Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Ан-Ниса (Женщины), 6-й аят из 176

Информация
Подробная информация об аяте 4:6 на Quranic Arabic Corpus
Параметры
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
وَابْتَلُوا الْيَتَامَى حَتَّى إِذَا بَلَغُوا النِّكَاحَ فَإِنْ آنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْدًا فَادْفَعُوا إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ وَلَا تَأْكُلُوهَا إِسْرَافًا وَبِدَارًا أَن يَكْبَرُوا وَمَن كَانَ غَنِيًّا فَلْيَسْتَعْفِفْ وَمَن كَانَ فَقِيرًا فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ فَإِذَا دَفَعْتُمْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ فَأَشْهِدُوا عَلَيْهِمْ وَكَفَى بِاللَّهِ حَسِيبًا
Транслит
Wa Abtalū Al-Yatāmá Ĥattá 'Idhā Balaghū An-Nikāĥa Fa'in 'Ānastum Minhum Rushdāandfa`ū 'Ilayhim 'Amwālahum  ۖ  Wa Lā Ta'kulūhā 'Isrāfāan Wa Bidārāan 'An Yakbarū  ۚ  Wa Man Kāna Ghanīyāan Falyasta`fif  ۖ  Wa Man Kāna Faqīrāan Falya'kul Bil-Ma`rūfi  ۚ  Fa'idhā Dafa`tum 'Ilayhim 'Amwālahum Fa'ash/hidū `Alayhim  ۚ  Wa Kafá Bil-Lahi Ĥasībāan
Эльмир Кулиев
Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, излишествуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет.
Абу Адель
И испытывайте сирот (которые находятся на вашем попечении) (на умение правильно распоряжаться имуществом), пока они не достигнут брачного возраста. А если вы заметите в них правильность [праведность в Вере и умение правильно распоряжаться имуществом], то отдавайте им их имущество. И не пожирайте его [имущество сирот] расточительно и торопливо, пока они не вырастут (и не заберут у вас своего имущества). А кто (из вас) богат, пусть будет воздержан (и ничего не берет с имущества сироты); а кто (из вас) беден, пусть ест согласно мере [по мере необходимости] (когда вынужден). А когда вы отдаете им [сиротам] их имущество, то берите к ним свидетелей (чтобы застраховать себя от непризнания ими этой передачи). И довольно того, что Аллах ведет счет!
Толкование ас-Саади
Испытывайте сирот, когда они достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдайте им их имущество. Не пожирайте его, излишествуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет. [[Когда сирота приближается к своему совершеннолетию, опекуну полагается подвергнуть его испытанию и вручить ему часть его имущества, чтобы он правильно распорядился им. Благодаря этому опекун может определить, способен ли его подопечный принимать правильные решения. Если он распорядится имуществом недостойным образом, то опекун не должен отдавать ему оставшуюся часть имущества, а его подопечный считается неразумным человеком, даже если он уже достиг большого возраста. Но если его подопечный распорядится своим имуществом достойным образом и достигнет брачного возраста, то опекун обязан передать ему его имущество полностью. Опекунам запрещается расточать имущество своих подопечных, расходуя его на собственные нужды вместо того, чтобы довольствоваться своим имуществом, которое Аллах сделал для них дозволенным. Они не должны стремиться израсходовать имущество сирот, пока те являются малолетними детьми и не могут взять назад свою собственность или помешать им расходовать ее. Они не должны расточать его, опасаясь того, что их подопечные вырастут, отнимут у них свою собственность и не позволят им пользоваться ею. Однако именно так поступают многие опекуны, которые не испытывают страха перед Аллахом и не проявляют сострадания и доброго отношения к тем, кто находится на их попечении. Они считают, что им представилась возможность подзаработать, и без промедления совершают запрещенные Аллахом поступки, хотя Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу конкретный запрет.]]
Ибн Касир

Слово Аллаха: (وَابْتَلُواْ الْيَتَامَى) И испытывайте сирот. Ибн Аббас, Муджахид, аль-Хасан, ас-Судди и Мукатиль ибн Хаййан сказали: - проверяйте их умственные способности. (حَتَّى إِذَا بَلَغُواْ النِّكَاحَ) А когда они дойдут до брачного возраста – достигнут детородного возраста, согласно Муджахиду.

Большинство учёных считает, что совершеннолетие мальчика иной раз происходит с наступлением поллюций, т.е. семяизвержения во время сна. Абу Дауд передаёт в «Сунан», что Али сказал: «Я выучил от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) следующее: «لَا يُتْمَ بَعْدَ احْتِلَامٍ، وَلَا صُمَاتَ يَوْمٍ إِلَى اللَّيْل» «Нет сиротства после наступления поллюций, и нет молчания целый день до ночи».[[Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд (2873)]]

В другом хадисе, переданном Аишой и другими сподвижниками, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ، عَنِ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ، وَعَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ، وَعَنِ الْمَجْنُونِ حَتَّى يُفِيق» «Деяния трёх людей не записываются: ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия, спящего человека, пока он не проснётся, и полоумного, пока он не разумеет».

Достижение пятнадцатилетия так же принято считать совершеннолетием, т.к. в достоверном хадисе, приведённом в двух Сахихах от ибн Умара, он сказал: «В день битвы при Ухуде я попросил разрешения у посланника Аллаха (да благословитего Аллах и приветствует) участвовать в битве, мне было тогда четырнадцать лет. Он не позволил мне. В битве при Хандаке он позволил мне принять участие, тогда я уже был пятнадцатилетним юношей». Когда до Умара ибн Абдуль-Азиза дошёл этот хадис, он сказал: «Это возраст различия между совершеннолетием и малолетием». Есть разногласия по поводу того, можно ли считать признаком совершеннолетия волосы на лобке и вокруг половых органов. Сунна указывает на то, что это является признаком достижения совершеннолетия. Так в хадисе от имама Ахмада со слов Атии аль-Курайзи: «Нас представили пророку в день похода на племя Курайза (племя иудеев нарушевшее договор о перемирии). Пророк приказал смотреть у кого выросли лобковые волосы, того убить (т.е. всех курайзитов, достигших совершеннолетия). Я был мальчиком. Меня нашли несовершеннолетним(т.е. у меня ещё не было лобковых волос) и отпустили».[[Сахих, рассказал Ахмад в муснаде (383/4)]] (Этот хадис также приводится в четырёх сборниках Сунны. Ат-Тирмизи сказал, что это хороший и достоверный хадис).

Слово Аллаха: (فَإِنْ ءَانَسْتُمْ مِّنْهُمْ رُشْداً فَادْفَعُواْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ) То если заметите в них зрелость разума, отдавайте им их имущество. Саид ибн Джубайр сказал: « Их праведность в религии и гарантию на сохранность их имущества». Также считали: ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри и многие другие имамы. Богословы сказали, что когда подросток может быть самостоятельным в вопросах религии и имущества, опекунство снимается с него, а его имущество отдается ему опекуном.

Слово Аллаха: (وَلاَ تَأْكُلُوهَآ إِسْرَافاً وَبِدَاراً أَن يَكْبَرُواْ) И не пожирайте его расточительно и торопливо Аллах запрещает потреблять имущество сирот без необходимости. (إِسْرَافاً وَبِدَاراً) Расточительно и торопливо Торопясь успеть до достижения их совершеннолетия.

Затем Аллах сказал: (وَمَن كَانَ غَنِيّاً فَلْيَسْتَعْفِفْ) А кто богат, пусть будет воздержан – тот, кто богат настолько, что не нуждается в потреблении имущества сироты, пусть не берёт из него ничего. (وَمَن كَانَ فَقِيراً فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ) А кто беден, пусть ест с достоинством.

Ибн Абу Хатим передаёт, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: (وَمَن كَانَ غَنِيّاً فَلْيَسْتَعْفِفْ وَمَن كَانَ فَقِيراً فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ) А кто богат, пусть будет воздержан; а кто беден, пусть ест с достоинством – этот аят был ниспослан по поводу опекунов сирот, если они нуждаются, то могут потреблять его по мере нужды. (Аль-Бухари также передал этот хадис).

Богословы считают, что бедный имеет право на потребление имущества сироты по двум причинам: по мере потребности; и в качестве оплаты за опекунство. Однако они разошлись во мнениях по поводу того, следует ли опекуну возмещать потраченное имущество сироты при возможности или нет? Здесь существует два мнения: Нет…. Потому, что он потреблял имущество в качестве оплаты за труд и потому, что он беден. Это наиболее правильное мнение, которое также предпочли последователи аш-Шафии, т.к. аят позволяет потребление имущества без возмещения.

Имам Ахмад передаёт от Амра ибн Шуайба, а тот от своего отца, что человек как-то спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «У меня нет денег, но у меня есть сирота под моей опекой. Могу ли питаться с его имущества?» посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «كُلْ مِنْ مَالِ يَتِيمِكَ غَيْرَ مُسْرِفٍ وَلَا مُبَذِّرٍ وَلَا مُتَأَثِّلٍ مَالًا، وَمِنْ غَيْرِ أَنْ تَقِيَ مَالَكَ أَوْ قَالَ تَفْدِيَ مَالَكَ بِمَالِه» «Ешь из имущества твоего сироты без расточительства, излишка, без смешения (его и твоего имущества), и если это не для того, чтобы сохранить твоё имущество (путём потребления его имущества )».[[Рассказал ибн Хиббан в своём Сахихе (4244)]]

Да…. опекун должен возместить то, что он истратил из имущества сироты, ибо оно в основе запретно для потребления. Его можно потреблять при необходимости так же, как можно потреблять чужое имущество при нужде.

Ибн Абу ад-Дунья передаёт, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если мне придётся быть опекуном сироты, то я воздержусь от потребления из него, если я богат, и буду одалживать взаем, если я нуждаюсь,а при возможности я верну этот долг».

Слово Аллаха: (فَإِذَا دَفَعْتُمْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ)Когда вы отдаете им их имущество – после того, как они достигли совершеннолетия и зрелости разума, то отдайте им их имущество. Когда же вы его отдаёте. (فَأَشْهِدُواْ عَلَيْهِمْ) То берите к ним свидетелей Аллах повелевает опекунам сирот засвидетельствование акта передачи имущества, дабы в дальнейшем не случились иски и отрицания факта передачи имущества.

Затем Аллах сказал: (وَكَفَى بِاللَّهِ حَسِيباً) Но довольно того, что Аллах ведет счет – т.е. достаточно того, что Аллах – свидетель, ведущий счёт и наблюдающий за опекунами сирот. Он наблюдает за ними, когда они опекают сирот и когда отдают им их имущество, а также в каком состоянии его отдают: было ли оно в целости и сохранности или было неполным и неверно рассчитанным. В Сахихе Муслима приводится хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «يَا أَبَا ذَرَ إِنِّي أَرَاكَ ضَعِيفًا، وَإِنِّي أُحِبُّ لَكَ مَا أُحِبُّ لِنَفْسِي، لَا تَأَمَّرَنَّ عَلَى اثْنَيْنِ، وَلَا تَلِيَنَّ مَالَ يَتِيم» «О Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, и, поистине, я желаю тебе того же, чего желаю и себе самому, (а поэтому советую тебе): ни в коем случае не (берись) править (даже) двумя (людьми) и ни в коем случае не (берись) управлять имуществом сироты!»/[[Сахих Муслим (1826)]]

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик

Комментарии к аяту

Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.

Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.

Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.

В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.

Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.