с собой жертвенное животное (хадий) со мной, я бы сделал тоже самое, что приказал вам». (прим. переводчика)]]. Но нет разногласий в том, что он пригнал жертвенных животных с собой.

Всевышний Аллах сказал: (فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ) Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет– т.е. пусть зарежет то, что ему доступно из жертвенных животных, как минимум это должна быть овца. Но паломник также может резать коров,ибо пророк (да благословит его Аллах и приветству-ет) зарезал от имени своих жён (да будет доволен ими Аллах), коров. Аль-Ауза’и передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зарезал коров от имени своих жён, которые совершали хадж Таматту’. (этот хадис рассказал Абу Бакр ибн Мардавайх). Этот хадис служит доказательством на законность совершения хаджа Таматту’.

Как об этом сообщает Имран ибн Хусайн в двух Сахихах: «Аят о (допустимости) совершения хаджжа после умры был ниспослан в Книге Аллаха, и мы делали это вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в Коране не было ниспослано (аятов), запрещающих подобное и пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) не запрещал этого до самой своей смерти, а (потом один) человек высказал об этом то мнение, которое пожелал».

Аль-Бухари говорил, что этот человек был Умаром (да будет доволен им Аллах). Исходя из мнения аль-Бухари, Умар (да будет доволен им Аллах) запрещал совершать хадж Таматту’ и говорил при этом: «Нам следует брать из книги Аллаха, который повелевает завершать: (وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ) Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Нужно понимать это, что Умар (да будет доволен им Аллах).не запрещал совершать Таматту’ категорически, он просто хотел, чтобы люди побольше совершали Хадж и Умру, как он сам об этом говорил. Аллах знает лучше

Слово Всевышнего Аллаха: (فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ) Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней по возвращению – всего десять дней. Смысл аята: Кому недоступно жертвенное животное,то пусть постится три дня во время хаджа, т.е. в период совершения его обрядов.Учёные считают, « что поститься следует до дня Арафат в первые десять дней зуль-хиджы или сразу после вступления в ихрам». Так считал ибн Аббас и другие учёные, ибо Всевышний Аллах сказал: (فِي الْحَجِّ ) «во время хаджа».

Такие учёные как Таус, Муджахид и другие считают, что можно поститься в начале Шавваля. Аш-Шааби считает, что можно поститься в день Арафата и два дня до него. Аль-Уфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «если паломник не в состоянии зарезать жервтенное животное, то ему следует поститься три дня до Арафата, если день Арафата стал третьим днём поста, то время поста в Хадже завершено. Семь остальных дней следует поститься по возвращению домой». Ибн Исках передаёт, что ибн Умар сказал: «Пост следует совершить за день до Тарвии (7-е зуль-хиджа), в день Тарвия (8-е зуль-хиджы) и в день Арафата». Также передает Джафар ибн Мухаммад от Али.

Если же паломник не успел завершить пост до праздника, можно ли ему поститься в дни сушки мяса (дни Ташрик) [[ т.е. три дня после праздника жертвоприношения (11-12-13 зуль-хиджа). Эти дни названы أيَّام التَّشْرٍيق (дни Ташрика) потому, что в эти дни раньше сушили мясо после жертвоприношения. ]] ? На этот счёт есть два мнения:Имам Шафии считает, что поститься в дни Ташрик дозволи-тельно (это более раннее мнение учёных), как об этом говорила Аиша и ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) в Сахих аль-Бухари: «никому нельзя поститься в дни Ташрик, кроме тех, кто не в состоянии зарезать жертвенное животное (хади)». Суфьян передаёт, что Али говорил: «Кто не успел поститься три дня в сезон Хаджа, то пусть постится в дни ташрик». Это же мнение было выбрано Убайдом ибн Умарй аль-Лийс, Икромой, аль-Хасаном аль-Басри и Урва ибн Зубайром в соответствии с общей формулировкой аята: (فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ) то пост три дня во время хаджа. Более поздние учёные считают, что поститься в дни Ташрик запрещено вообще на основании хадиса в Сахихе Муслима от Кутайбы аль-Хазли о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ، وَذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَل» «Дни Ташрик – дни для еды и питья, а также для поминания Всевышнего Аллаха[[Сахих Муслим 1141]] ».

По поводу слов Всевышнего Аллаха: (وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ) и семь дней по возвращению – также существует две трактовки:«по возвращению к вашим верховым животным». Так считал Муджахид. Это говорит о том, что можно поститься в пути. Такого же мнения придерживался Ата ибн Аби Рабах. «По возвращению на родину»

Абдур-Раззак передаёт комментарий ибн Умара по поводу слов Аллаха: (فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ) Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней по возвращению – когда паломник вернётся домой. Так же считали: Саид ибн Джубайр, Абу аль-Алия, Муджахид,Ата, Икрима, аль-Хасан, Катада, аз-Зухри, ар-Раби ибн Анас. Абу Джафар ибн Джарир сообщает о единогласии учёных об этом.

Аль-Бухари сообщает, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершилпрощальное паломничество как Таматту’, (т.е. совершил малое паломничество и прерываемый хадж), он заклал своих жертвенных животных, которых он вёл с собой с Зуль-Хулейфы [[Местечко близ Медины]], где он принял ихрам для Умры, а затем для хаджа. Затем посланник Аллаха начал Умру и Хадж. Люди также совершили Таматту’ с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто-то из них привёл с собой скот, а кто-то не стал резать жертвенных животных. Когда же посланник Аллаха прибыл в Мекку, он сказал людям: «مَنْ كَانَ مِنْكُم أَهْدَى فَإِنَّهُ لَا يَحِلُّ مِنْ شَيْءٍ حَرُمَ مِنْهُ حَتَّى يَقْضِيَ حَجَّهُ، وَمَنْ لَمْ يَكُنْ مِنْكُمْ أَهْدَى فَلْيَطُفْ بالْبَيْتِ وبالصَّفَا وَالْمَرْوَةِ وَلْيُقَصِّرْ وَلْيَحْلِلْ، ثُمَّ لْيُهِلَّ بِالْحَجِّ، فَمَنْ لَمْ يجَدْ هَدْيًا فَلْيَصُمْ ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ، وَسَبْعةً إِذَا رَجَعَ إِلى أَهْلِه» «Кто из вас привёл жертвенный скот, то пусть не совершает то, что запрещено при ихраме пока не завершит свой Хадж. Кто же не принёс в жертву животное, то пусть обойдёт Каабу, холмы Сафа и Марва, пострижёт волосы и выйдет из ихрама. Затем пусть примет ихрам для хаджа. Кто не способен принести в жертву животное, то пусть постится три дня в хадже и семь дней по возвращению домой[[Сахих аль-Бухари 1692, Муслим 1227]] ». Затем он завершил этот хадис, приведённый в двух Сахихах. Аллах сказал: (تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ) всего десять дней – здесь идёт как подтверждение. У арабов принято говорить: «Я видел своими глазами, слышал своими ушами и записал рукой». Всевышний Аллах сказал подобное: (وَلاَ طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ) и птицы, летающие на двух крыльях... (6:38) а также: (وَلاَ تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ) и не переписывал его своей десницей. (29:48) а также: (وَوَعَدْنَا مُوسَى ثَلَاثِينَ لَيْلَةً وَأَتْمَمْنَاهَا بِعَشْرٍ فَتَمَّ مِيقَـاتُ رَبِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً) Мы определили Мусе (Моисею) тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок его Господа составил сорок ночей. Есть мнение что фраза « всего десять дней» – здесь означает повеление поститься именно это количество дней, никак не меньше.

(ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِى الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ) Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Этот аят касается жителей заповедное территории, ибо они не могут совершать Хадж Таматту’. Абдур-Раззак передаёт от Тауса, который передал от своего отца: «Таматту’ для людей, но не для жителей Мекки и тех, у кого есть дом в Мекке». (ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِى الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ) Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. – Абдур-Раззак затем сказал: «До меня дошло, что также считал ибн Аббас и Тавус». Аллах сказал: (وَاتَّقُواْ اللَّهَ) Бойтесь же Аллаха – в том, что Он повелел вам и запретил. (وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ) и знайте, что Аллах суров в наказании – для тех, кто нарушает Его повеления и запреты.

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик