Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Бакара (Корова), 158-й аят из 286

Информация
Подробная информация об аяте 2:158 на Quranic Arabic Corpus
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَائِرِ اللَّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ
Транслит
'Inna Aş-Şafā Wa Al-Marwata Min Sha`ā'iri Al-Lahi  ۖ  Faman Ĥajja Al-Bayta 'Aw A`tamara Falā Junāĥa `Alayhi 'An Yaţţawwafa Bihimā  ۚ  Wa Man Taţawwa`a Khayrāan Fa'inna Al-Laha Shākirun `Alīmun
Эльмир Кулиев
Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах — Признательный, Знающий.
Абу Адель
Поистине, (два холма) ас-Сафа и ал-Марва – из (числа) знаков, (которые установил) Аллах. [Поклонение Аллаху в виде обхода этих двух холмов является знаком Аллаха, а не сами эти холмы.]; и (поэтому) тот, кто совершает (большое) паломничество [хадж] к Дому [к Каабе] или совершает (малое) паломничество [‘умра], – то нет греха на нем, что он обойдет кругом их обоих [эти два холма], и кто добровольно изберет благо [увеличит повиновение Аллаху] ... (то пусть знает, что) поистине, Аллах благодарный [воздающий за благо многократно], знающий (все деяния Своих рабов)!
Толкование ас-Саади
Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах - Признательный, Знающий. [[Всевышний поведал о том, что известные холмы ас-Сафа и аль-Марва являются обрядовыми знамениями Аллаха, у которых рабы поклоняются своему Господу. Поэтому Всевышний Аллах повелел почитать и возвеличивать их, ведь почтительное отношение к обрядовым знамениям Аллаха свидетельствует о богобоязненности человека. Быть богобоязненными обязаны все люди и джинны, а это значит, что пробежка между этими двумя холмами является обязательной частью хаджа и малого паломничества. Этого мнения придерживается большинство богословов. В пользу его также свидетельствуют достоверные хадисы и выполнение этого обряда самим Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Учитесь у меня своим обрядам». Затем Всевышний Аллах опроверг ошибочное суждение некоторых мусульман, которые опасались совершать пробежку между этими двумя холмами, потому что возле них язычники поклонялись своим идолам во времена невежества. Аллах сообщил, что совершающий пробежку между холмами не совершает греха, только для того, чтобы опровергнуть то ошибочное предположение, а не для того, чтобы подчеркнуть необязательность этого предписания. Из данного откровения, смысл которого конкретен, следует, что человек не совершает греха, если обходит между ас-Сафой и аль-Марвой во время хаджа или малого паломничества, однако обходить между этими холмами в другое время не следует. В этом заключается отличие между пробежкой между холмами и обходом вокруг Каабы, который можно совершать не только во время хаджа и малого паломничество, но и в остальное время в качестве самостоятельного обряда поклонения. Что же касается пробежки между холмами, стояния в долине Арафат, ночевки в Муздалифе и бросания камешек, то эти обряды поклонения являются составной частью паломничества, и совершение этих обрядов при других обстоятельствах является ересью. Ересь бывает двух видов: когда человек выполняет обряд поклонения, который вообще отсутствует в мусульманском шариате, и когда человек выполняет обряд поклонения, узаконенный шариатом в определенной форме, в совершенно другой форме. В данном случае речь идет о последнем виде еретических новшеств. Затем Всевышний Аллах сообщил, что если человек искренне ради своего Господа совершает хадж или малое паломничество, обходит вокруг Каабы или совершает намаз, соблюдает пост или совершает прочие добрые поступки, то это непременно пойдет ему на пользу. Из этого следует, что если человек начинает лучше повиноваться Аллаху, то он становится более совершенным и благочестивым и восходит на более высокую ступень перед Ним. А объясняется это тем, что вера его усиливается. Всевышний отметил, что добровольные поступки должны быть добрыми. Если же человек совершает еретические новшества, которые не приказывали совершать Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, то он доставляет себе хлопоты, которые не принесут ему никакой пользы. Более того, они могут принести ему вред, если он совершает их, заведомо зная, что это противоречит мусульманскому шариату. Затем Всевышний Аллах упомянул о Своих прекрасных именах Признательный и Знающий. У Аллаха также есть прекрасное имя Благодарный. Эти имена означают, что Аллах принимает от Своих рабов даже самые незначительные благодеяния и одаряет их великой наградой. Он помогает Своим рабам, если они пытаются выполнять Его повеления и хотят покориться Его воле. Он восхваляет их за покорность, расширяет их сердца, заполняет их души светом и верой, одаряет их тела силой и активностью, благословляет и приумножает их прекрасные качества и делает их поступки более праведными, а затем представляет их поступки к награде в Последней жизни, которую они получат сполна возле своего Господа. Он не станет умалять их значимости за то, что помог верующим совершить эти благодеяния. Благодарность Аллаха Своим рабам также проявляется в том, что если человек отказывается от чего-либо ради Аллаха, то взамен он получает гораздо большее. Если он приближается к Аллаху на одну пядь, то Он приближается к нему на локоть. Если он приближается к Аллаху на один локоть, то Он приближается к нему на сажень. Если он идет навстречу Аллаху шагом, то Он устремляется к нему бегом. Если же он трудится ради Аллаха, то получает вознаграждение в многократном размере. Будучи Благодарным и Всезнающим Господом, Аллах знает, чьи намерения, вера и богобоязненность заслуживают самого совершенного вознаграждения, и выделяет их среди остальных рабов. Он прекрасно осведомлен о деяниях рабов и не дает им пропасть. Напротив, каждый из них найдет свои деяния собранными на основании намерений, которые были известны Мудрому и Ведающему Творцу.]]
ибн Касир

Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий.

Сообщается, что ‘Урва, (да помилует его Аллах Всевышний) сказал: Однажды я обратился к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, с вопросом: «Что ты можешь сказать о словах Аллаха Всевышнего (إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَآئِرِ اللَّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ) “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва — из числа знаков Аллаха, и (поэтому) для совершающего к Дому хаджж или умру нет греха в том, чтобы обойти их. А тот, кто совершит благое по своей воле, (пусть не сомневается в том, что) поистине, Аллах — Благодарный, Знающий”? Клянусь Аллахом, (это можно понять так, что) не будет греха и на том, кто не обойдёт ас-Сафу и аль-Марву». (В ответ) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Как плохо то, что ты сказал, о племянник! Если бы твоё толкование (этого айата) было верным, (там было бы сказано): “нет греха в том, чтобы не обойти их”, однако в (этом айате) имеются в виду ансары, а они, прежде чем стать мусульманами, (совершали хаджж) ради Манат (по прозвищу) “Владычица”, которой они поклонялись у горы аль-Мушалляль, (и при этом) тот, кто вступал в состояние ихрама (ради этого идола), считал греховным обходить ас-Сафу и аль-Марву. Когда же они приняли ислам, то спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом (и сказали): “О посланник Аллаха, поистине, мы всегда избегали обхода ас-Сафы и аль-Марвы (как греха)”, и тогда Аллах Всевышний ниспослал: (إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَآئِرِ اللَّهِ) “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва — из числа знаков Аллаха…”» ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также сказала: «Бегу /са‘й/ между ними положил начало посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никто не должен отказываться от этого!».

Аль-Куртуби сообщает от ибн Аббаса в своём тафсире: «Между этими двумя холмами стояли идолы, и шайтаны пугали людей между ними всю ночь. Когда пришёл Ислам, люди спросили у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о беге между ними, и тогда ниспосылался этот аят». Аш-Ша’би говорит: «Идол Асаф стоял на холме Сафа, а идол Наиля стоял на холме Марва, и люди прикасались к ним. После принятия Ислама люди стали стесняться обходить эти холмы и тогда был ниспослан этот аят».

В Сахихе Муслима приводится длинный хадис от Джабира, в котором говорится: «Затем он вернулся к углу Каабы и вновь прикоснулся к нему. После этого он вышел через ворота и направился к ас-Сафе. Приблизившись к ней, он сказал: (إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَآئِرِ اللَّهِ) “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва – это обрядовые знамения Аллаха (2:158). Я начну с того, с чего начал Аллах”.

Имам Ахмад передаёт хадис от Хабибы бинт Аби Тиджара, которая сказала: «Я видела как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал бег между ас-Сафой и аль-Марвой, он бежал позади людей так, что были видны его пятки и его одежда путалась у него под ногами от быстрого бега, а он при этом говорил: «اسْعَوْا فَإِنَّ اللهَ كَتَبَ عَلَيْكُمُ السَّعْي». «Бегите, ведь Аллах предписал вам бег[[Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 1798]]».

Этот хадис послужил доводом для некоторых школ на то, что бег между ас-Сафой и аль-Марвой является столпом Хаджа. Так считают шафииты, некоторые ханбалиты и маликиты. Другие же сказали, что это не является столпом, но всё же обязательно для выполнения, кто же оставил это преднамеренно, должен искупить это кровью жертвенного животного. Так считают некоторые ханбалиты. Ханафиты считают это (бег между ас-Сафой и аль-Марвой) предпочтительным, также считал ас-Саури, аш-Ша’би, ибн Сирин, Анас, ибн Умар и ибн Аббас. Аль-Куртуби сказал, что они приводят как довод слово Всевышнего Аллаха: (وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا) А если кто добровольно совершает доброе дело. Первое мнение наиболее достоверно, т.к. посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал бег между ними, он также говорил:«обучайтесь у меня вашим ритуалам[[Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль Албани 5061]] ». Так как он совершал это действие в Хадже, оно обязательно для исполнения, если нет довода на то, что оно не является обязательным. Аллах знает лучше. Ранее мы приводили хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что бег между Сафой и Марвой впервые был совершён Хаджар, т.к. она искала воду для своего ребёнка когда у неё закончились запасы еды и воды после того, как пророк Ибрахим (мир ему) оставил их там. Она испугалась, что её ребёнок погибнет и стала просить помощи у Аллаха. Так она продолжала смиренно бегать в этом благословенном месте между Сафой и Марвой в ужасе за себя и ребёнка, пока Аллах не избавил её от печали и не вывел источник Зам-зам, вода которого. «طَعَامُ طُعْمٍ، وَشِفَاءُ سُقْم» ( вкусная пища и исцеление от болезней). Во время бега между этими двумя холмами человеку следует осознать свою нужду в Аллахе в том, чтобы Он направил его сердце на прямой путь и простил его грехи. Также обращаться к Аллаху за помощью в избавлении от недостатков, а также, чтобы Он укрепил человека на прямом пути, как это делала Хаджар (мир ей).

Слово Всевышнего Аллаха: (وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا) А если кто добровольно совершает доброе дело. Некоторые считают, что здесь речь идёт о дополнительных кругах обхода между холмами восьмой и девятый раз. Другие считают, что речь идёт о совершении добровольного Хаджа или Умры. Третьи считают, что здесь речь идёт обо всех видах добровольного поклонения, как, например, считал аль-Хасан аль-Басри. Аллах знает лучше.

Слово Аллаха: (فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ) поистине, Аллах — Благодарный, Знающий. Аллах воздаёт за малое многим и не обделит никого в награде: (إِنَّ اللَّهَ لاَ يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ وَإِن تَكُ حَسَنَةً يُضَـعِفْهَا وَيُؤْتِ مِن لَّدُنْهُ أَجْراً عَظِيماً) Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой. (4:40)

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик