Суры Корана

  1. Открывающая Коран
  2. Корова
  3. Семейство Имрана
  4. Женщины
  5. Трапеза
  6. Скот
  7. Ограды
  8. Трофеи
  9. Покаяние
  10. Иона
  11. Худ
  12. Иосиф
  13. Гром
  14. Авраам
  15. Хиджр
  16. Пчёлы
  17. Ночной перенос
  18. Пещера
  19. Мария
  20. Та Ха
  21. Пророки
  22. Паломничество
  23. Верующие
  24. Свет
  25. Различение
  26. Поэты
  27. Муравьи
  28. Рассказ
  29. Паук
  30. Римляне
  31. Лукман
  32. Земной поклон
  33. Союзники
  34. Сава
  35. Творец
  36. Йа Син
  37. Выстроившиеся в ряды
  38. Сад
  39. Толпы
  40. Прощающий
  41. Разъяснены
  42. Совет
  43. Украшения
  44. Дым
  45. Коленопреклонённые
  46. Барханы
  47. Мухаммад
  48. Победа
  49. Комнаты
  50. Каф
  51. Рассеивающие прах
  52. Гора
  53. Звезда
  54. Месяц
  55. Милостивый
  56. Событие
  57. Железо
  58. Препирающаяся
  59. Сбор
  60. Испытуемая
  61. Ряды
  62. Собрание
  63. Лицемеры
  64. Взаимное обделение
  65. Развод
  66. Запрещение
  67. Власть
  68. Письменная трость
  69. Неминуемое
  70. Ступени
  71. Ной
  72. Джинны
  73. Закутавшийся
  74. Завернувшийся
  75. Воскресение
  76. Человек
  77. Посылаемые
  78. Весть
  79. Исторгающие
  80. Нахмурился
  81. Скручивание
  82. Раскалывание
  83. Обвешивающие
  84. Разверзнется
  85. Созвездия зодиака
  86. Ночной путник
  87. Всевышний
  88. Покрывающее
  89. Заря
  90. Город
  91. Солнце
  92. Ночь
  93. Утро
  94. Раскрытие
  95. Смоковница
  96. Сгусток крови
  97. Предопределение
  98. Ясное знамение
  99. Сотрясение
  100. Скачущие
  101. Великое бедствие
  102. Страсть к приумножению
  103. Время
  104. Хулитель
  105. Слон
  106. Курейшиты
  107. Мелочь
  108. Изобилие
  109. Неверующие
  110. Помощь
  111. Пальмовые волокна
  112. Очищение веры
  113. Рассвет
  114. Люди

Аль-Фатх (Победа), 10-й аят из 29

Информация
Подробная информация об аяте 48:10 на Quranic Arabic Corpus
Параметры
Прослушать
Оригинал
Оригинал текст
إِنَّ الَّذِينَ يُبَايِعُونَكَ إِنَّمَا يُبَايِعُونَ اللَّهَ يَدُ اللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ فَمَن نَّكَثَ فَإِنَّمَا يَنكُثُ عَلَى نَفْسِهِ وَمَنْ أَوْفَى بِمَا عَاهَدَ عَلَيْهُ اللَّهَ فَسَيُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا
Транслит
'Inna Al-Ladhīna Yubāyi`ūnaka 'Innamā Yubāyi`ūna Al-Laha Yadu Al-Lahi Fawqa 'Aydīhim  ۚ  Faman Nakatha Fa'innamā Yankuthu `Alá Nafsihi  ۖ  Wa Man 'Awfá Bimā `Āhada `Alayhu Al-Laha Fasayu'utīhi 'Ajrāan `Ažīmāan
Эльмир Кулиев
Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха — над их руками. Кто нарушил присягу, тот поступил во вред себе. А кто был верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, тому Он дарует великую награду.
Абу Адель
Поистине, те (сподвижники), которые присягают тебе (о, Пророк) (в Худайбийе) (о том, что они не будут отступать), (на самом деле они) присягают Аллаху. [Этим самым они показывают, что они желают довольства Аллаха и Рая]. Рука Аллаха – над их руками. А кто нарушит (свою клятву), тот нарушает только против самого себя. А кто выполняет то, о чем заключил завет [договор] с Аллахом [что будет проявлять терпение при встрече с врагами], тому Он даст великую награду [Рай].
Толкование ас-Саади
Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха - над их руками. Кто нарушил присягу, тот поступил во вред себе. А кто был верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, тому Он дарует великую награду. [[Присяга, о которой идет речь в этом аяте, получила название «присяги довольства». Произошло это в Худейбии, где сподвижники присягнули на верность посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поклявшись не бросать его, даже если их останется мало и даже если в другое время они бы имели право сбежать. Они заключили завет с Господом, Чья Рука была над их руками, словно в тот момент они присягали Ему самому. Этими словами Господь хотел подчеркнуть важность этой присяги и побудить мусульман хранить верности данной ими клятве. Кто нарушит присягу, тот сам понесет бремя наказания. А кто будет верен завету с Аллахом, тот получит вознаграждение, о величине которого не известно никому, кроме Него.]]
Ибн Касир

Затем Аллах говорит в знак уважения и почета к Своему Посланнику: إِنَّ ٱلَّذِينَ يبَُايِعُونَكَ إِنَّمَا يبَُايِعُونَ ٱللَّهَ ﴿ «Воистину те, которые присягают тебе, присягают Аллаху». Как еще сказал Аллах: مَّنْ يُطِعِ ٱلرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ ٱللَّهَ ﴿ «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (Сура 4, аят 80).

يَدُ ٱللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ ﴿ «Рука Аллаха — над их руками» — т.е. Он находится рядом с ними, Он слышит их, видит их и знает все их тайное и явное. Аллах принимает присягу через Своего Посланника. Подобно этому Аллах сказал: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (Сура 9, аят 111).

Передается от Ибн Абу Хатима, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: من سل سيفه في سبيل الله فقد بايع الله «Кто обнажил свой меч на пути Аллаха, тот присягнул Аллаху» Также от Ибн Абу Хатима передается, что Ибн ‘Аббас (Да будет доволен им Аллах!) сообщил, о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал о Черном камне: والله ليبعثنه الله عز وجل يوم القيامة له عينان ينظر بهما ولسان ينطق به ويشهد على من استلمه بالحق فمن استلمه فقد بايع الله تعالى «Клянусь Аллахом, в День Воскресения Аллах пошлет ему два глаза, чтобы он смотрел ими, язык, чтобы он говорил им и свидетельствовал за того, кто прикладывался к нему во истине. И кто прикладывался к нему, тот присягнул Аллаху». Затем Посланник Аллаха прочитал: إِنَّ ٱلَّذِينَ يبَُايِعُونَكَ إِنَّمَا يبَُايِعُونَ ٱللَّهَ يَدُ ٱللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ ﴿ «Воистину те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха — над их руками» [[ Эти два хадиса от Ибн Абу Хатима не приводятся в «Мухтасаре» Мубаракфури, но приводится в «Мухтасаре» Сабуни.]]

Поэтому Аллах сказал: فَمَن نَّكَثَ فَإِنَّمَا يَنكُثُ عَلَىٰ نَفْسِهِ ﴿ «А кто нарушит (свою клятву), тот нарушает только против самого себя», — т.е. тот сам понесет бремя наказания, и Аллах не нуждается в нем. وَمَنْ أَوْفَىٰ بِمَا عَٰهَدَ عَلَيْهِ ٱللَّهَ ﴿ «А кто выполняет то, о чём заключил завет (договор) с Аллахом (что будет проявлять терпение при встрече с врагами), فَسَيؤُْتِيهِ أَجْراً عَظِيماً ﴿ тому Он даст великую награду», — т.е. щедрое вознаграждение. Эта присяга получила название «Присягя Довольства» (Байат ар-Редван). Ее принесли под деревом в аль-Худайбийи.

В тот день на верность Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) присягнули согласно одному мнению 1300 человек, согласно другому 1400, некоторые считают, что их было 1500, но более достоверное мнение что их было 1400 человек. У Бухари и Муслима со ссылкой на ибн Джабира (Да будет доволен им Аллах!) сообщается: «В день аль-Худайбийи нас было 1400 человек».[[«Сахих» Бухари 4840, Муслим 1856, Нисаа 2/341, Ахмад 3/396. (Это отрывок из хадиса в передаче от Ибн Джарира, о том как (сподвижники) испытывали жажду в день Худайбии, когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) вытащил из своего колчана стрелу и велел им воткнуть её в (этот источник), и вода не переставала бить для них ключом, пока (все) они не ушли (оттуда, утолив жажду).]] И у него спросили: «Сколько вас было в тот день?» На что он ответил: «Нас было 1400, но даже если бы нас было 1100, то и этого было бы достаточно». В обоих «Сахихах» в другой передаче (также) со слов ибн Джабира (Да будет доволен им Аллах!) передают, что их было 1500 человек.

Катада сообщил, что Саида ибн Мусайиба спросили « Сколько было присутствующих в день «Присяги Довольства» (Байят ар-Ридван)?» На что он ответил: «1500 человек» Другие сказали, что он сказал что их было 1400 человек.[Бухари 4153] Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал. «Он ошибся, когда сказал, что их было 1500 человек». Байхаки сказал: «Это передача (риваят) указывает на то, что он сначала сказал, что их было 1500 человек и ошибся, а потом сказал, что их было 1400».

Мухаммад ибн Исхак в «Жизнеописании Пророка Мухаммада» пишет: «Потом Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) позвал ‘Умара ибн аль-Хаттаба (Да будет доволен им Аллах!), чтобы послать его в Мекку и сообщить через него курейшитской знати о цели своего прихода. ‘Умар сказал: ‘‘О Посланник Аллаха! Я боюсь, что курейшиты меня убьют. В Мекке из племени ‘Адий нет ни одного человека, который бы меня защитил. Курейшиты знают мою враждебность и жестокость к ним. Но я тебе рекомендую послать более ценимого курейшитами человека, чем я, — ‘Усмана ибн ‘Аффана (Да будет доволен им Аллах!)’’. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) вызвал ‘Усмана ибн ‘Аффана (Да будет доволен им Аллах!) и послал его к Абу Суфьяну и курейшитской знати, сообщая им, что он не пришел для войны, а пришел, чтобы посетить Каабу и воздать надлежащие почести этой святыне. ’Усман (Да будет доволен им Аллах!) выехал в Мекку. Его встретил ‘Абан ибн Са’ид ибн аль-Ас — в самой Мекке или при въезде в нее — и повел его перед собой, взяв ‘Усмана под свою защиту, пока тот не выполнит миссию, возложенную на него Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!). ‘Усман (Да будет доволен им Аллах!) пришел к Абу Суфьяну и к вождям племени Курейш, и передал им слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Когда ‘Усман закончил говорить слова, порученные ему передать им, они сказали: ‘‘Если хочешь совершить обход Каабы, то совершай!’’ ‘Усман (Да будет доволен им Аллах!) ответил: ‘‘Я этого не сделаю, пока не совершит обход Посланник Аллаха’’. Тогда курейшиты его задержали. А до Посланника Аллаха и мусульман дошла весть, что ‘Усман ибн ‘Аффан (Да будет доволен им Аллах!) убит». Ибн Исхак продолжил свое повествование: «Рассказал мне Абдулла ибн Абу Бакр, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), услышав о том, что ‘Усман убит, воскликнул: « لَ نَبْرَحُ حَتْى ننَُاجِزَ الْقَوْم » «Мы не уйдем, пока не побьем курейшитов!» Посланник Аллаха призвал людей дать «присягу Довольства» и принимал ее, да благословит его Аллах и приветствует, под кроной дерева. Люди говорили, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) взял с них клятву биться насмерть. А Джабир ибн ‘Абдулла говорил: «Мы не давали клятву Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), что будем биться насмерть, а клялись лишь в том, что не убежим». Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!) присягнули все мусульмане, находившиеся в лагере, кроме аль-Джадда ибн Кайса. Джабир ибн Абдулла говорил: «Клянусь Аллахом, я смотрю на него и вижу, как он прицепился к подмышке своей верблюдицы, притаившись там от людей, как будто прилип к ней». Потом до Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) дошла весть, что сообщение об убийстве ‘Усмана (Да будет доволен им Аллах!) — неправда».[Ибн Хишам «Сира» 3/246]

Анас ибн Малик (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) велел принести «Присягу Довольства», ‘Усман ибн Аффан был послан Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) к жителям Мекки. Люди присягнули, и Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « اللهم إن عثمان في حاجة الله تعالى وحاجة رسوله » «О Аллах! ‘Усман пошел по делам ради Аллаха и Его Посланника», возложив одну свою руку поверх другой. Рука Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) за ‘Усмана (Да будет доволен им Аллах!) лучше, чем его собственные руки» [Абу Дауд 2726]

Сообщается, что Нафи‘, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Люди говорят, что (‘Абдуллах) Ибн ‘Умар принял ислам раньше ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, однако это не так. В день Худайбийи ‘Умар послал ‘Абдуллаха за своей лошадью, находившейся у одного из ансаров, чтобы сражаться верхом на ней. В это время люди приносили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клятву у дерева, о чём ‘Умар не знал. Что же касается ‘Абдуллаха, то он (сначала) дал клятву, а потом отправился за этой лошадью и привёл её к ‘Умару, когда тот надевал свои доспехи, готовясь к бою. ‘Абдуллах рассказал ему, что люди дают посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клятву под деревом, и (‘Умар) отправился туда, а (‘Абдуллах) находился вместе с ним, пока он (‘Умар) тоже не поклялся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вот почему (некоторые) люди говорят, что Ибн ‘Умар принял ислам раньше ‘Умара». [Сахих» Бухари 4186]

У Бухари со ссылкой на Ибн ‘Умара (Да будет доволен им Аллах!) сообщается: «Люди, которые были с Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), разбрелись под тенью деревьев. Потом они собрались вокруг Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), и ‘Умар (Да будет доволен им Аллах!) сказал: ‘‘Абдулла, разузнай, почему вокруг него собрался народ’’. Ибн ‘Умар, увидев, что они приносят присягу, присягнул и сам, а потом вернулся к ‘Умару (Да будет доволен им Аллах!), и он тоже пошел и присягнул». [Сахих Бухари 4187]

Лейс сообщил, что Джабир сказал: «В День Худайбийи нас было 1400 человек и мы присягнули ему. Умар (также) дал присягу под деревом. Мы присягнули на то, что не разбежимся (с поля боя), но не присягнули на смерть» [«Сахих» Муслим 1856, Байхаки 4/136] Бухари передал от Салямы ибн аль-Уку’а (Да будет доволен им Аллах!), который сказал: «Я дал клятву верности Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) под деревом. Язид спросил меня: ‘‘Абу Саляма, в чем вы клялись тогда?’’ Я ответил: ‘‘Сражаться насмерть’’». [«Сахих» Муслим 76, 1858]

В обоих «Сахихах» со слов Са’ида ибн аль-Мусейба сообщается: «Мой отец был среди тех, кто присягал Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) под деревом. Он сказал: ‘‘На следующий год, совершая Хадж, мы не могли найти это дерево’’» [«Сахих» Бухари 4164, Муслим 1859]

Аль-Хумейди передал, что Джабир (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «В день Худайбийи Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал нам: « أَنْتُمْ خَيْرُ أَهْلِ الَْرْضِ الْيَوْم » «Вы — лучшие люди сегодня на земле», а было нас тысяча четыреста (человек), и если бы я мог видеть сегодня, то обязательно показал бы вам то место, где стоит это дерево». Суфьян сказал: «Мы разошлись во мнениях о его место положение».[«Сахих» Бухари 4154, Муслим 1856] Имам Ахмад передал от Джабира (Да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « لَ يَدْخُلُ النَّارَ أَحَدٌ مِمَّنْ بَايَعَ تَحْتَ الشَّجَرَة » «Никто не войдет в Ад из тех, кто присягнул под деревом». [«Сахих» Ахмад 3/350]

Ибн Джарир передал, что Джабир сказал: «Рассказала мне Умм Мубашшир, что она слышала, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) в присутствии Хафсы (Да будет доволен ею Аллах!) сказал: « لا يدخل النار إن شاء الله تعالى من أصحاب الشجرة الذين بايعوا تحتها أحد » «Не войдет в Ад, с соизволения Аллаха Всевышнего, никто из тех сподвижников кто давал присягу под деревом» На что я сказала: «Да, о, Посланник Аллаха». Хафса (Да будет доволен ею Аллах!) спросила: (А как же слова Аллаха): وَإِن مِّنكُمْ إِلاَّ وَارِدُهَا ﴿ «Каждый из вас войдет в него» ? На что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует ) ответил: « Аллах сказал об этом: ثُمَّ ننَُجِّي ٱلَّذِينَ ٱتَّقَواْ وَّنَذَرُ ٱلظَّٰلِمِينَ فِيهَا جِثِيّاً ﴿ ‘‘Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях’’» (Сура 19, аяты 71-72).[ Муслим 2496]

Также пришло от Джабира, что раб Хатыба ибн Абу Балты [[ Бухари и Муслим передают что Али ( Да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) дал задание мне, Зубайру и Микдаду сказав: «Поезжайте в Раудат Хах. Там находится женщина в паланкине, у которой будет письмо: отберите его у неё!» После этого мы двинулись в путь и гнали лошадей во весь опор, пока не достигли Раудат (Хах), где (действительно) обнаружили в паланкине женщину, которой велели: «Доставай письмо!» Она сказала: «Нет у меня никакого письма!» Тогда мы сказали: «Доставай письмо, а иначе мы обязательно разденем тебя!» - и она вытащила его из своих волос. После этого мы доставили его пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!) и оказалось, что в нём (написано следующее): «От Хатиба Ибн Абу Бальта‘а…» (В этом письме Хатиб) извещал находившихся в Мекке людей из числа многобожников о некоторых делах пророка. (Ознакомившись с содержанием письма, в котором было написано: «Ей Курайшиты! Посланник Аллаха идет на вас с войском, которое покрывает все вокруг подобно ночи, которое течет как наводнение. Клянусь Аллахом, что если бы даже он пошел на вас один, Аллах дал бы ему победу и завершил бы то, что он предначертал для вас (поражение). Аллах настоящий друг и помощник ему. Берегитесь же его». /См.Тафсир Куртуби/») , пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) воскликнул: «Что же это, о Хатиб?!» (В ответ ему Хатиб) сказал: «Не спеши (осуждать) меня, о посланник Аллаха! (Дело в том, что) я был одним из курайшитов, но к числу их не относился. У мухаджиров, которые находятся с тобой, есть в Мекке родственники, и они защитят их семьи и имущество, а поскольку у меня среди (курайшитов) родственников нет, я и захотел сделать для них что-то, чтобы защитить своих близких, и я не делал этого ни от неверия, ни потому, что решил отступиться от своей религии и ни, оттого, что я показал согласие неверию после того как стал мусульманином!» (Выслушав его,) пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Он действительно сказал вам правду», что же касается ‘Умара, то он воскликнул: “О посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этого мунафика!” (в другом предании: « О посланник Аллаха! Я отрублю голову ему, ибо он стал неверным»). На это пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, он участвовал (в битве при) Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам!”?» (Бухари и Муслим)]] пришел к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) с жалобой на Балту сказав: «О Посланник Аллаха Хатыб войдет в огонь». На что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « كذبت، لا يدخلها فإنه قد شهد بدراً والحديبية » ‘‘Ты лжешь! Не войдут в него те кто присутствовал при Бадре и Худайбийи’’» [«Сахих» Муслим 162, 2195]

Поэтому Всевышний Аллах сказал, воздавая похвалу этим сподвижникам: إِنَّ ٱلَّذِينَ يبَُايِعُونَكَ إِنَّمَا يبَُايِعُونَ ٱللَّهَ يَدُ ٱللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ ﴿ « Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха — над их руками. فَمَن نَّكَثَ فَإِنَّمَا يَنكُثُ عَلَىٰ نَفْسِهِ وَمَنْ أَوْفَىٰ بِمَا عَٰهَدَ عَلَيْهِ ٱللَّهَ فَسَيؤُْتِيهِ أَجْراً عَظِيماً ﴿ А кто нарушит (свою клятву), тот нарушает только против самого себя. А кто выполняет то, о чём заключил завет [договор] с Аллахом [что будет проявлять терпение при встрече с врагами], тому Он даст великую награду ». И как еще сказал Всевышний Аллах: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом (в день Худейбии). Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (Сура 48, аят 18).

Изучение аята
Я изучил и понял данный аят!
Видео
Добавить новый видеоролик

Комментарии к аяту

Написание новых комментариев отныне отключено. Изначально предполагалось, что комментарии будут писать для более глубоких размышлений над смыслами Корана, но оказалось, что мусульмане в русскоязычном сегменте на данный момент способны только писать про какие-то незначительные ошибки в текстах переводов, за которые автор сайта в любом случае не несёт никакой ответственности, ибо он лишь публикует труды других людей для более удобного ознакомления с их текстами, и об ошибках более правильно было бы писать авторам переводов, а не автору сайта.

Вторым по популярности видом комментариев оказались сообщения необразованных мусульман, толком не понимающих Ислам в свете Корана и сунны и несущих на сайт различные искажённые идеи, не имеющие почти ничего общего с полноценным пониманием Ислама знающими людьми. Часто эти люди не оказываются способны даже прочитать полностью все толкования к тому аяту, который они решили обсуждать.

Третий вид комментариев - сообщения от христиан, типично желающих протолкнуть свою идеологию на мусульманский сайт, что естественно никогда не будет являться допустимым здесь в силу того, что Аллах детально и подробно разъясняет в множестве аятов Корана те ошибки в убеждениях современных христиан, которые им было бы хорошо исправить, но они этим, конечно же, заниматься не собираются. Данный разговор закрыт и обсуждениям на Коран Онлайн не подлежит.

В свете вышеуказанных причин, автор сайта в данный момент более не видит никакого смысла оставлять открытой возможность писать новые комментарии на Коран Онлайн, ибо они лишь тратят впустую время на модерацию и реакцию на в большинстве своём бестолковые и просто вредительские сообщения от различных невежд этого мира. Изучайте внимательно толкования известных учёных, изучайте тексты Корана и хадисы и устремляйте свои сердца к истине, а не к различным новоизобретённым идеям, которые кажутся привлекательными необразованным душам. Благо - в глубоком знании, а не в следовании страстям. И пусть Аллах поведёт всех достойных этого людей прямой дорогой.

Также, если у кого-то всё ещё присутствует желание обсудить более детально некоторые аспекты Ислама - вы всегда можете погрузиться в один из других благих проектов и сообществ, которыми занимаются другие русскоязычные мусульмане, и о которых вы можете почитать на отдельной странице.