Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Бакара (Корова), 173-й аят из 286

Информация
Подробная информация об аяте 2:173 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللَّهِ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
Транслит
'Innamā Ĥarrama `Alaykumu Al-Maytata Wa Ad-Dama Wa Laĥma Al-Khinzīri Wa Mā 'Uhilla Bihi Lighayri Al-Lahi  ۖ  Famani Ađţurra Ghayra Bāghin Wa Lā `Ādin Falā 'Ithma `Alayhi  ۚ  'Inna Al-Laha Ghafūrun Raĥīmun
Эльмир Кулиев
Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный.
Абу Адель
Он [Аллах] ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото [зарезано] (в жертву кому-то) кроме Аллаха. Кто же (будет) вынужден (есть то, что запрещено при голоде, чтобы не умереть), не проявляя желания и чрезмерства [не испытывая наслаждения и не наедаясь], – то нет же греха на том: (ведь) поистине Аллах – прощающий, милосердный!
Толкование ас-Саади
Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. [[После упоминания о дозволенных благах Всевышний Аллах сообщил о скверных вещах, которые запрещается употреблять в пищу. К таким вещам относится мертвечина, под которой подразумевается туша любого животного, которое не было заколото на основании мусульманского шариата. Мертвечина является нечистой и наносит вред организму. Будучи скверной сама по себе, она вызывает разные заболевания. Исключением из этого общего запрета является подохшая саранча и подохшая рыба. Эти продукты считаются чистыми и дозволенными. К запрещенным продуктам также относится кровь, вытекающая из сосудов зарезанного животного. Общий смысл обсуждаемого нами аята конкретизируется другим кораническим откровением: «Скажи: “Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха”» (6:145). Также запрещается употреблять в пищу мясо животных, которые были принесены в жертву каменным истуканам, могилам или другим идолам. Однако перечисленные продукты - не единственные запрещенные продукты питания. Аллах упомянул о них только для того, чтобы разъяснить некоторые виды нечистых продуктов. В целом же запрещается употреблять в пищу все, что не относится к чистому и дозволенному, о чем уже упоминалось ранее. Запретив употреблять в пищу перечисленные выше и прочие нечистые продукты, Всевышний Аллах оказал людям великую милость и уберег их от вреда. Но, несмотря на это, если человек вынужден съесть запрещенный продукт по причине сильного голода, отсутствия иных продуктов питания или под принуждением, то он не совершит греха, если поступит так. При этом он не должен испытывать влечения к запретному, имея возможность довольствоваться дозволенным или вынести голод, и не должен излишествовать, употребляя в пищу больше того, что достаточно для выживания. При таких обстоятельствах с человека снимается ответственность за употребление в пищу запрещенных продуктов, и за основу берется изначальное повеление Аллаха есть и пить столько, сколько необходимо. А это значит, что человеку запрещается подвергать свою жизнь опасности и обрекать себя на голодную смерть. Он обязан утолить голод, и если он уморит себя голодом до смерти, то совершит грех, который приравнивается к самоубийству. Позволение употреблять в пищу запрещенные продукты в случае крайней необходимости - это милость Всевышнего Аллаха по отношению к рабам, и поэтому Аллах завершил это откровение двумя из Своих прекрасных имен, которые полностью соответствуют контексту этих аятов. Поскольку позволение употреблять в пищу запрещенные продукты тесно связано с прощением и милосердием Аллаха и поскольку в критический момент человек не всегда может надлежащим образом оценить обстановку, особенно, если трудные обстоятельства угнетают его чувства, Всевышний Аллах сообщил о том, что Он прощает тех рабов, которые допускают ошибки в таких ситуациях. Из этого аята вытекает известное правило, согласно которому в случае крайней необходимости некоторые запрещенные поступки становятся дозволенными. В случае крайней необходимости Милостивый Аллах позволяет людям совершать любые запрещенные поступки. Хвала же Аллаху прежде всякой вещи и в завершении всего! Хвала Ему зримая и незримая!]]
ибн Касир

Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный.

Всевышний Аллах повелевает Своим рабам потреблять только дозволенную пищу, которой Он их наделил, а также благодарить Его за это, если они являются Его рабами. Ведь потребление доз -воленной пищи является причиной принятия мольбы и поклонения, а потребление запретной пищи препятствует принятию моль- бы и поклонения.Как об этом говорится в хадисе, рассказанном имамом Ахмадом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللهَ طَيِّبٌ، لَا يَقْبَلُ إِلَّا طَيِّـبًا، وَإنَّ اللهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ، فَقَالَ: ﴿يأَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُواْ مِنَ الطَّيِّبَـتِ وَاعْمَلُواْ صَـلِحاً إِنِّى بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ ﴾ ، وَقَالَ ﴿يـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَـكُمْ﴾ ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ: يَا رَبِّ يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَملْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِّيَ بالْحَرَامِ فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذلِكَ؟» "О люди! Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевыш-ний сказал: "O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела." (Верую-щие 51). Всевышний также сказал: "O те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас.." (Корова 172). А потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): "О Господь, о Господь!", - однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?" (рассказал Муслим в Сахихе и ат-Тирмизи).

После того, как Аллах напомнил о том, что Он даровал им пропитаниеи призвал их к потреблению хорошей пищи. Он сообщил также, что Он запретил потребление мертвечины.

الْمَيْتَةَ Мертвечина - это мясо животного, убитого без произношения имени Аллаха путём удушения, ударов, падения, ран нанесённых рогами, или убитое хищниками. Большинство учёных исключает из этого мертвечину морских животных на основе слов Аллаха: (أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ وَطَعَامُهُ) Вам дозволены морская добыча и еда... (5:96) Позже мы приведем хадис о ките, рассказанный в Сахихе и аль-Маснаде и аль-Мутте и «ас-Сунан», где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «هُوَ الطَّهُورُ مَاؤُهُ والْحِلُّ مَيْتَتُه» «(Морская) вода чистая, а мертвечина (морских животных) разрешено к употреблению[[Сахих аль-Албани 7048]] ». Также хадис рассказанный аш-Шафии, Ахмад, ибн Маджах, ад-Даракутни от ибн Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нам дозволено потребление мертвечины двух животных и потребление крови двух органов: Рыбы и саранчи, печени и селезёнки». Этот хадис будет рассматриваться в комментарии суры «Трапеза» по воле Аллаха.

Молоко мёртвого животного и яйца считаются нечистотамиу Шафиии и других имамов, т.к. это часть животного. Имам Малик в одном повествовании считает, что эти продукты являются чистыми, т.к. просто соседство с нечистотами не делает чистый продукт нечистым. Насчёт молочной сыворотки мертвого животного также существует разногласие. Маликиты считают, что она является нечистой, однако сами же приводят довод против себя о том, что сподвижники пророка(да благословит его Аллах и приветствует) ели сыр язычников. Аль-Куртуби считает, что добавление малого количества нечистого молока в большое количество жидкости не вредит. Ибн Маджах приводит хадис от Салмана (да будет доволен им Аллах) о том, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)спросили о масле, сыре и мехе, и он ответил: «الْحَلَالُ مَا أَحَلَّ اللهُ فِي كِتَابِهِ، وَالْحَرَامُ مَا حَرَّمَ اللهُ فِي كِتَابِهِ، وَمَا سَكَتَ عَنْهُ فَهُوَ مِمَّا عَفَا عَنْه» «Дозволенное то, что разрешил Аллах в Своей книге, а запретным является то, что Он запретил в Своей книге. Остальное о чём Он промолчал, Он простил это[[Хороший хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 3195]] ».

Аллах также запретил потребление свинины, будь она заклана с именем Аллаха или была просто убита. Свиной жир также считается свининой, т.к. мясо содержит жир или признано таковым по сравнению (аль-Кыяс). Аллах запретил мясо животных, не закланных именем Аллаха, или закланных именем кого-либо другого, например, животные, закланные для идолов или для искупления жребия на стрелах (аль-Ансаб и аль-Азлям) и т.п. Это широко практиковалось во времена Джахилии.

Куртуби передаёт, что у Аиши спросили: «Можно ли потреблять мясо, закланное для свадебного банкета многобожников, часть которого они дают мусульманам в подарок?» Он ответил: «Нет, это мясо не может потребляться, но можно кушать фрукты (с этого банкета)».

Затем Аллах сообщил о дозволенности потребления запретных продуктов при крайней необходимости и при полном отсутствии других видов питания. Он сказал: (فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ) Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы – т.е. без агрессивного нарушения пределов необходимого, (فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ) то нет на нем греха - в этом случае на нём не будет греха за потребление запретного в пищу: (إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ) Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный.

Муджахид сказал: (فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ) «Если же кто-либо вынужден съесть запретное,не проявляя ослушания и не преступая пределы – если он преднамеренно не совершает разбоя на дорогах, не поднимает мятеж против имамов, не выходит против них с оружием, то в этом случае разрешение обращено к нему. Если же всё вышеперечисленное он совершает преднамеренно и враждебно, то разрешение не относится к нему даже если он находится в крайнем затруднении». Также считал Саид ибн Джубайр.

В другом повествовании Саид ибн Джубайр сказал: (غَيْرَ بَاغٍ) не проявляя ослушания – т.е. не считая это канонически дозволенным. Ас-Судди сказал: (غَيْرَ بَاغٍ) не проявляя ослушания – т.е. не стараясь удовлетворить свою страсть.

Адам ибн Аби Ияс передаёт, что Ата аль-Хурасани сказал:«Мертвечину нельзя жарить или готовить для особого вкуса,при необходимости можно потреблять лишь кусок, который можно разжевать.Его можно держать, пока не будут найдены дозволенные продукты, если они будут найдены, то запретные следует выбросить.Это и есть толкование слова Аллаха: (وَلاَ عَادٍ) И не преступая пределы.Также запретными продуктами нельзя заменять дозволенные продукты». Ибн Аббас сказал: «Нельзя есть их до насыщения». Ас-Судди прокомментировал (وَلاَ عَادٍ) И не преступая пределы – не насыщаясь.

Куртуби передаёт от Муджахида: (فَمَنِ اضْطُرَّ) «Если же кто-либо вынужден съесть запретное – т.е. если его принуждали к этому. Если при крайней необходимости человек при выборе между мертвечиной и продуктами, не принадлежащими ему (но канонически дозволенными к употреблению), которые он может взять без последствий для себя (уголовная ответственность, отрубание кисти и .т.п.), то в этом случае ему недозволительно питаться мертвечиной, ему следует питаться чужой (но дозволенной) пищей по единогласию учёных. Если же он потребил чужую пищу, будучи вынужденным, должен ли он возмещать ущерб? Существует два мнения, оба приводятся имамом Маликом. В «Сунан» ибн Маджах приводится хадис от Аббада ибн Шархабила аль-Аназари, который сказал:«В один год нас постигла засуха. Я пришёл в Медину. И вот я подошёл к забору (одного из мединских садов), нарвал колосьев, растёр их и съел. Меня тут же схватил хозяин посева, побил меня и порвал мою одежду. Я пошёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему об этом.Он сказал тому человеку: «مَا أَطْعَمْتَهُ إِذْ كَانَ جَائِعًا أَوْ سَاغِبًا وَلَا عَلَّمْتَهُ إِذْ كَانَ جَاهِلًا» «Ты не покормил его голодного и не научил его невежду». Он повелел возместить ему одежду и дать ему уиск (около 180 килограмм) еды или пол уиска». (Хадис с достоверным иснадом)

В хадисе от Амра ибн Шуайба говорится, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили по поводу плодов, свесившихся с веток через забор, и он ответил: «مَنْ أَصَابَ مِنْهُ مِنْ ذِي حَاجَةٍ بِفِيهِ غَيْرَ مُتَّخِذٍ خُبْنَةً،فَلَا شَيْءَ عَلَيْه» «Нет греха в том, что нуждающийся человек положит их к себе в рот, но не наберёт в одежду».

Мукатиль ибн аль-Хаййан прокомментировал: (فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ) то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный – « Нет греха за съеденное по крайней необходимости». Саид ибн Джубайр сказал: «Аллах прощает за съеденную запретную пищу при крайней необходимости, ибо Он Милосердный». Масрак сказал: «Если кто-то при крайней нужде не ест и не пьёт, пока не умрёт, то он попадёт в ад». Это доказывает, что потребление мяса мёртвых животных при крайней нужде не только дозволенно, но и необходимо.

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик